Молокане

Духовные христиане
http://amikeco.ru/2010/01/v-turcii.html Иванов В.

В Турции вспоминают молокан

В Турции в последнее время усилился интерес к культурному наследию молокан. Молокане — русское религиозное движение, представителей которого при царе переселяли полудобровольно на юга, в частности, в новоприобретённую империей в 1878 году Карсскую область. Октябрьская революция в России вернула Карс обратно в Турцию, и часть молокан уехала оттуда сразу — молодая советская власть заселила ими целину в Сальских степях (Целинский район Ростовской области). Другая волна эмиграции была в 1960-х, когда большинство турецких молокан переехали в СССР (их расселили в разных сёлах Ставрополья). Лишь несколько десятков молокан ещё живут в Турции, уже всё больше в городах.

На востоке Турции молокан помнят за пчеловодство, садоводство, породу лошадей «молоканский тяжеловоз», мельницы на реках и сыр грюйер («карс гравьери»). Интерес к молоканскому наследию в последнее время неожиданно возрос.

В Карсе, Стамбуле и других городах прошла фотовыставка «Молокане. Забытая культура мира», — об этом рассказывает сайт Molokane.org.

В 2007-м сняли документальный фильм о молоканах Карса. Неясно пока, где бы его посмотреть.

Другой, более полный, документальный фильм — «Исчезающий цвет Карса: молокане» (Kars»ın Solan Rengi: Malakanlar) — занял первое место на фестивале документальных фильмов «Altın Safran». Фильм вышел в двух версиях — получасовой и часовой — и включает в себя кадры ставропольских молокан, ещё сохранивших знание турецкого языка.

Сюжеты о молоканах выходят один за другим на турецких телеканалах. Вот передача на канале Б — хороша тем, что в описании ролика есть полный текст («скрипт») на турецком. Вот другая передача, более динамичная, сюжет программы «Чаатай йолда».

Но самым громким культурным событием, связанным с молоканами, в уходящем году стал художественный фильм «Deli Deli Olma» (официальное английское название «Piano Girl»). Фильм не совсем буквально про молокан — это трагическая история из жизни современного села под Карсом. Но главный герой (которого играет очень известный турецкий актёр Тарык Акан) по сценарию молоканин. Фильм показали в кинотеатрах, на 46-м кинофестивале «Золотой апельсин» публика аплодировала стоя (фильм там взял премию за лучшую музыку). Пока неясно, купят ли фильм в Россию — а он бы хорошо вписался в какой-нибудь поздневечерний эфир и стал бы не менее познавательным для россиян, чем стал для турок.

В связи с фильмом было много материалов в турецких газетах. В частности, из интервью выяснилось, что Тарык Акан (исполнитель роли молоканского старика Мишки) сам вырос на востоке страны и общался в молодости с молоканами. Он считает, что с отъездом молокан Турция много потеряла, и добавляет: «Мы пытаемся сказать [фильмом], чтобы люди любили культуру этнических меньшинств. Сказать людям, чтобы они любили друг друга».


Я по отцовской линии молоканин. Это такой добрый мирный маленький «субэтнос» русских, первые русские протестанты. Православные (ну правильнее сказать «царское правительство») выселили молокан на окраины империии — в Сибирь и на османскую границу — якобы за ересь, но на самом деле за то, что те водку не пили и царя совсем не уважали. В Америке, куда несколько тысяч молокан переселились в 1900-1912 гг., их считают «этнической самоидентификацией», т. е., в общем-то, народом. Они действительно очень резко отличались (в некоторых местах до сих пор отличаются) от остальных русских. Когда молокане из окрестностей Арарата стали перебираться в Америку, мои, наверное, побоялись ехать на необжитые места и переехали во Владикавказ, где уже была мощная молоканская община (целая часть города и сейчас ещё называется Молоканкой). Дед в 1904 г. родился, уже во Владикавказе; его отец, Петро, всю жизнь возил людей по Военно-Грузинской дороге между Владикавказом и Тифлисом, фаэтон у него был и две лошади… Молокане в основном извозом занимались во Владике, в том числе грузовым — на специальных повозках с тормозами, запряжённых тяжеловозами.

Опубликовано 16.01.2010 г.