Молокане

Духовные христиане
Фролов Д. И.

Интервью с В. В. Болдыревым в Ташкенте

top-384x512
Василий Васильевич Болдырев, Ташкент, 2016 год

Интервью Дмитрия Фролова с бывшим пресвитером ташкентского молоканского собрания — Василием Васильевичем Болдыревым, которое состоялось 29 апреля 2016 года в Ташкенте.

Василий Васильевич предоставил фотографии ташкентской общины, и, что особенно ценно, списки членов общины, составленные в советское время (≈ 50-х годах).

Молокане, Ташкент, 1970-е.

Молокане, Ташкент, 1970-е.

Молокане, Ташкент, 1990-е.

Молокане, Ташкент, 1990-е.

Василий Васильевич Болдырев, Ташкент, 2016 год.

Василий Васильевич Болдырев, Ташкент, 2016 год.

Именной список членов общины верующих истинно-духовных христиан /молокан/, проживающих в г. Ташкенте, ≈ 1950-е.


«Он очень религиозен и многие темы в разговоре с ним так или иначе касаются религии. Но при этом с ним интересно общаться, он живой и энергичный в свои 80 лет, несмотря на больные ноги, отчего ходит медленно и с тростью. Сейчас Василий Васильевич посещает баптистское собрание, так как молоканское, которое он возглавлял с 80-х, уже не существует около десяти лет. Его предки Болдыревы-Богдановы родом из Карсской области, в 1920-х переселились в Сальские степи, где в Привольном и родился в 36-м году Василий Васильевич, а в Среднюю Азию его семья приехала в 47-м.»
Дмитрий Фролов


Интервью Дмитрия Фролова с Василием Васильевичем Болдыревым, Ташкент, 2016 год.


Последний из молокан Ташкента

На майские праздники этого года я планировал путешествие по Средней Азии. Давно хотел посетить Узбекистан с его древними городами, пустынями и восточным колоритом. Но не только красота востока тянула меня туда, но и история молоканства. А ведь не многие знают, что и в те далекие от нас места Центральной Азии история когда-то забросила наших братьев – молокан.

Найти в огромном Ташкенте молокан не легче, чем иглу в стоге сена. Один я бы никогда не справился с этой задачей, но на помощь пришли Герман Стрельников и Игорь Гузиков – исследователи молоканской генеалогии, создатели сайта молокане.рф. Через своих друзей им удалось найти дом пресвитера Ташкентского собрания, Василия Васильевича Болдырева, связаться с ним и передать мне координаты.

Я прилетел в Ташкент ночью 29 апреля. А утром сразу же отправился в гости к пресвитеру, в район метро Буюк Ипак Йули (Великий Шёлковый путь). Дом Василия Васильевича оказался совсем небольшим и смотрелся откровенно бедно и запущено в сравнении с соседними особняками. Местные узбечки у магазина подтвердили, что в доме живет русский дедушка. Я постучался.

Василий Васильевич Болдырев оказался седым, но крепким старцем с густой бородой, как и полагается молоканину. Он встретил меня радушно и уже был готов к моему приезду (за несколько дней до этого я созванивался с ним). Мы помолились за вход и сели за стол. Василий Васильевич стал разливать чай в узбекские пиалы и разломил хлеб, который занесли ему соседские ребятишки. И мы начали нашу беседу об истории семьи Болдырева и о судьбе ташкентских молокан.

Василий Васильевич родился в селе Привольном Ростовской области в 1936 году. Его предки по отцовской линии постоянные, а по материнской – духовные молокане из села Селим Карской области, что в Турции. Интересно, что родители Василия Васильевича переселись из Турции в Россию еще в 1914 году, но так как и в России в те годы было тоже неспокойно, вернулись обратно в Карс. Вторая попытка переселения была уже в 1920-е, когда Карских молокан поселили в голых Сальских степях. Там и родился Василий Васильевич. А в Среднюю Азию, в город Гулистан, он переехал с родителями в 1947-м, в Ташкент – в 1955-м. Как сказал Василий Васильевич: «Вот такая вот цыганская жизнь у молокан».

В Ташкенте семья Болдыревых познакомилась с местной молоканской общиной. Оказалось, что местные молокане, переселившиеся в Среднюю Азию из Сибири, Поволжья (Вязовка под Волгоградом) живут здесь уже с 1900-х годов. Также молокане были в Самарканде, Джизаке и других городах. Возглавлять ташкентскую общину Василий Васильевич стал с 1980 года. Ну а в 2005 году собрание прекратило своё существование из-за сокращения членов общины… Сейчас Болдырев вынужден ходить в собрание к баптистам, которых в городе тоже немного. Судьба не только молокан, но и русских в целом в Узбекистане не утешительна. Поэтому не странно, что от молоканской общины уже никого не осталось.

Беседу с Василием Васильевичем Болдыревым я снял на видео, также отснял старые фотографии и, самое ценное – списки членов молоканской общины Ташкента, составленные в 1950-х. В общем, наша встреча с пресвитером прошла недаром. И я очень рад, что успел захватить и донести этот небольшой кусочек истории молоканства в Азии.

После Ташкента я отправился в Самарканд, Бухару, Хорезм, и даже на берег пересохшего Аральского моря, но это уже другая история.
Дмитрий Фролов, «Весть» № 3, 2016 г.

Опубликовано 28.06.2016 г.