Молокане

Духовные христиане

Издана «Память о Чухур-Юрте» Жируевой Т. М.

Вышла книга о молоканском селе в Азербайджане Чухур-Юрте «Память о Чухур-Юрте» написанная Татьяной Михайловной Жируевой. Книга отличного качества и большого формата с множеством фотографий. В книге описана история села, его жителей, достопримечательности.

image-24-377x512

Название «Чухур-Юрт» официально было утверждено Административным управлением Каспийской области и позднее одобрено Кавказским наместником в 1844 году Воронцовым. С 1833 года наши молокане начали обживать покинутое много лет назад мусульманами, а затем русскими, урочища, недалеко от Шемахи. С первых дней пребывания в Закавказье наши уже знали, какое название дадут селу. На исторической встрече кавказцев и молокан в горах Кавказа с имамом Шамилем и Байсангуром Бенойским молокане принимают предложенное им название будущего поселения и дают обет: «Новое поселение молокан будет называться Чухур-Юрт». Вновь образованные молоканские поселения, начиная с 1827 года, были утверждены Административным управлением Каспийской области и получили официальные названия: «Астрахановка», «Хильмилли», «Марьевка», «Новодмитриевка» и другие, это по-нынешнему Шемахинскому району. Ширваншахи дают свои названия новым молоканским сёлам: «Хильмилли — Кызылчай», «Астрахановка — Кызмейдан», «Марьевка — Назархана», «Новодмитриевка — Курпасы» и т. д.

Старшина Бучнев Пётр и сельский судья Василий Шелудяков зимой 1843 года были приглашены на аудиенцию к Ширваншахам в Шемаху, где им было объявлено название нашего села, официально данное Административным управлением, и название, данное Ширваншахами. Бучнев Пётр и Шелудяков Василий категорически отказываются от предложения Ширваншахов, объясняя это тем, что все в округе уже давно село называют Чухур-Юрт, а сельчан — чухур-юртцами. Но их ответ не принимается Ширваншахами. Твёрдость и непоколебимость старшины и судьи раздражает их. Переговоры ведутся день, два, три, но к консенсусу стороны не приходят. Татарским языком в совершенстве владели Корнев Никит и Половинкин Алексей, оба прошли хорошую практику по ведению дипломатических переговоров, живя на Чёле на земле Мусаева с самим Хаджи Мусой Ибрагим-Беком. Старшина села Бучнев Пётр направляет Корнева Никита и Половинкина Алексея на переговоры в Шемаху в резиденцию Ширваншахов. Отправились они в сопровождении Захара Бучнева и его закадычного друга Ивана Макеева, и двух братьев Свихнушиных — Прокопия и Егора, в полной парадной форме казаков, при оружии и шашках. Корнев Никит в своей речи приводит два основных довода: разрешение, полученное от наместника Кавказа Ивана Паскевича на самостоятельный выбор территориального заселения, и обет, данный Байсангуру Бенойскому и имаму Шамилю старцами-молоканами. Никит Корнев, один из участников последней встречи молокан с Байсангуром Бенойским и имамом Шамилем в горах Кавказа, владея в совершенстве татарским языком, рассказывает Ширваншахам об их исторической встрече и о том, какую неоценимую помощь и уважение нам, молоканам, оказали эти прославленные предводители горцев. Бучнев Захар говорил, что ещё живя на Тереке, уже тогда они были наслышаны о них, об их воинской славе и благородстве. Конечно, Ширваншахи хорошо знали Байсангура Бенойского и имама Шамиля, и то, что Центральная власть признаёт их как сильных, серьёзных, достойных противников и то, что Байсангур и имам Шамиль пользуются уважением не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. Самым веским аргументом послужили имена Байсангура и имама Шамиля. Братья Свихнушины, Прокопий и Егор, говорили об особом отношении Царского дома к казакам, о том, что мы — донские и терские казаки. С трудом, но название села «Чухур-Юрт» отстояли.
Жируева Т. М., Память о Чухур-Юрте.
– Пятигорск : Изд. «Колибри», 2013. – 269 с. : с ил..

Опубликовано 30.10.2013 г.