Молокане

Духовные христиане
Тикунов В. В.

Поэт земли русской

Был день ранней весны 1994 года. Я возвращался из Черни домой в Слободку и ждал на автовокзале автобуса. Ко мне подошел Борис Михайлович[1], которого я близко не знал, но часто видел на планерках в совхозе «Чернский». Поздоровавшись, он сказал мне, что пишет стихи. Думая, что это его любительское увлечение, наподобие моего, я ответил ему, что тоже временами пишу стихи. Он этому обрадовался и стал рассказывать мне о законах поэзии, созвучии слов, ассоциациях и, к примеру, привел несколько четверостиший из своих стихов. Я был поражен. Сила и звучание его стихов выходили за рамки любительской поэзии и намного превосходили то «стихоплетство», которым баловался я. Так завязалась наша дружба.

Встречаясь, мы разговор наш начинали с поэзии. Он говорил о проблемах с изданием своих сборников, интересовался проблемами нашего обустройства в Слободке. Мы, группа молокан[2], вынужденных переселенцев из республик Закавказья, пытались в то время компактно обустроиться в деревне Слободка, которую нам любезно предоставили власти Чернского района и руководство совхоза.

Бориса Михайловича, человека верующего и глубоко набожного, наверняка заинтересовала и вера молокан, и он, как мне думается, навел о молоканах справки. Но обладая природным тактом, он не пытался напрямую завести об этом разговор, зная, что русское сектантство в нашей литературе было представлено в негативном свете. И разговор о вере и Боге завел первым я. Голованову оказалась не чуждой библейская тематика, и он поведал мне о том, что тема веры в Бога, так или иначе присутствует в его стихах, а некоторые напрямую касаются осмыслению библейских сюжетов. И что у него есть стихотворение «Кровь Адама» и по этому стихотворению назван сборник его стихов «Адамова кровь», и если мне интересно, то он подарит мне его. Так у меня появился первый сборник его стихов, который он подписал «Брату по вере и духу Тикунову Виктору от автора Бориса Голованова».

В этом сборнике были и другие стихи, касавшиеся темы веры и Бога, которые показались мне не той глубины и содержательности, которая должна сопровождать эти насущные темы отношений человека с Богом. Оказалось, что знания о библейских сюжетах почерпнуты им не из самого первоисточника Библии и Евангелий, а из классической литературы. Тогда я подарил ему Библию в надежде, что он почерпнет из нее темы для своих стихотворений. Мне думается, что результатом его знакомства с Вечной книгой стал сборник стихов под названием «Душа говорит с небесами».

Костяком нашего переселенческого контингента была молодежь и чтобы поддержать ее в тех нелегких условиях жизни, в которых оказались они, будучи оторванными от родного дома, не первый год, живя в походных условиях, когда домом для тебя является бывшая барская усадьба с прогнившей крышей или металлические стены вагончиков, мы провели встречу с другой молоканской молодежью из Тамбова и Воронежа. Организовали им матч с местной футбольной командой, свозили в Ясную поляну, а потом решили организовать встречу с Головановым. Борис Михайлович с радостью откликнулся на наше приглашение.

Был чудесный июльский день, щебетали птицы, тихо шумели сосны, под тенью ветвей которых Борис Михайлович встретился с молоканской молодежью. С первого прочитанного стихотворения контакт с молодежью был установлен.

Было время — любили женщины
Посмотреть со мной на луну.
Среди тех, кто другим незавещанный,
Подыскал я себе одну.

Для нее мне делать хочется.
Все удары судьбы стерплю.
Потому что, не за отчество, —
Говорила, за уши люблю.

Не боюсь ни жары и ни стужи.
Начинает голос звенеть.
Вот что значит — хорошие уши
Родителей заиметь.

«Мне хочется вам сказать следующее: вот я с вами посидел за обедом, принял совместную трапезу, и понимаете, я почувствовал себя, ну как в одной семье. Очень хорошо, что вы такие молодые тянетесь к тому, к чему люди, осознавая или не осознавая это — они к этому тянутся. Тянутся к Богу. У меня стихов много разных, всяких, но я сейчас найду вам одно стихотворение для которого может быть надо пройти жизнь. Оно о том, что люди в итоге приходят к Богу. Недаром говорится, что все мы под Богом ходим. Называется стихотворение «Тайная сила»».

Молодежь была вовлечена в живое общение с поэтом, соприкоснулась со стихотворным изложением внутренних духовных переживаний верующего человека. Спустя несколько лет после этой встречи, я встретил в Тамбове нескольких участников той встречи с Поэтом. И к моему великому изумлению, они прекрасно помнили ту встречу и даже зачитали строки из одного стихотворения. Это уже признание того, что это настоящий поэт и его поэзия проникает и живет в душах людей.

Однажды Борис Михайлович побывал и на молоканском собрании (так молокане называют свое богослужение). Ему дали слово и он прочел несколько стихов из своего сборника «Душа говорит с небесами». Итогом его общения с молоканами в Слободке стало его стихотворение «Слободка».

Ах, Слободушка, ты, Слободка!
Лес, поля да трава в росе.
И походкою неторопкой.
Километра три от шоссе.

Молокане пустили здесь корни,
По-хозяйски обжили места.
И любого напоят — накормят,
Православно целуя в уста.

Словом добрым душу утешат —
Им не надо иной судьбы:
От полей веет ветер свежий,
Щедро лес раздает грибы.

Малыши растут краснощекими,
Лук, картошка, фасоль — свои,
Вечерами летними щелкают,
Заливаются соловьи.

Здесь малодушки ходят женственно,
На руках нося малышат.
Здесь бежественно и торжественно
Молоканские песни звучат.

Смотрит солнце тепло и приветливо.
Ходят куры и утка, и гусь.
Всех людей ты и птицу приветила,
Синеглазая добрая Русь!

.
Виктор Васильевич Тикунов,
друг поэта

Фрагмент из книги Марии Наумовой «Самородок» (О жизни русского поэта. Воспоминания друзей)


  1. Борис Михайлович Голованов (5 августа 1938 г. – 17 февраля 2012 г.) — российский писатель. Член СП России (с 1998 г.). Родился в станице Н-Никольская Красноармейского района Краснодарского края. Окончил ф-т рус. яз. и литературы Новосибирского пед. института в 1972 г.. Работал в газетах Смоленской (1975—77 гг.) и Горьковской (1977—78 гг.) областях, директором типографии в г. Чернь Тульской обл. (1980—82 гг.), худ. руководителем Дома культуры (1982—85 гг.), зам. директора совхоза (1985—87 гг.). Автор книг, изданных в Туле: «Адамова кровь» (1996 г.); «Интересный карандаш» (1997 г.); «Звезды над Чернью» (1997 г.); «Душа говорит с небесами» (1998 г.); «Ледяная горка» (1998 г.); «Аппетит» (1998 г.); «Загадки и считалки» (1998 г.); «Березовая горница» (1999 г.). Печатался в альм. «Прикосновение». Переводил стихи с азерб., алтайск., укр. языков. Жил в пос. Велье-Никольское, Чернского райна Тульской обл..

  2. Молоканство — одна ветвей русского сектантства именующего себя Духовных Христианством. В основу веры взято евангельское изречение Иисуса Христа, что Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Евангелие от Иоанна гл. 4, ст. 24). Молоканам присущ отказ от видимой атрибутики веры, отсутствие церковной иерархии и необходимости в священства. В прошлом учение молокан было определено как «рационалистическая догма». Название «молокане» получило за употребление молока в скоромные (постные) дни и впервые так были названы в донесении Тамбовской консистории в 1767 году. Численность молокан перед революцией составляла порядка миллиона человек. После революции молоканство сохранилось в основном в республиках Закавказья, Средней Азии, США, Мексике, Канаде. В настоящее время, переселившись из Закавказья, молокане расселились в Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской, Тульской, Тамбовской и Воронежской области.

Опубликовано 30.12.2012 г.