Молокане

Духовные христиане
Бураковский Г. Г.

Молоканство — пласт духовной русской культуры

Молоканское движение уже сегодня нуждается в новом восходящем витке, который укрепил бы его позиции в современном обществе. Мы можем обеспечить этот виток через участие в решении насущных проблем страны — производство продуктов питания, решение проблем переселенцев и беженцев, экономических проблем и проблем экологических, связанных со здоровьем населения и проблемами воспитания духовно — здорового поколения.

Потребности Молоканского движения, как показывает обобщённый анализ состояния общин, высказанный на местах, на съездах и в письмах молокан в Союз ДХМ и редакцию журнала «Духовный Христианин», сводится к следующим основным задачам:

Чтобы охватить такой широкий круг задач по Возрождению и Развитию Молоканского движения, необходима глубокая и тщательная проработка каждого из вопросов.

У нас есть все основания считать, что Молоканское движение является элементом общей Русской Духовной Культуры, ещё мало известной общественности. Поэтому в целях придания Молоканскому движению общекультурной значимости, исследовательская и практическая Программа Возрождения и Развития нашего движения получила название:

МОЛОКАНСТВО — ПЛАСТ ДУХОВНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Генофонд русских молокан должен ещё в значительной степени сохранить структуру генофонда, сложившуюся у русского населения к 16-17 векам. Этот генофонд сохраняется сегодня как «реликтовый» благодаря относительной брачной изоляции молокан. В силу поддержания здорового образа жизни при соблюдении религиозных традиций молокане повсеместно отличаются долгожительством, что представляет общетеоретический интерес для медиков и биологов. Можно предположить, что выбор безобрядовой формы вероисповедания, в условиях широко-распространенной формы государственной религии — Православия, поддерживался не только в силу традиции — выход и вход в общину всегда был свободен, но и в силу определённых, до сих пор, не изученных унаследованных психологических черт, присущих русскому населению. Стойкость и жертвы, на которые шли молокане во имя убеждений, позволяют предположить это.

Этнографы и религиоведы уже давно обратили внимание на русское молоканство и сделали его предметом своих исследований. Медики, генетики и антропологи по-видимому ещё не проявили должного внимания к этой группе русского населения.

Молоканский вероисповедальный и этнокультурный Центр готов содействовать проведению научных исследований, ориентированных на изучение биологической и социальной структуры молоканского населения и примет активное участие в этой работе. В настоящей публикации Молоканский вероисповедальный и этнокультурный Центр Союза ДХМ предлагает Проект собственной исследовательской и практической Программы для ознакомления с ней как молокан, так и всех заинтересующихся сотрудничеством с Союзом ДХМ.

Не прервать связь между поколениями в духовной жизни — вот основная задача нашего движения.

А эта связь передаётся через опыт в процессе общения. Духовный опыт накапливается с возрастом и наиболее богат он у старшего поколения. Старшая и старческая возрастные группы в оставшееся время земной жизни значительно снизили потребность в физическом плане и значительно ограничили возможности действия в материальном мире. Зато у старейшин выражены тяга к духовной жизни и общинности, они для нас тот прообраз, который мы должны запечатлеть, чтобы потом поступать по образу и подобию. Наши старцы нуждаются в теплоте и уходе, им нужны Библии, пища, медикаменты, одежда, совет, слушатели, журнал «Духовный Христианин», газета «Весть». Они могут рассказать «как было» и пожелать, чтобы они хотели увидеть в будущем, предупредить о камнях преткновения.

Наибольшие надежды по возрождению Молоканского движения связаны с активностью молодых и зрелых возрастов. При этом юноши и девушки ещё не оторвавшиеся от «ядерной» семьи — должны чувствовать заботу со стороны общины и Союза ДХМ.

Поэтому сохранение связей с молоканской молодёжью на время учёбы, вступлении в брак вне общины должно быть задачей движения.

В деятельности Союза Общин ДХМ, в его печатных органах молодые должны найти интересные материалы, позволяющие им видеть высокий духовный и интеллектуальный уровень, возможность найти поддержку в реализации личных потребностей, вплоть до удовлетворения научных интересов, установить связи по интересам, реализовать себя в совершенствовании, воспитании личности.

Дух науки, дух высокой нравственной культуры обязательны и в Молоканстве, и его нужно поддерживать и развивать.

В Молоканстве этот дух присутствует уже изначально — Строительство, Возрождение и Развитие Молоканского движения без него просто невозможно.

Дух народности в Молоканстве требует специального рассмотрения. Духовное Христианство, которым является Молоканство — является народным движением в христианстве, не административно возникшей религиозной системой, а «стихийно» развившимся направлением в христианском вероисповедании на основе определённых природой унаследованных потребностей в непризнании авторитарного, властного начала в духовной жизни человека, что есть истинная свобода. При этом следует учитывать, что в силу закона о «расщеплении признаков» по Менделю, в среде молокан неизбежно будут рождаться люди, у которых проявится стремление властвовать в духовной сфере.

Именно поэтому не следует создавать предпосылок для возникновения духовенства, наподобие того, что существует в других религиозных конфессиях.

Ведь религиозная жизнь человечества настолько многообразна, настолько вариабельна, что каждый может найти для себя приемлемую форму свободы и подчинения.

Молоканство силой никогда никого не удерживало. Оно объединяет в себе приверженных к нашему движению не силой принуждения, а силой добровольного подчинения традиции и желания сохранить эту традицию. Именно в этом состоит уникальность Молоканского движения.

Нас немного, нас и не должно быть много, и мы должны понимать, и поэтому ещё больше ценить участие в движении каждого человека, каждой отдельной личности.

Время показало особую роль женщины в поддержании общинной молоканской традиции, как хранительницы очага, огня духовного нашего Молоканства. Иной раз можно услышать — «одни женщины, одни старики и старухи ходят в собрания, нам молодым там не интересно». Чтобы понять, что происходит в молитвенном доме, в самом себе надо неустанно трудиться духом, стараться понять, а не отвергать того, что не понимаешь лишь потому, что показалось скучно.

На основании знакомства с опытом других в духовном прозрении и приобретается свой собственный духовный опыт. Только так и можно добиться понимания духовной жизни и высокой духовности.

Единожды прозреешь и будешь прозревать всю жизнь.
Бураковский Георгий Георгиевич,
«Млечный Путь» № 1, 1996 г.

Опубликовано 30.12.1996 г.