Молокане

Духовные христиане
ИА «АмурИнфо», http://amur.info Овсийчук Н. М.

История рода Гуниных

Из цикла передач «История одного рода»

Село Чуевка было образовано в конце 19 века и входило в состав самой крупной тогда Гильчинской волости. Основали его, как и многие другие сёла, прибывшие в край переселенцы. Среди них были предки Ивана Юрьевича Гунина.

«По историческим показаниям, вот отсюда начиналось это село, — рассказывает Иван Юрьевич, — здесь хутора были, и владения Чуевских молокан отсюда начинались. Есть записи, что началось заселение села 8 марта 1888 года. Но на самом деле это было года на 4 раньше. Это тоже было зафиксировано в метрических книгах исторически, когда кто-то рождался».

Представьте себе, уже в конце 19 века здесь стояли дома. Возделывались пашни, кипела жизнь. Сегодня пределы села Чуевка примерно раз в пять меньше. Почти на въезде в село сохранился самый старый дом — постройка вековой давности. Почти все дома и сейчас расположены вдоль центральной сельской улицы.

«Вот этот дом и эта усадьба, — показывает Иван Юрьевич, — это наше родовое место, в этом доме мы все выросли. На данный момент брат проживает у меня здесь. Тогда в деревне очень много было народу, и очень густонаселённая деревня была — в каждом дворе не менее 5-6 человек детей было, и мы играли в разные игры. Потом подрастали — волейбол, на танцы бегали, разными видами спорта занимались.
А вот эта улица — это первая главная улица, которая была основана первыми жителями. А мы стоим напротив дома основателя села — Порохова Ивана Симоновича».

В Чуевке куда ни кинь взгляд — везде история. Живут здесь многие годы потомки первых поселенцев. Патриархальный их уклад шум цивилизации не нарушает. Дома расположены как и прежде — строго по прямой линии вдоль берега реки. Дворы в основном добротные, чисто и уютно. И кажется, будто вернулись мы на сто лет назад — в бывшее молоканское ело. Где почти все друг другу родственники. И пришли в гостеприимный дом потомков рода Гуниных, где нас встречают двоюродная сестра и брат Ивана Юрьевича.

«Наша родословная идёт с четвёртого поколения, — продолжает рассказ Иван Юрьевич, — приехал Гунин Иван — отчество пока не установлено — ну, а у него сыновья, которые положили начало династии остальным поколениям. Яков, Александр, Осип — это наш дед, прямой потомок. И Григорий Иваныч — это прямые потомки, четыре брата».

В семье Осипа и Марии Гуниных были 8 детей. Юрий — младший сын, и Вера — средняя дочь. Родители наших героев. В начале 20 века в селе почти все семьи имели большие хозяйства, и село считалось богатым. На зависть соседям.

«Говорят, магазин вот здесь был, так его закрыли, потому что ничего в магазине не брали — всё своё было, — рассказывает Людмила Быстрова (из рода Гуниных). — Обижались соседи, почему в Чуевке такие богатые люди, а в Кузьме (Козьмодемьяновке) — нет. Так они ходили в церковь, чтобы святым молиться. Она называлась Кутеевка раньше. А теперь Козьмодемьяновка, в честь вот этих вот святых».

«А когда началась коллективизация, — продолжает Василий Михайлюк (из рода Гуниных), — ведь очень многие в деревне жили добротно, зажиточно — стали раскулачивать. Пришлось всё отдавать. Люди всё бросали и уезжали».

В тридцатые годы многие чуевцы, в том числе и Гунины, были раскулачены и репрессированы. Родных Осипа Ивановича и его самого арестовали по обвинению в Зазейском восстании и антисоветской агитации. В шестидесятые годы, когда случилась реабилитация, семье выдали справку.

«Здесь написано, что Гунин Осип Иванович умер 25 января от абсцесса лёгкого ЗК — в заключении. И подумали мы — где же он умер, могила сохранилась? Написал я письмо в ФСБ — прошу оказать помощь в розыске такого-то».

Из ФСБ пришёл ответ, что Осип Иванович был расстрелян ещё в декабре 1937 года.

«Ну, а остальные там трое расстрелянных, и ещё 7 человек осуждены к разным срокам. В ссылку в Хабаровский край. И того из нашей родословной 10 человек репрессированы».

В годы Великой отечественной войны трое братьев: Иван, Анатолий и Василий погибли, трое вернулись домой. Александр — старший из братьев дошёл до Берлина.

С установления истиной гибели деда и началось в семье активное изучение родословной. Своими изысканиями поделился с Гуниными ушедший уже односельчанин Николай Михайлович Кременцов — тоже из потомков первопоселенцев. Он создал по воспоминаниям карту — облик старого села.

«Вот улица идёт, и здесь такие фамилии, которые даже и не звучат сейчас. Большие фамилии: Анфиногеновы, Фроловы, наш родственники, Бударины –название сохраняется в селе Бударино, что в сторону Липовки. То есть такую огромную площадь чуевские молокане занимали! Сейчас выясняем, что пришли они с Тамбовской губернии, Борисоглебский уезд, село Уварово. Правда, времени не хватает на все поиски, вот когда на пенсию выйдем тогда точно всё найдём», — улыбается Иван Юрьевич

Иван Юрьевич Гунин сейчас самый старший в роду Гуниных, от этого он чувствует особенную ответственность — за то, чтобы дети в этой семье знали свои корни.
Овсийчук Наталья Михайловна,
журналист г. Благовещенска.

Опубликовано 11.06.2014 г.