Молокане

Духовные христиане
ИА «АмурИнфо», http://amur.info Овсийчук Н. М.

История семьи Саяпиных

Из цикла передач «История одного рода»

В последние годы очень много людей стали интересоваться историей своей семьи, и многие часто говорят одну и ту же фразу: как жаль о том, что многое упущено. Что вовремя не спрашивали ни о чём, а теперь спросить уже не у кого. Старшее поколение уходит. Но остаются воспоминания, фотографии, и благодаря уважительному отношению к памяти о предках сохраняются в домах вот такие истории.

«Жизнь человека только миг в безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых она становится нетленной.
Всё это так, да вот беда, что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?»

«И действительно, кто наши предки? — продолжает Зоя Фёдоровна Саяпина, — род, Родина — слова одного корня. Человек рождается и умирает, чтобы продлить свой род».
Зоя Федоровна и её внучка Светлана уже несколько лет занимаются историей семьи. Корни их родословного древа — в Самарской губернии. Там жил их прадед — Фёдор Духанин.

«И однажды к ним в село приехал чиновник и говорил, что тем, кто переедет на Дальний Восток, будут предоставлены льготы. И тогда семья подумала, что если переедут те, кто равны по своему положению, может, и жить будет легче?»

Приехав на Амур, Духанины поселились в селе Жариково Тамбовского района. Их потомки и сейчас живут там же — на земле своих предков. Ещё в 1890 году в Самарской губернии у Фёдора Духанина родился сын, Семён. Так продолжается летопись семьи. Фотографии Семёна Фёдоровича и его жены Анны Михайловны Косициной сохранились. Так же, как и воспоминания о молодости Семёна Духанина.

«Семёну Федоровичу в то время, когда переезжали на Амур, было 14 лет, — рассказывает Зоя Фёдоровна Саяпина, — а вот революцию он встретил в Петрограде. Он был активным человеком, был в красногвардейских отрядах. После установления советской власти он вернулся в Амурскую область, в село Жариково».

В годы гражданской войны и установления советской власти на Дальнем Востоке крестьяне страдали больше всего. Сёла переходили то к белым, то к красным, то японские солдаты хозяйничали, то партизаны. Семёну, как и его односельчанам, нужно было и воевать, и хлеб растить, и детей поднимать. А было их у Духаниных 10 человек.

«И, тем не менее, он жил полнокровной жизнью, — продолжает рассказ Зоя Фёдоровна, — ему было до всего дело, он был членом правления колхоза. Но вот в один из дней заседания правления подошла машина, взяли жариковцев активных и увезли, даже не дали попрощаться. Потом мама вспоминала, что у неё было двоякое чувство: вроде боролись люди за советскую власть, и потом этих же людей забирали. Так вот и увезли отца нашей мамы Надежды Семёновны».

Семён Фёдорович был расстрелян 27 мая 1938 года. Анна Михайловна растила детей одна. Всем старалась дать образование. В селе была хорошая четырёхлетняя школа. Построили её сами жариковцы. Ещё в 20 годы в селе прошло общее собрание, крестьяне хотели, чтобы дети учились. Решили: на каждого ребёнка закупить по одному бревну. Так и была построена двухэтажная школа. Надежда Семёновна Саяпина — одна из дочерей Семёна и Анны Духаниных — тоже училась в этой школе. А перед войной, уже после ареста отца, закончила курсы трактористов. В военные годы механизаторами работали девушки. На войне Надежда потеряла первого мужа Павла Советникова и уже после войны вышла замуж за фронтовика, односельчанина Василия Саяпина. Военные воспоминания своего деда Светлана Брюнина знает почти наизусть.

«Спешат тягачи с орудиями, танки, штурмовики, а моему прадеду — перевозчику снарядов — никак не перебраться через речку. И тут на помощь приходит чешка. Отдаёт новые брёвна, заготовленные для своей избы, на переправу советскому батальону. Снаряды подвезли вовремя, но прадедушка вспоминал — съездить бы в Чехословакию и сказать: большое солдатское спасибо! В спешке-то и не поблагодарили…».

Василий Кузьмич и Надежда Семёновна дали начало новой ветви генеалогического древа — Саяпиным. В семье росли трое детей: Владимир, Валентина и Сергей. Теперь у них уже свои дети и внуки.

«Вообще, хотели бы мы продолжить наши исследования, — говорит Зоя Фёдоровна, — но дело в том, что многих сейчас уже нет, хватились мы поздно, но все равно историю своей семьи нужно знать. Так же, как и историю страны. Если мы не будем знать своё прошлое, то через 40-50 лет всё может повториться. И это мы видим сейчас. Знать историю своего рода надо».
Овсийчук Наталья Михайловна,
журналист г. Благовещенска.

Опубликовано 28.08.2014 г.