Молокане

Духовные христиане

Дом молитвы молокан Рассказово стал памятником истории и культуры

В единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации включены выявленные объекты культурного наследия, находящиеся в Тамбовской области. В числе прочих памятниками истории и культуры стали здания религиозного назначения — бывшие молельные дома молокан и субботников города Рассказово.

map-512x195

По заказу Центра по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области заслуженным архитектором РФ Владимиром Владимировичем Вишневским в 2017 г. была проведена гос. экспертиза. Приказами № 93 и № 94 от 27 апреля 2018 г. Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области выявленные памятники включены в гос. реестр.

Схема границ территории памятника «Молельный дом молокан».

Схема границ территории памятника «Молельный дом молокан».

Схема границ территории памятника «Молельный дом субботников».

Схема границ территории памятника «Молельный дом субботников».

Из истории Рассказово

В конце XVII в. «за Цнинским лесом в порозжей степи» за верную государеву службу «детям боярским», однодворцам и другим служилым людям по берегам Лесного Тамбова и его многочисленным ручьям отведены в поместья земельные наделы. В документах 1698 г. упоминается деревня Лесной Тамбов между правым берегом Лесного Тамбова и левым берегом Арженки на землях пожалованых для поселения и ведения хозяйства «великого государя дворцовых крестьян Степана Андреева прозвание Росказа с товарыщи». В начале XVIII в. деревня получила второе название — Лесной Тамбов, Рассказово тож. А по возведению церкви святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 1714–1719 гг. была переименована в Богословское. Однако прижилось лишь название Рассказово (или Рассказовщина). Начиная с 1704 г. в деревню переводились дворцовые крестьяне из Московских, Тульских и Рязанских уездов.

Тамбов и Рассказово (Топогр. межевой атлас Тамбовской губ. Сост. в 1860 г. Межевым Корпусом под рук. ген.-л-т  А. И. Менде. Изд. 1862 г. в Москве).…

Тамбов и Рассказово (Топогр. межевой атлас Тамбовской губ. Сост. в 1860 г. Межевым Корпусом под рук. ген.-л-т А. И. Менде. Изд. 1862 г. в Москве).

Рассказово (Топогр. межевой атлас Тамбовской губ. Сост. в 1860 г. Межевым Корпусом под рук. ген.-л-т  А. И. Менде. Изд. 1862 г. в Москве).

Рассказово (Топогр. межевой атлас Тамбовской губ. Сост. в 1860 г. Межевым Корпусом под рук. ген.-л-т А. И. Менде. Изд. 1862 г. в Москве).

Город Рассказово расположен на реке Лесной Тамбов у места, где в неё впадает река Арженка, в 40 км к востоку от города Тамбова и в 10 км от железнодорожной станции Платоновка Юго-Восточной железной дороги. Административный центр Рассказовского района.
Село Рассказово впервые упоминается в хрониках 1698 г., названое так по фамилии первого поселенца — беглого моршанского крестьянина Степана Рассказа, который поселился в этой местности и вокруг него начали селиться другие крестьяне в основном из сёл Куликово и Морша.
В 1698 г. тамбовским воеводам Никите и Ивану Головиным было дано указание от Петра I о выделении Степану Рассказу и его сотоварищам земли за цнинским лесом и Тамбовским валом. Государь велел, чтобы они селились, образуя деревни и сёла.
Быстрому заселению местности способствовало то, что окружающая среда способствовала занятию сельским хозяйством и кустарничеством: плодородные почвы, лес богат зверями, ягодами, грибами и пчёлами.
В 1704 г., когда Рассказово было уже достаточно населённым, селение перешло в управление дворцового ведомства.
В XVIII — начале XX вв. село славилось кустарными производствами: вязкой чулок, выделкой кожи, производством свечей и мыла. В окрестных сёлах был развит овчинно-шубный промысел. А в 1753 г. в посёлке Рассказово возникла фабрика по производству сукна.
6 декабря 1926 г. посёлок Рассказово получил статус города. 4 мая 1943 г. Рассказово получил статус города областного подчинения.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Рассказовские молокане

С 1796 г. Василий Сергеевич Шереметев из-за религиозных разногласий между крепостными, часть которых принадлежала к молоканской секте и раскольникам, переводит своих крестьян из с. Богородского, Нижегородской губернии в Рассказово. В Рассказово в то время, приблизительно со второй половины 1770-х гг. уже существовала небольшая молоканская община. В 1811 г. молокане переселенцы по доверенности от своего барина купили 200 десятин бесплодной песчаной земли на правом берегу реки Арженка у Николая Архарова, основав слободу Белая Поляна. Шереметев, регулярно получая подати, в дела белополянцев не вмешивался.
Начиная с 20-х гг. XIX в. в среде рассказовских молокан начались разногласия, и часть молокан перешли в секту субботников.
После царского Манифеста от 17 октября 1905 г., даровавшего свободу вероисповеданий, последовало создание в Рассказове официальных общин: в 1907 г. – «Община субботников», а в 1910 г. – «Рассказовская община духовных христиан молокан» и «Белополянская община молокан с. Рассказово, Рассказовской волости».
На начало XX в. Рассказово по религиозному составу на 20% состояло из сектантов: молокан, субботников и хлыстов. К этим сектам принадлежали представители крупного купечества: молокане Желтовы (кожевенное, суконное, кошмовальное и мукомольное производства, винокуренный завод и сельхозэкономии, торговля); субботники Казаковы (мукомольное, солодовенное и кондитерское производства, хлебная торговля) и субботники Медведевы (мануфактурная и керосиновая торговля); хлысты Слободские (мукомольное производство и хлеботорговля, москательная и железо-скобяная торговля). Однако ошибочно считать, что все рассказовские Желтовы были молоканского вероисповедания, также как и представители остальных фамилий.

Въ скоромъ времени въ Разсказовѣ состоится, какъ мы слышали, закладка новаго большого каменнаго зданія – моленной молоканъ. Моленная будетъ помѣщаться на улицѣ Кожевнѣ, недалеко отъ настоящей моленной и будетъ довольно красивымъ и помѣстительнымъ зданіемъ. Планъ моленной составленъ Саратовскимъ губернскимъ архитекторомъ Георгіемъ Герасимовичемъ Плотниковымъ, уроженцемъ села Разсказова, работы будутъ производиться также подъ наблюденіемъ г. Плотникова.
На устройство моленной, среди молоканъ собрана довольно значительная сумма, достигающая нѣсколькихъ тысячъ рублей и могущая еще увеличиться, такъ какъ пожертвованія продолжаютъ поступать.
Заметка о «моленной молокан» в июньском выпуске №19 газеты «Народная нива» за 1914 г.

Моленная молокан. Художник В. Осадчий

Моленная молокан. Художник В. Осадчий

Заметка о «моленной молокан» в июньском выпуске №19 газеты «Народная нива» за 1914 г.

Заметка о «моленной молокан» в июньском выпуске №19 газеты «Народная нива» за 1914 г.

Улица Комсомольская (Кожевня) — одна из самых старых улиц Рассказова. На рубеже XIX–XX вв. здесь проживали зажиточные горожане: состоятельные ремесленники, богатые купцы. Около 1791 г., на окраине села Рассказово поселились в 300 дворов оброчные крепостные графа Шереметьева из Нижегородской губернии. Они были кожевниками, и оброк хозяину платили своими изделиями. Вначале их поселение называлось Белая Поляна. Успешность кожевенного промысла в Рассказове привела к росту числа кустарей, к появлению во второй половине XIX в. первых предприятий по обработке кожи. На берегу реки Арженка строились кожевенные мастерские — дубильни купцов Желтовых, Орловых и др. Спустя некоторое время за слободой Белая поляна в народе закрепилось название Кожевня.
Согласно легендам, первые жители улицы Кожевня по вероисповеданию были молокане. Секта молокан появилась в тамбовском крае не позже начала XVIII в. К 1765 г. относится первое упоминание о молоканах. На допросе козловский однодворец Киреев показал, что в 1760 г. крестьянин с. Уварово Семён Уклеин призывал в церковь не ходить, святых тайн не принимать, веровать Богу духом. Согласно легенде, Уклеин был зятем вождя духоборцев И. Побирахина, но, рассорившись с ним, основал новую секту. Уклеин в начале 1770-х гг. был арестован, после притворного покаяния отпущен и продолжал проповедовать в других губерниях.
Название «малакания» (позже «малакане») появилось с XVII в. и применялось в официальных документах ко всем вероотступникам. Молокане именовали себя «духовными христианами», название молокан принято ими в начале XIX в., чтобы отмежеваться от духоборцев. Они объясняли смысл его тем, что их учение — «чистое словесное молоко». Учение молокан изложено письменно С. Уклеиным. Его последователи отвергали внешнее поклонение Богу, считая, что поклоняться ему надо «в духе и истине», отвергали иконы, крест, не признавали церковные таинства, посредничества священников между людьми и Богом, не верили в воскресение мёртвых плотью.
Исходя из того, что «вера без добрых дел мертва», молокане не пили, не курили, отличались трудолюбием и жили зажиточнее православных, оказывали нуждающимся единоверцам материальную помощь. Во главе общины стоял выборный пресвитер.
Молокане не отрицали светской власти, но, как и духоборы, признавали лишь те её законы, которые не противоречат закону Божьему. Они не должны были участвовать в насилии, служить в армии.
Поэтому молокане подвергались преследованиям со стороны светской и церковной власти. Ослабление гонений в начале царствования Александра I способствовало оживлению молокан. Они открыто объявились среди крестьян в Моршанском, Тамбовском, Борисоглебском уездах.
С 1830 г. молокан стали высылать в Закавказье, чтобы избавиться от опасного
элемента внутри страны и с их помощью колонизовать окраины империи. С этой целью Министерство внутренних дел ужесточило меры против молокан, в то же время, сделав для них в Закавказье послабления.
В начале XIX века от молокан отделились секты Прыгунов и Субботников.
Субботники — секта с ярко выраженными элементами иудаизма. Они признают Христа лишь как пророка, отвергают Троицу и следуют ветхозаветной обрядности. Перед Второй Мировой войной моление субботников отмечалось в Сибири (Старая Зима), на Кавказе (Ессентуки, Прохлодненск) и в Западном Казахстане). Имеются в небольшом количестве субботники и на Тамбовщине (30 в Рассказово, 15 в Мичуринске). Численность субботников была не велика и до Революции (37173 в конце XIX столетия).
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Дом молитвы рассказовских молокан

Здание бывшего Дома молитвы молокан в Рассказово находится по ул. Комсомольская, 115А. В 1981 г. это здание было передано Дому пионеров. В 1992 г. Дом пионеров реорганизован в Дом творчества для детей и юношества, а в 1999 г. переименован в Дом детского творчества.

У Рассказовских молокан имелось несколько молелен. В 1914 г. они начали возводить новую каменную молельню, крупнейшую в Тамбовской губернии, окончив постройку через год. Молоканская моленная славилась на всю округу не только большим книжным фондом, но и прекрасным хором певчих, куда ходили петь многие из жителей Кожевни.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Общий вид с севера. Главный фасад.

Общий вид с севера. Главный фасад.

Общий вид с севера. Главный фасад.

Общий вид с севера. Главный фасад.

Вид с востока.

Вид с востока.

Объект культурного наследия «Молельный дом молокан» расположен в исторической части города Рассказово по ул. Кожевня (сейчас ул. Комсомольская). Здание двухэтажное кирпичное сложено полукрестовой кладкой, в плане первоначально — крестообразное, в настоящее время за счет более поздних пристроек к южному и восточному фасадам здание имеет сложную конфигурацию плане. Перекрыто здание вальмой крышей, покрытие кровли листовой окрашенный металл соединенный в фальц. Входная группа выполнена на главном фасаде. Оконные и дверные заполнения выполнены из современных материалов.
Главный фасад здания в три световые оси (в уровне первого этажа) симметричный. Центральная ось фасада выделена ризалитом. В уровне первого этажа центральная ось прорезана высоким дверным проемом с клинчатой перемычкой, проем фланкирован объемными полуколоннами дорического ордера. Над дверным проемом выполнена прямоугольная ниша. Входная группа заглублена в поле фасада. Над входной группой выполнен ступенчатый карниз с рядом зубцов. Зубцы выполнены с применением лекального кирпича. В уровне второго этажа ризалит прорезан по ширине входной группы оконным проемом прямоугольной формы с полукруглым завершением. Оконный проем также заглублен в плоскость фасада. Перемычка оконного проема увенчана замковым камнем ступенчатой формы. Над ним на плоскости ризалита выполнен поясок. Завершен ризалит треугольным фронтоном с прерванным карнизом. Карниз выполнен ступенчатой формы с рядом зубцов. Под фронтоном на ширину прерванного карниза выполнены пояски. Поле фронтона прорезано восьмиугольной нишей.
Боковые части главного фасада и торцевые фасады части креста выполнены равными и однотипными. В уровне первого этажа прорезаны оконным проемом прямоугольной формы с полукруглым завершением, перемычка увенчана ступенчатым замковым камнем. От перемычки по ширине оконного проема второй ярус прорезан нишей с прямоугольным завершением. Ниша прорезана узкими спаренными двумя оконными проемами прямоугольной формы, объединенные подоконной полочкой. Под полочкой расположен ряд из трех квадратных ниш. На главном фасаде под оконными проемами первого этажа выполнена ниша ступенчатой формы в которой выполнен ряд из трех ниш: центральная — прямоугольной горизонтально ориентирована, по флангам — квадратной формы. Торцевые части креста выполнены с раскреповкой центральной части фасада. Завершает фасады широкий карниз с рядом зубцов. На центральной части выполнена парапетная стенка, на торцевых фасадах выполнен аттик простой формы с треугольным завершением. В настоящее время проемы западного торцевого фасада заложены, проемы восточного торцевого фасада в уровне второго этажа заложены. Под этой частью здания расположен подвал.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Вид с северо-запада. Фрагмент западного фасада.

Вид с северо-запада. Фрагмент западного фасада.

Вид с северо-запада. Фрагмент западного фасада.

Вид с северо-запада. Фрагмент западного фасада.

Общий вид с юга.

Общий вид с юга.

Боковые восточный и западный фасад симметричные в пять световых осей, прорезанных нишами прямоугольной формы вертикальными на высоту двух этажей. На сегодняшний день фасады в два этажа прорезаны оконными проемами прямоугольной формы, расположенными в нишах (видны следы перемычки полукруглой формы в уровне второго этажа и закладка кладки между оконными проемами первого и второго этажей). Под оконными проемами выполнены подоконные полочки. В уровне первого этажа под оконными проемами выполнены ниши прямоугольной формы. Простенки в уровне второго этажа порезаны узкими вертикальными нишами. Завершает фасад выступающий карниз ступенчатой формы с рядом зубцов. К восточному фасаду выполнена небольшая пристройка входа в подвал.
К южному фасаду выполнены поздние пристройки.
Декоративное оформление фасада выполнено в кирпичном стиле, здание выстроено в нач. ХХ в.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Дом молитвы рассказовских субботников

Двухэтажное кирпичное здание № 14 по ул. Красноармейской (бывшая Почтовая, Волостная) некогда служило субботникам молельным домом. В советское время здание было национализировано и использовалось в качестве учебного заведения. В 1995 г. была проведена реконструкция здания — выполнена двухэтажная пристройка. В настоящее время в здании располагается муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей (МБОУ СОШ № 3, корпус 4).

Фото 1981 г.

Фото 1981 г.

Общий вид с юго-востока. Главный фасад (первоначальная часть).

Общий вид с юго-востока. Главный фасад (первоначальная часть).

Вид с северо-востока. Фрагмент главного фасада, кованая решетка над входным тамбуров.

Вид с северо-востока. Фрагмент главного фасада, кованая решетка над
входным тамбуров.

Выявленный объект культурного наследия «Молельный дом субботников» расположен по красной линии застройки ул. Красноармейская. Здание двухэтажное кирпичное сложено тычковой кладкой, в плане первоначально — прямоугольное, в настоящее время за счет более поздних пристроек к северо-восточному, юго-восточному и юго-западному фасадам здание имеет сложную конфигурацию плане. Перекрыто здание вальмой крышей, покрытие кровли листовой окрашенный металл соединенный в фальц. Входная группа выполнена на главном фасаде. Оконные и дверные заполнения выполнены из современных материалов.
Главный фасад в первоначальных габаритах здания выполнен не симметричный в 9 световых осей. Фасад вертикально расчленен пилястрами по всей высоте на три части, в пропорции световых осей 1:6:2 в уровне второго этажа. В уровне первого этажа выполнена пристройка для организации главного входа в здание прямоугольная в плане, перекрыта крышей бочкообразной формы, покрытие кровли листовое металлическое окрашенное. Поле фронтона входного тамбура украшено декоративной кованой решеткой и сохранились три модульона в форме головы, симметрично расположенные по фасаду.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Общий вид с северо-востока. Пристройка к главному фасаду.

Общий вид с северо-востока. Пристройка к главному фасаду.

Вид с северо-запада. Северо-западный фасад.

Вид с северо-запада. Северо-западный фасад.

Вид с юго-запада. Юго-западный дворовый фасад, примыкающая пристройка.

Вид с юго-запада. Юго-западный дворовый фасад, примыкающая
пристройка.

Боковой северо-западный фасад выполнен в три световые оси. Фасад фланкирован пилястрами. Оконные проемы заложены, кроме одного углового проема.
Дворовый юго-западный фасад в 8 световых осей, расчленен пилястрами аналогично главному фасаду. В уровне первого этажа выполнена пристройка поздняя прямоугольная в плане.
Вертикально все фасады расчленены подоконными поясками в уровне первого и второго этажей и междуэтажным карнизом.
Оконные проемы выполнены прямоугольной формы с лучковым завершением (в пропорции 1:2). Декоративно оформлены архивольтами. В уровне второго этажа архивольты увенчаны выступающими замковыми камнями.
Завершает здание широкий карниз ступенчатой формы и двумя рядами зубцов.
Двухэтажная пристройка выполнена из красного керамического кирпича на цементном растворе, «Г»-образной формы, в створе с главным фасадом в 4 световые оси, и в 3 световые оси по дворовому фасаду, оконные проемы большие прямоугольной формы. Завершение фасада повторяет карниз основного объема здания.
Интерьеры первоначальные не сохранились.
Декоративное оформление фасада выполнено в кирпичном стиле, здание выстроено в конце ХIХ в.
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы. 25.12.2017 г.

Опубликовано 27.04.2018 г.