Молокане

Духовные христиане
Тикунов В. А.

Вино, веселящее сердце

Лекция, прочитанная 12 августа 1998 года старцем Василием Алексеевичем Тикуновым на Слёте Молодёжи в Слободке

1.

Поскольку все христианское мировоззрение должно базироваться на учении и опыте жизни Иисуса Христа, то и проблема отношения христианина к вину и пьянству должна в своей основе иметь такое же отношение к вину, какое имел Сам основатель христианства — Иисус Христос. Но для полноты нашего мировоззрения давайте рассмотрим этот вопрос с различных позиций, начиная с отношения к вину атеистов (не удивляйтесь, потому, что и они имели свой взгляд на пьянство, опираясь на коммунистическую мораль), ветхозаветных пророков и праведников, рассмотрим вопрос: пил ли вино Христос и закончим новозаветным учением о вине и отношением к нему христиан.

Но я хотел бы начать с того, что когда-то побудило и меня исследовать библейское отношение к вину. Однажды мне попадается небольшая книжонка, не помню её названия, что-то вроде «Религия и нравственность». Написана она, ясное дело, атеистом. Он, обращаясь к читателю, пишет: «Товарищи, давайте посмотрим чему учит религия, какая мораль проповедуется ею. Мы часто слышим от верующих, что религия учит чистоте жизни и возвышенной нравственности, но так ли это на самом деле?» И автор обращает внимание читателей на христианство и начинает с Православной церкви. «Когда я присмотрелся к Православной церкви», — пишет он, — «то заметил, что ни один православный праздник, начиная с Пасхи, не обходится без пьянки. Тогда я стал спрашивать у служителей:
— «Вы христиане?»
— «Да», — отвечают мне.
— «Так почему же вы пьёте?»
— «А нам наша христианская вера не запрещает пить», — был мне ответ. Тогда я обратился к источнику христианского вероучения и стал исследовать этот вопрос по ней. И что же я в ней обнаружил, товарищи?

Оказывается, все библейские праведники были пьяницами. Первый праведник Ной, спасшись от потопа, поспешил отметить своё спасение и напился до пьяна. Другой праведник Лот напился до того, что стал сожительствовать со своими дочерьми».

Итак, перечисляя по порядку, автор доходит до Христа и пишет: «Оказывается, и сам основатель христианской религии был не прочь попьянствовать» и указывает на 11 главу от Матфея. Затем он приводит случай, когда Христос на браке в Кане Галилейской совершает чудо — претворяет воду в вино, интерпретируя это, как желание Христа напоить всех до умопомрачения таким большим количеством (6 водоносов по 135 литров каждый) хорошего, то есть, крепкого вина. Таким же способом он объясняет и причины говорения апостолами на языках, в день Пятидесятницы, приводя в подтверждение, что ап. Петр на упрёк сбежавшихся людей, что, мол, они пьяны, не нашёл для оправдания ничего иного, как только сослаться на то, что ещё утро и рано быть пьяными. Не пропустил атеист и любимое пьяницами место, где ап. Павел советует своему ученику, епископу Тимофею, пить не одну только воду, но и вина также.

Закончив сей перечень, автор предложил ошеломлённому читателю самому проверить по Библии все его описания и сравнить христианскую мораль с её попустительством пьянства с моралью коммунистической, осуждающей пьянство и призывающей к трезвости.

Помню, что когда я прочитал эту книжку, я был так поражён, что не мог целую неделю ни спать спокойно, ни есть нормально. Думал: вот так «подковал» он христиан и действительно «подковал». Подогнаны все места из Библии и опорочены все праведники, которых он сделал пьяницами. Вот, мол, она — ваша христианская мораль.

Тогда я стал молиться и заново исследовать эту тему от начала Библии и до конца.

До Ноя о вине ничего не сказано. Впервые упоминается оно в связи с опьянением Ноя, когда Ной после потопа насадил виноградник и произвёл первый эксперимент с вином. По-видимому он не знал, что из этого получится, но когда опьянел, то обнажился и обнажённым лежал в своём шатре. Тут и увидел его пьяным и нагим младший сын Хам и рассказал об этом своим братьям. Тогда братья, войдя задом в шатёр, покрыли наготу отца. Когда же Ной проснулся и узнал о поступке младшего сына Хама, то проклял сына Хама — Ханаана, своего внука. Конечно, проклясть Хама он не имел права, тот получил со всеми спасшимися от потопа благословение Божие. И проклял Ханаана очень страшным проклятием: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Страшное проклятие. Быть рабом очень страшно, унизительно и обидно, но насколько страшнее быть рабом у рабов. Я задумался: что же получается — первая выпивка и такое следствие — проклятие!

Стал я исследовать дальше, дохожу до Лота. Бог избавил Лота от гибели Содома и Гоморры, вы все знаете эту историю. Жена Лота превратилась в соляной столб, остался Лот со своими дочерьми. Те же, думая, что кроме них не осталось никого из их племени, решают для продолжения своего рода напоить отца и переспать с ним. После этого у одной дочери рождается сын Моав, у другой Бен-Амми. От этих сыновей происходят два народа — моавитяне и аммонитяне, и вся дальнейшая их судьба под проклятием. Через всю Библию звучит: проклят Моав, проклят Аммон, ни один моавитянин и ни один аммонитянин не могут войти в общество израильское. А почему же они прокляты, в чём причина? А причина опять связана с опьянением их праотца Лота. И всюду, где вино и пьянство — следом следует проклятие.

Библия, настолько правдивая книга, что не умалчивает ни о каких сторонах человеческой жизни и описывает всё так, как было.

2.

Следом идут пророки, и все пророки обличают
в пьянстве свой народ. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос.4:11) — пишет пророк Осия. «И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили» (Иоил.3:3) — обличает Иоиль, «и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис.5:12) — укоряет Исаия и таких обличений очень много. Где вино, там о деле Господнем никто помышлять не будет. Там люди живут одним днём, совершенно не помышляя о своём будущем. Пророка волнуют приближающиеся бедственные дни, осада Иерусалима, голод, пленение, «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!» (Ис.22:13), — звучит ему в ответ принцип жизни людей мира сего. Но за всеми этими обличениями следует предупреждение о наказании. «И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрёте, сказал Господь, Господь Саваоф» (Ис. 22:14).

Можно много говорить и приводить примеры об отношении к вину пророков, но хочу закончить ещё одним местом из песни Моисея, которую тот по повелению Бога оставил как свидетельство на сынов Израилевых (Втор.31:17). В песне звучит предупреждение народу Божьему об опасных путях языческих народов, об опасности поклонения чужим богам и наряду с этим предупреждение о вине, «ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозди их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор.32:32,33). И мудрый Соломон не забывает в книге Притчей упомянуть о бедах, присущих пьянству. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Прит.23:29-35).

3.

Теперь давайте рассмотрим вопрос: пил ли
Христос вино или же нет? Вот здесь ребята приводили место, где Сам Христос говорит: «Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьет, и говорят: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами её» (Матф.11:18,19). Вот, мол, это сказал Сам Христос, и слова эти нельзя обойти. Да, это говорит Сам Христос, но Он приводит слова, которые говорили о Нём и об Иоанне Крестителе люди. Люди говорили о Христе, что Он обманщик, что в Нём бес, что Он самарянин, не исполняет субботу, запрещает платить подати и многое другое. Мы ещё вернемся к этому месту и увидим, в чём оправдание премудрости чадами ее.

Мне часто приходилось говорить с любителями выпить, и я заметил, что каждый любитель выпить прекрасно знает все места в Писании, которыми он мог бы оправдать своё пристрастие к выпивке.

Хочу теперь обратиться к Новому Завету, к христианству. Первый вопрос, который должен определить отношение к вину христианина — пил ли вино Сам Христос? Многие хотят доказать, что пил. К примеру, восточный учитель Раджнеш учил, что Христос не лишал Себя радостей земных, ел и пил вино и с мытарями, и с грешниками; не лишал Себя и женщин, водил с Собою блудницу Марию. И все эти выводы он основывал на тех же Евангелиях, которые читаем все мы. При поверхностном чтении вроде бы всё так и есть, но начните исследовать Евангелие внимательней и найдете, что оно нигде не описывает Христа смеющимся или веселящимся. Наоборот, мы чаще видим в ней Христа плачущего, скорбящего, тоскующего, часто молящегося, а почему? Потому, что уже в пророках было сказано о Нём, что Он «муж скорбей и изведавший болезни», «Он был презираем и мы ни во что ставили Его», что «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни», что «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём» (Ис.53:3,4,5). Жизнь Его была в муках за грехи наши и было ли Ему время смеяться и веселиться, когда Его постоянно окружала людская злоба, неверие, насмешки, клевета? Но вернёмся к нашей беседе.

И вот, когда пришел Христос, говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её». Конечно, о Христе говорили многое, мы уже говорили об этом. Помните, когда привели Иисуса в синедрион и «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Матф.26:59- 61). Я задавал вопрос многим, даже пресвитерам и спрашивал: говорил ли такие слова Христос? И большинство отвечало, что говорил. Тогда в чём же их лжесвидетельство? А в том, что Христос говорил «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19), а они изменили в Его словах всего лишь слово, и смысл Его высказывания изменился. Как часто мы не придаем большого значения словам Писания и изменяем их для оправдания своих пороков.

Обидно слышать, когда порой утверждают, что в Писании есть такие слова «пей, но не упивайся», которых нет и в помине, но болезненное стремление выдать желаемое за действительное, ставит таких людей в близость к лжесвидетелям на Христа. И вот пьяницы делают Христа тоже пьяницей, прелюбодеи — прелюбодеем, воры — вором. Мне приходилось слышать, как утверждали, что Христос, посылая учеников за ослицей перед входом в Иерусалим, посылал их на воровство.

А теперь давайте посмотрим: пил ли вино Христос или не пил, а если и пил, то какое вино? И в чём это оправдана премудрость чадами её? В том ли, что Христос пьянствовал? В этом ли оправдание премудрости? Нет, конечно. А чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем книгу Притчей и прочтём из 9 главы. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Прит.9:1-6). Премудрость тоже призывает пить вино, но «вино, мною растворённое». А теперь откройте 20 главу, первый стих. «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий увлекающийся ими, неразумен». Смотрите, Премудрость призывает пить вино, растворенное ею, то есть премудростью, и есть её хлеб, и оставить неразумие и ходить путём разума, а о вине буквальном сказано, что увлекающийся ими неразумен.

О Христе сказано, что «почиёт на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума…» (Ис.11:1-3). А там где вино — там неразумие. И потому апостол Павел пишет: «Итак, не будьте нерассудительны… и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:17,18). Вот чем оправдывается премудрость и не теми, кто пьет глумливое вино, а чадами её, теми, кто исполнен Духа Святого.

Ещё в ветхом завете люди, увлекавшиеся вином, считались негодными людьми. Вы помните, наверное, рассказ, когда бездетная Анна пришла в храм и молилась Господу о даровании ей ребёнка, которого она дала обет посвятить Богу, то как долго она молилась, священник Илий счёл её пьяною и сказал ей: «доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина
твоего». А Анна отвечала ему: «не считай рабы твоей негодною женщиною… вина и сикера я не пила». /1Цар.1/.

Я уже приводил слова Моисея о вине буквальном, которое «от виноградной лозы Содомской и полей Гоморрских». С какой же лозы вино Премудрости? — Христос говорит о Себе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более приносила плода» /Ин.15:1,2/. Вот от какой лозы нужно пить вино премудрости, вино духовное, которое не сделает его неразумным, но даст ему разум, просветит его очи, его ум. А не такое, какое употребляли священники во времена пророка Исаии, так что тот вынужден был их обличить — «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» /Ис.28:7/, «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» /Ис.28:8/, «все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» /Ис. 56:10/, «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» /Ис.5:22/.

Поэтому, когда два сына первосвященника Аарона, Наддав и Авиуд, внесли чуждый огонь в скинию, то сразу же были убиты огнём от Господа. И следом за этим Господь даёт повеление Аарону — «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» /Лев.10:1,2,8/. Возможно, что этим «чуждым огнём» и было употребление ими вина, но и возможно, что они внесли чуждый огонь из-за того, что были пьяны, во всяком случае повеление о вине следует сразу же за этим событием.

4.

Теперь же, говоря о служителях Нового Завета, апостол Павел даёт такие повеления, что епископ, среди прочих качеств не должен быть пьяницей (Тит.1:7), также и диаконы должны быть не пристрастны к вину (1Тим.3:8), и «таких надобно прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения». Когда же благовествование стало распространяться в среде язычников, которые были любители пьянства, то апостол дает указание, что «Лучше не есть мяса, не пить вина и не
делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» /Рим.14:21/. Следовательно, вино является соблазном, а Христос сказал, «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» /Лук.17:1,2/. И если вчера привели несчастную душу ко Христу из бездн пороков и грехов, а сегодня её вновь соблазняют вином, говоря, что понемногу не грех, и вновь эту душу ввергают в тину.

Часто ссылаются на сотворенное Христом чудо на браке в Канне Галилейской, когда Христос воду претворил в вино, приводя это чудо как позволение в торжественных случаях пить вино. Я тогда говорю, что такое вино, которое сотворил Христос и я выпью с радостью, но не то вино, которое продается на прилавках магазинов и которое «из лоз Содомских и полей Гоморрских», и от которого вряд ли оправдается премудрость.

Порой ссылаются и на апостола Павла, который даёт повеление Тимофею «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23). Очень странное повеление апостола, который сначала учит, что лучше не есть мяса и пить вина, что епископов и диаконов пристрастных к вину не допускать до служения, а потом дает повеление употреблять немного и вино. Получается, что Павел явно противоречит себе, то запрещая, то, наоборот, повелевая. Ссылаются на то, что Павел повелевает это ради болезней желудка и других телесных недугов, как лекарственное средство, но это тем более непохоже на Павла, который обладал даром исцелений и даже воскрешал других, тем более мог бы уж исцелить своего любимого ученика Тимофея. Неужели эта болезнь не поддавалась исцелению силой Духа, а требовалось прибегнуть не к какому-то особому лекарству, а именно к вину?

Конечно, вы ещё не так хорошо знаете Писания, но я постараюсь разъяснить вам и это место. Все послания апостола Павла к Тимофею и Первое и Второе, Павел пишет как епископу церкви и учит Тимофея, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:14,15). А Церковь есть Тело Христово, знаете ли вы это? Христос есть глава, а все верующие — члены. И из этих посланий Павла мы видим, что эта Церковь была духовно больна, в ней и женщины были болтливы, в ней и пренебрегали юностью Тимофея, уклонялись в пустословие, вступали в словопрения, случались ссоры, были злые люди и обманщики. Церковь была больна и её необходимо было лечить, а так как сам Тимофей был ещё юн, то апостол и советует ему пить не одну воду, т. е. заниматься только чтением Писаний и исполнением одних предписаний, но и употреблять немного вина, вина духовного, вина Духа Святого, вина премудрости, духовных откровений, от которых стал бы излечиваться организм церкви. Мы знаем, что съедаемая пища должна попасть в желудок, т. е. во внутреннюю жизнь, а её одними нравоучениями не исцелить. Как часто бывает в наших церквах, что встанут, прочтут из Писаний главу и садятся, и никакого истолкования, никакого поучения, никакого откровения. И тогда от одной водицы начинаются заболевания церковных желудков. Начинаются в церкви споры, разногласия, Слово Писания не исследуется углубленно, женщины оказываются болтливы. Вот о каком вине говорит Писание.

5.

Говоря об Иисусе Христе следует выяснить — был ли Иисус назореем? Впервые упоминание об Иисусе как о Назорее упоминает евангелист Матфей в связи с поселением Иосифа с семьёй в «городе называемом Назарет». При этом Матфей добавляет: «да сбудется реченное чрез пророков, что Он (Иисус) Назореем наречется» (Матф.2:23) (В протестантской канонической Библии написано «чрез пророка», что не соответствует истине). Подчеркиваю — Назореем, а не назаретянином или назарянином, что относило бы имя к названию места или города, как это обычно употреблялось среди иудеев. Всех толкователей Библии этот стих приводил в затруднение: почему «Назорей», а не «назарянин» и у каких пророков об этом написано? Само слово «назорей» переводится в двух значениях: как «отрасль» и как «отделенный».

Рассмотрим несколько мест связанных с назорейством. Вот, скажем, об Иоанне Крестителе написано, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). В ссылке у Матфея на пророчество о Христе, что Он Назореем наречется, указывается на пророка Исаию 11 главу, первый стих, в котором написано: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его и почиет на Нем Дух Господень». Рождение Самсона, который также был назореем, связано с запретом на употребление вина и сикера (Суд.13:1-5).

О назореях можно сказать, что это люди исполненные Духа Святого и потому исполняющие обет (обещание) воздержания, в том числе и от вина и сикера, т. е. спиртных напитков. Святой Дух и употребление вина оказываются несовместимыми друг с другом, как несовместимы мудрость и разум с глупостью и нерассудительностью. И потому апостол Павел пишет: «Итак, не будьте нерассудительны… не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:17,18). А о Христе сказано, что на Нем «почиет… Дух Господень, дух премудрости и разума» (Ис.11:2). Следовательно, там где вино — никакой мудрости и никакого Духа Святого быть не может, а только нерассудительность.

Некоторые думают, что в словах Матфея: «да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется» подразумевается проживание Иисуса в городе Назарете. Действительно, иногда Его называли и Иисусом Назарянином (Лук.4:34) и Иисус не отрицал этого, так же как и не отрицал, когда Его называли Назореем. Вспомните случай, когда Иуда приводит воинов схватить Иисуса, то Иисус спрашивает их: «кого ищите? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я.» (Ин. 18:4,5) и так повторяется дважды. Иисус соглашается с тем, что Его называют Назореем и подтверждая это говорит — это Я. Или же возьмем другой пример, когда в день Пятидесятницы, после сошествия Духа Святого на апостолов, Петр обращается к сбежавшемуся на шум народу и говорит: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога…» (Деян.2:22). Здесь уже апостол называет Его Назореем. Так же и апостол Павел вспоминая свое обращение, описывает как осиял его великий свет с неба и он «услышал голос, говоривший…: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Я отвечал: «кто Ты, Господи?» Он сказал мне: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». И все пророки пишут о грядущем Миссии, Христе, как об отделённом и посвященном для Бога человеке, т. е. Назорее. Вот почему Матфей и говорит: «да сбудется реченное чрез пророков…». И как назореями становились по избранию Божьему (Амос 2:11), или чрез обет посвящения, получая при этом Духа Святого, так и Христос получает назорейство и чрез избрание Божье (Ис.42:1), и чрез обет Своего посвящения Богу для исполнения воли Божией. Так и написано: «Посему Христос, входя в мир, говорит:… вот, иду, как в начале написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:5-7,9). И когда в Гефсимании Он скорбит и тоскует перед предстоящим распятием, то в молитве просит: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39).

Подтверждая Его назорейство, т. е. отделенность, апостол Павел пишет: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше небес» (Евр.7:26).

Во Христе и каждый христианин становится избранным Божьим сосудом, исполненным Духа Святого и получает духовное назорейство. И как несовместимо с этим будет употребление им вина и тем более поощрение к употреблению вина других братьев. Не к таковым ли относятся слова пророка Амоса: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это…? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте» (Ам.2:11,12).

6.

Поэтому и мы, верующие люди, если хотим следовать за Христом, то должны пить то вино, которое предлагает Христос и есть тот хлеб, о котором Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:53-57).

Когда же перед смертью Он берет чашу с вином и говорит: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:26-28), то в этой чаше не могло быть вино, потому что, при внимательном изучении Библии мы находим, что пасха, которую совершали израильтяне и которая была связана с исходом из Египта, запрещала не только употребление квасной пищи, но даже и присутствие в домах чего-либо квасного в дни праздника (Исх. 12:15). Виноградный сок мог быть, если только он не перебродил, но вино никак. Но у евреев виноградный сок также назывался вином. Поэтому мы не можем согласиться с тем, что Христос пил на вечере вино.

И хотя любители выпивки, особенно из среды верующих, пытаются доказать, что Христос пил, и Писание не запрещает употребления вина, то они тем самым возводят на Христа ложь. В основе таких доказательств лежит ничто иное, как оправдание своих пороков и незнание Писаний, как когда-то сказал таковым Господь: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Матф.22:29).

Иоанн Креститель, пришедший приготовить путь Господу «не пил вина и секиры». И совсем не случайно смерть этого праведника, проповедника покаяния, который сам был весь проповедью покаяния, произошла по причине пьянки на дне рождения беззаконного царя Ирода. Напившись пьяными, они забавлялись танцами, и когда дочь Иродиады, танцуя, угодила царю, тот, раздобрившись, пообещал дать ей всё из просимого. Та на радостях и поспешила к матери, давно пылавшей злобой на Иоанна Крестителя за его праведные обличения, — «проси голову Иоанна Крестителя», — был совет матери. И вот великий праведник, никогда не пивший вина, умирает от рук пьяниц. Какая закономерность: пьянь губит праведность, которая должна была приготовить путь Господу. И там где начинается пьянство, там путь ко Христу уже закрыт, там тьма и власть сатаны.

В Откровении о Вавилоне, великой блуднице, жилище бесов и пристанище всякому нечистому духу, сказано, что «яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр.18:2), и потому апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином (в оригинале — не пейте вина), от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18). Вавилон, символ противодействующей Христу силы поит народы вином, чтобы удалить их от Христа.

А мы, верующие во Христа, должны показать чистоту жизни и трезвость, как и написано: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор.15:34), «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Иисус однажды рассказал своим ученикам притчу, имеющую непосредственное отношение к нашей теме: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.24:43-51).

7.

Некоторые могут сказать, что можно выпить немного без всякого вреда и дурных последствий, на это я хочу сказать, что тот пьяница, который напился и валяется под забором уже не вредный и не опасный, но тот, кто выпил рюмку или две, он-то как раз и представляет самую большую опасность, потому что такой человек может и оскорбить, может и ударить, может и убить. Об этом свидетельствует и статистика, по которой 90% преступлений совершаются под действием винных паров. Да и как можно определить: кого считать пьяницей и сколько граммов надо выпить, чтобы попасть под действие алкоголя?

Давайте посмотрим на государственную службу — автоинспекцию. Вот автоинспектор останавливает подозрительного водителя и говорит ему: «ты пьян». «Я не пьяный», — увертывается шофер. Тогда инспектор достает лакмусовую бумажку и говорит: «а ну дыхни». Дыхнул шофер, и бумажка изменила цвет, «значит ты пьяный», — говорит инспектор. «Да нет же», — отпирается водитель, — « я всего лишь 50 граммов выпил», но для инспектора и закона имеет значение не количество выпитого, а наличие спиртного в организме шофера, и тот уже нарушитель закона и у него отнимаются права.

А христиане пытаются установить какие-то эталоны позволительности, когда сам мир признает непозволительность употребления вина на ответственных постах ни в каких дозах. Наличие даже незначительного количества спиртного в крови человека делает его потенциальным преступником. Мы не говорим уже о спортсменах, которые совершенно воздерживаются от спиртного для достижения физических успехов и побед, зная, что спиртное мешает для нормального функционирования организма. Тем более верующему человеку, стремящемуся к духовным высотам, непозволительно употребление спиртного.

8.

В молодости мне пришлось беседовать с одним нашим старцем, Ступенькиным Василием Васильевичем, и на его вопрос о моем отношении к употреблению вина, я ответил, что как и все, ради немощи желудка, употребляю понемножку. В то время я только ступил на путь веры. А он мне говорит: «Знаешь что, родимый, если сказано — не укради, то украл ты иголку или стог сена, ты всё равно становишься вором. Так же и в отношении других грехов и пороков. По сто ли граммов выпиваешь, по литру ли — ты всё равно пьяница». Апостол Павел во многих местах предупреждает: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны, ] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:18-21). «почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет.4:4). И разве в реальной жизни не насмехаются ли над человеком, который бросает пьянку — «святой стал» — говорят. «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1Пет.4:5), «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1Пет.4:14).

Верующие люди должны быть светом для других, чтобы, видя их чистоту жизни и другие потянулись бы к её источнику — Богу. Но если вдруг они увидят тебя, проповедника чистоты жизни, сидящим в капище за стаканом вина, то ты послужешь только к соблазну немощного брата, за которого пролил Кровь Свою Христос, потому что тот может сказать: «если ему можно, а мне тем более, он уже учитель, а я всего лишь слушатель». И станет он пить и курить, и прочее, и таким образом погибнет брат твой, за которого умер Христос. Потому и советует апостол говоря: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21). Эти слова ещё раз подтверждают, что вино служит соблазном. А мы знаем, что горе тем, кто сеет соблазн и губит братьев своих по вере.

Поэтому Священное Писание и говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:8-11). А если омылись, то для чего вновь возвращаться к тому, от чего омывались. Не получится ли так, как написано, что как «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи, так глупый повторяет глупость свою» (2Пет.2:22, Прит.26:11). И если после омытия и освящения позволительно пить вино, то значит должны быть позволительными и воровство, и блуд, и другие вышеперечисленные грехи. Но тот же апостол советует не только не возвращаться к прежней греховной жизни, но даже «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11).

9.

В книге Премудрости Соломона есть прекрасные слова о том, что «свято хранящие святое — освятятся». Воистину, если хранить и почитать святое — обязательно очистишься и освятишься. А если в святость привнести немного нечистоты? Там святости уже не будет. Всё освящается через Слово Божие и молитвы, так что если вы решились стать на путь жизни, путь ведущий к Богу и святости, то чаще обращайтесь к Слову Писания и молитвам, вращайтесь среди духовных братьев, участвуйте в церковной жизни и Господь Сам подкрепит вас на вашем пути и поможет освободиться от многих пороков. Только в своих исканиях вы должны почитать святое и чистое. «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). Аминь.
Тикунов Василий Алексеевич

Опубликовано 12.08.1998 г.