Молокане

Духовные христиане

Юницкий А.

Сектантские гнёзда на Кавказе

Сектантскія гнезда на Кавказе

(въ пределахъ Бакинской губерніи)

Кавказъ съ его неприступными горами и малодоступными ущельями рано сделался излюбленнымъ местомъ всякаго сектантства и лжеученія. Въ настоящей статье мы займемся изследованіемъ сектантства собственно въ Бакинской губерніи и начнемъ съ изложенія исторіи появленія и роста его въ этой отдаленной окраине нашего отечества. Только справедливая исторія даетъ точныя и ясныя понятія о томъ или другомъ предмете. Вотъ почему св. Григорій Богословъ назвалъ исторію «общею премудростію и разумомъ многихъ людей, собранныхъ воедино», а Цицеронъ ― «свидетелемъ временъ, светильникомъ истины, памятью души, наставницею жизни, описаніемъ прошедшей жизни».

I.

Первыми пришлецами въ Бакинскую губернію изъ числа отщепенцевъ православной церкви были раскольники. Сперва они свили себе гнездо въ горныхъ пещерахъ, находящихся въ окрестностяхъ села Алты-Агача. Это были беглецы изъ разныхъ местъ. Поселились они здесь раньше 30-хъ годовъ, ― такъ говоритъ преданіе. Местопребываніе Алты-Агачскихъ староверовъ- пещерниковъ было открыто въ то время, когда по распоряженію местной администрацiи были поселены въ Алты-Агаче молокане (въ 1835 году). Молоканинъ Коробовъ пошелъ однажды въ горы, въ дремучій лесъ, поохотиться. Тутъ онъ сделалъ целое открытіе. Зашелъ въ оврагъ и увиделъ у ручья девочку. Коробовъ проследилъ, куда пойдетъ она, и нашелъ по следамъ ея пещеру, въ которой, оказалось, скрывался седовласый старецъ съ своею внучкою. Старикъ-раскольникъ показалъ молоканину свои толстыя книги и объяснилъ, что онъ ради спасенія оставилъ съ внучкою свою родину и спасается въ горахъ отъ антихриста, по слову Спасителя: «Когда увидите мерзость запустенія, тогда находящіеся въ Іудее да бегутъ въ горы» (Матф. XXIV, 15-16). Потомъ были открыты молоканами и другіе пещерники. Молокане скрывали отъ полиціи ихъ существованіе. Даже потихоньку снабжали беглецовъ съестными припасами. Какъ жили и питались Алты-Агачскіе раскольники до поселенія тамъ молоканъ, сведеній нетъ.

Слухъ о существованiи въ Алты-Агаче старообрядцевъ- пещерниковъ, между темъ, достигъ до ушей местной администраціи. Приняты были меры къ поимке ихъ. Старообрядцы, вероятно, кемъ- нибудь были предупреждены объ этомъ. Посему, пока полиція собиралась переловить бродягъ, они бежали въ Кизилъ-Бурунъ. Отсюда на ладьяхъ по берегамъ моря Хвалынскаго перекочевали въ селеніе Вели, въ Персію. Не все, конечно, успели убежать: некоторые были пойманы. Но объ нихъ сохранилось мало сведеній. Известно только, что та девочка, которая случайно дала возможность открыть Коробову пещерниковъ, въ г. Шемахе приняла православіе и вышла замужъ въ г. Баку за столяра Коробельникова.

Въ 30-хъ, 40-хъ и 50-хъ годахъ въ Ширванскую провинцію, въ пределы бывшей Шемахинской или нынешней Бакинской губерніи, административнымъ путемъ стали присылать старообрядцевъ на постоянное жительство изъ различныхъ местъ ― съ Дона, изъ губерній Воронежской, Черниговской, Пермской, Курской, Саратовской, Самарской, Олонецкой, Вологодской, Тамбовской, Костромской, Ставропольской, Рязанской, Московской, Симбирской, Ярославской, Калужской и Владимiрской. Однихъ изъ нихъ поселили въ селахъ Андреевке Ленкоранскаго уезда, Чухуръ-Юрте Шемахинскаго уезда, Астраханке и Вели Ленкоранскаго уезда; другихъ — въ городахъ Шемахе, Ленкорани и Баку. Съ теченіемъ времени постояннымъ центромъ раскольниковъ въ Бакинской губерніи сделалось селеніе Вели Ленкоранскаго уезда. Въ прочихъ местахъ староверы совсемъ исчезли или появляются временно, какъ это бываетъ въ г. Баку. Въ настоящее время въ селеніи Вели (окончательно образовалось оно въ 1838 г.) насчитываютъ старообрядцевъ австрійскаго толка 15 человекъ муж. пола и 27 жен. пола; часовенныхъ ― 26 муж. и 41 жен. и безпоповцевъ ― 23 муж. и 24 жен. пола. Раскольники австрійскаго толка въ Бакинской губерніи въ своихъ воззреніяхъ не имеютъ ничего особеннаго. Исторія раскола точно и ясно формулировала ихъ образъ жизни, нравы, обычаи и богослуженіе. Откуда бакинскіе раскольники-поповцы пріобретаютъ себе священниковъ — данныхъ нетъ.

Ничего особеннаго мы не замечаемъ и у безпоповцевъ въ жизни религіозной, семейной и общественной. Заблужденія ихъ известны. Делать по этому поводу извлеченія изъ исторіи мы считаемъ излишнимъ.

Что касается раскольниковъ подъ названіемъ «часовенныхъ», то это те же безпоповцы, но имеютъ общую часовню (зданіе), куда собираются для совершенiя молитвословій.

Въ архиве Бакинскаго губернскаго правленія мы находимъ следующія интересныя данныя о раскольникахъ Бакинской губерніи.

Отцы и деды ихъ были сосланы на поселеніе въ Бакинскую губернію за совращеніе въ расколъ лицъ православнаго вероисповеданія, за уклоненіе отъ православія въ расколъ, за побегъ въ леса и дерзкіе отзывы противъ православной церкви и Государя Императора, хуленіе священниковъ православныхъ, угодниковъ Божіихъ, буйства и т. п. Все раскольники должны жить подъ строгимъ надзоромъ полиціи. Секретное донесеніе о. Шановадзе на имя прокурора Бакинскаго окружного суда говоритъ намъ, что воззренія раскольниковъ Бакинскаго благочинническаго округа на православную церковь и Государя не изменились у нихъ и въ позднейшее время.

Изъ личныхъ беседъ съ некоторыми изъ раскольниковъ я составилъ определенное и точное понятіе о томъ, чтó отъ насъ, православныхъ іереевъ, требуютъ старообрядцы и въ чемъ они насъ упрекаютъ. Раскольники требуютъ, чтобы мы совершали крещеніе младенцевъ и взрослыхъ, не исключая больныхъ и слабыхъ, чрезъ погруженіе; усы не брили и не постригали, ходили при богослуженіи посолонь, чай не пили, табакъ не курили, богослуженіе совершали точно по уставу по старымъ книгамъ, обедню служили на 7 просфорахъ. Особенно не нравится раскольникамъ хожденіе іереевъ въ клубъ, на общественныя увеселенія и т. п. Такіе упреки делаютъ православному духовенству какъ поповцы, такъ и безпоповцы.

Мы имели возможность прочитать и познакомиться съ некоторыми рукописными «душеполезными» раскольничьими разсказами, изложенными въ стихотворной форме. Кто авторъ ихъ, мы не знаемъ. Известно только, что эти стихи употребляются какъ поповцами, такъ и безпоповцами. Вотъ содержаніе некоторыхъ изъ нихъ. Первая песнь начинается словами: «Со страхомъ мы, братіе, послушаемъ Божіе писаніе Господнихъ страстей, что предсказали пророки: одни ― за тысячу летъ, другіе ― за триста годовъ». Случилось это «по пятой тысячи, въ пятистахъ годахъ». Далее разсказывается: «Шла Богоматерь по городу Іерусалиму съ тремя мiроносицами». Встретила она трехъ жидовъ съ Голгофы. Они разсказали ей, какъ жиды распяли Сына Ея, Іисуса Христа. Отъ этого разсказа Богоматерь сделалась «безъ памяти; ударилась о землю и более часа едва была жива». Потомъ очнулась Богородица и начала стонать и горько плакать о потере Своего возлюбленнаго Сына. Затемъ со словами: «Архангелъ Гавріилъ, помоги ты Мне» Матерь Божія «восходитъ во гробъ». Тутъ Господь проглаголалъ изъ гроба Матери Своей: «Любезная Мати, не плачь обо Мне; въ третій день воскресну: радости Твоей не будетъ конца...». «Со страха великаго и со ужаса жидове попадали ницъ на землю. Вне ума лежали они четыре часа. Они, окаянные, не покаялись». Разсказъ оканчивается приглашеніемъ всехъ покаяться. «За то намъ Господь даруетъ царствіе Свое; радости и веселію не будетъ конца».

Вторая песнь «О зломъ времени». Время злое потому, что «родится духъ нечистый, злой антихристъ. Онъ отъ девки, отъ жидовки, отъ нечистыя блудницы. Онъ начальникъ будетъ Риму, тогда горе будетъ міру». Время антихриста наступило. «Какое намъ время настало попущеніемъ Бога святого, — говорится въ данномъ разсказе, ― и все страсти и боязни, пришли на насъ злыя казни. Его слуги на насъ люты, намъ наносятъ злыя муки». Очевидно, эта песнь имеетъ современное значеніе. Несомненно, что въ лице предержащей власти и ея слугъ старообрядцы видятъ время и действія антихриста. Въ томъ же роде и другія песни.

Кроме указанныхъ песней духовныхъ, у бакинскихъ раскольниковъ въ большомъ ходу «Ко святителю и чудотворцу Николаю акростихъ». Въ немъ святитель Николай изображается какъ верный нашъ помощникъ, хранитель и молитвенникъ во всехъ делахъ и опасностяхъ. О внешней отделке сего стихотворенія можно судить по первымъ же его строкамъ. Вотъ какими словами оно начинается:

Светомъ солнца какъ сіяетъ Въ міре верныхъ христіанъ, Ясно здесь всемъ помогаетъ, Ты хранителемъ намъ данъ и т. д.

Въ заключеніи своего сообщенія о старообрядцахъ Бакинской губерніи мы должны заметить, что староверы стойки въ своихъ религіозно-нравственныхъ воззреніяхъ и, главное, доселе съ презреніемъ смотрятъ на государственную власть. Темъ не менее повліять на окружающую среду въ духе своихъ заблужденій они безсильны. Это объясняется темъ, что главное старообрядческое гнездо (Вели) находится между мусульманами. Кроме того, старообрядцы вращаются преимущественно въ кругу русскихъ сектантовъ ― молоканъ и баптистовъ, которые сами не менее ихъ фанатичны въ пропаганде своихъ воззреній и стоятъ въ умственномъ отношеніи (баптисты) гораздо выше ихъ.

Идеалъ прежней суровой нравственной жизни старообрядцевъ — подвижничество: строгій постъ, уединенная жизнь и молитва въ лесахъ, воздержаніе отъ страстей и т. п. ― не подъ силу ихъ современному развращенному поколенію. Вотъ почему при настоящей у раскольниковъ распущенности въ нравахъ, старообрядчество не имеетъ успеха въ пропаганде своихъ воззреній.

Если бы были изысканы средства устроить въ Вели церковноприходскую школу съ хорошею противораскольническою библіотекою, то можно было бы надеяться, что въ Бакинской губерніи расколъ исчезнетъ самъ незаметно и скоро.

II.

После старообрядцевъ появляются въ Бакинской губернiи молокане. Зейдлицъ въ своемъ труде подъ заглавіемъ «Историческій очеркъ Бакинской губерніи», помещенномъ въ Кавказскомъ календаре за 1871 г., сообщаетъ, что молоканскія села въ Бакинской губерніи появляются въ 30-хъ и 40-хъ годахъ. Такъ, село Привольное Ленкоранскаго уезда появилось въ 1839 г.; села Пришибъ и Николаевка Ленкоранскаго уезда — въ 1840 г.; Новоголка и Астраханка Ленкоранскаго уезда — въ 1845 г.; Андреевка ― въ 1847 г. Въ то же время, говоритъ авторъ, водворены молоканскія поселенія въ Шемахинскомъ и Геокчайскомъ уездахъ. При этомъ изъ делъ Бакинскаго управленія государственными имуществами и Бакинскаго губернскаго правленія мы узнаемъ, что первые поселенцы изъ молоканъ въ Шемахинскомъ уезде были водворены въ селе Алты-Агаче въ 1835 г. Потомъ образовались другія молоканскія села: Хельмили, Астраханка, Марьевка, Джебаны, Чухуръ-Юртъ, Маразы и др. Въ Геокчайскомъ уезде мы находимъ следующія села съ сектантскимъ населеніемъ: Кюлюли, Ивановку и Карамарьяны. Въ Джеватскомъ уезде молоканскіе села ― Новая Ивановка и Колюбакино; въ Кубинскомъ уезде — Владиміровка.

Одни изъ сектантовъ появились въ пределахъ Бакинской губерніи въ качестве сосланныхъ по суду, другіе пришли сюда добровольно. Добровольное переселеніе молоканъ изъ центра Россія на Кавказъ и въ частности въ Бакинскую губернію было не безъ причины. Въ 30-хъ годахъ ихъ дедамъ и прадедамъ попала въ руки на русскомъ языке книга «Победная повесть» Штиллингъ-Юнга, въ которой доказывается, что Христосъ явится въ 1836 г. «на прародительской земле, около горы Арарата». Это обстоятельство и побудило многихъ молоканъ добровольно переселиться изъ Россіи на Кавказъ.

Сектантовъ прежде всего доставляли въ крепость Шушу. Отсюда ихъ направляли на места ихъ жительства. Несладко жилось русскимъ сектантамъ въ низовьяхъ Аракса и Куры при первомъ ихъ появленіи. Такъ, доверители общества Донскихъ переселенцевъ 8 марта 1839 г. донесли Карабахскому начальнику: «Сначала вступленія нашего въ Карабахскую провинцiю общество наше было подвержено отъ здешняго знойнаго и необычайнаго для европейскихъ жителей климата чрезвычайнымъ болезнямъ и смертностямъ. Беременныя женщины, разрешаясь отъ бремени, лишаются младенцевъ отъ смертности, а вследъ за детьми умираютъ и ихъ матери». Въ самыхъ лучшихъ климатическихъ условіяхъ находились и находятся те изъ сектантовъ, которые поселились по склону горъ.

Молокане собрались въ Бакинскую губернію изъ разныхъ местностей ― изъ губерній Тамбовской, Саратовской, Енисейской, Бессарабской области, Пермской, Воронежской, Самарской, Оренбургской и др. (Собранныя нами въ настоящее время статистическія сведенія о сектантахъ Бакинской губерніи говорятъ следующее: по Ленкоранскому уезду въ селе Николаевке молоканъ насчитываютъ 372 души муж. пола и 390 женскаго; въ Пришибе молоканъ 495 муж. пола и 519 жен. пола; въ Новоголке молоканъ 448 человекъ муж. пола и 443 жен. пола; въ с. Астраханке всехъ молоканъ муж. пола 116 человекъ и жен. п. 115; въ Андреевке числится молоканъ 234 человека муж. пола и женскаго 256. Въ Джеватскомъ уезде въ молоканскомъ селе Ивановке молоканъ 69 душъ муж. пола и 66 женскаго; Колюбакине ― 25 м. п. и 23 ж. п. По Шемаханскому уезду: въ с. Хильмиляхъ молоканъ 1204 человека муж. пола и 1224 жен. пола; въ Алты-Агаче ― 979 муж. п. и 974 жен. пола; въ Астраханке ― 792 муж. пола и 771 жен. пола; въ с. Марьевке ― 342 муж. п. и 347 женскаго; въ Джебанахъ ― 430 муж. п. и 390 женскаго; въ Чухуръ-Юрте ― 297 муж. пола и 294 женскаго; въ Маразахъ ― 875 муж. пола и 862 женскаго пола; въ Димитріевке ― 10 муж. и 7 ж. п. Въ Геокчайскомъ уезде въ селеніи Кюлюли 76 человекъ муж. пола и 67 женскаго; въ с. Ивановке молоканъ 535 человекъ муж. полa и 533 жен. пола; въ с. Карамарьянахъ 57 муж. пола и 45 жен. пола. Въ Кубинскомъ уезде въ Владиміровке ― 98 муж. пола и 87 жен. пола. Кроме того, по полицейскимъ сведеніямъ въ гор. Баку проживаетъ всехъ сектантовъ 1501 муж. пола и 858 женскаго. Въ г. Шемахе молоканъ 390 муж. п. и 100 жен. пола. Въ г. Ленкорани ― 179 муж. пола и 164 женск. пола. Сведенія о числе молоканъ, проживающихъ по селамъ Бакинской губерніи, мы получили за 1892 годъ главнымъ образомъ непосредственно отъ сельскихъ старшинъ и частію отъ священниковъ Левочскаго, Шановадзе и Грифцова. Сведенія о числе молоканъ, проживающихъ по городамъ Бакинской губерніи, мы заимствовали изъ Кавказскаго календаря 1893 года и отъ местныхъ священниковъ. Кроме того, мы делали неоднократную попытку, прежде и теперь, получить точныя сведенія о числе сектантовъ Бакинской губерніи и ихъ молитвенныхъ домовъ отъ местнаго губернскаго начальника, но не могли достигнуть своей цели даже въ теченіи трехъ летъ.).

Первая попытка изучить религіозно-нравственную жизнь молоканъ Бакинской губерніи была сделана еще въ 1862 году. Интересное сообщеніе по этому поводу мы находимъ въ делахъ Бакинскаго собора Себидарскаго участковаго заседателя протоіерею Бакинскаго собора. Отношеніемъ, отъ 2-го сентября 1862 года, онъ пишетъ, что «имянующіе себя іудействующими придерживаются талмуда, а признающіе секту караимовъ имеянуютъ себя субботниками. Сектаторы какъ первой, такъ и второй сектъ имеютъ верованія свои согласно съ іудеями или жидами и караимами съ некоторыми измененіями въ обрядахъ и суеверныхъ толкованіяхъ».

Духовная секта есть не что иное, какъ расколъ отъ молоканъ. Те и другіе считаютъ себя христіанами, веруютъ въ Христа и Матерь Божію, имеютъ Евангеліе. Богослуженіе ихъ заключается въ чтеніи псалмовъ. Образовъ не почитаютъ и крестнаго знаменія на себе не кладутъ. Разница между молоканами и духовными, насколько можно судить по самовернейшимъ сведеніямъ, заключаются въ томъ, что молоканская секта признаетъ нужнымъ одинъ разъ въ жизни каяться въ грехахъ, именно предъ смертію, говоря, что лучше не каяться при жизни, чемъ после покаянія впадать въ новые грехи. Поэтому у нихъ установлено покаяніе одинъ разъ предъ смертію. Духовные же, напротивъ, считаютъ необходимымъ ежедневно раскаиваться, такъ какъ смертный часъ никому неизвестенъ.

Обряды молоканъ въ богослуженіи заключаются только въ чтеніи и пеніи псалмовъ. По праздникамъ въ утреннее и вечернее время собираются мужчины и женщины вместе, въ назначенный для этого домъ. Духовные же имеютъ особаго отъ молоканъ наставника и его помощника, предъ которыми, по прочтеніи псалмовъ, чувствующiе себя грешными каются, безъ объясненія впрочемъ предметовъ греха, и затемъ все сектанты, находящіеся въ этомъ собраніи, молятся за кающихся грешниковъ. После этого поютъ псалмы, скачутъ и въ это время некоторые приходятъ въ бешеное изступленіе почти до изнеможенія и уверены, что тогда находитъ на нихъ Св. Духъ (О характере духовныхъ песенъ сектантовъ можно судить по следующему образцу:

Востань, Сіоне!
Готовы въ походъ идти,
Воины твои все готовы;
Все страдальцы на местахъ Готовы идти въ кандалахъ.
Мы железовъ не боимся, Кандаловъ мы не страшимся, Надеемся на Тебя —
Спасти отъ міру себя;
Пойдемъ къ Царю весть победъ Какъ дастъ намъ Царь ответъ, Духъ Святый Богъ съ нами, Поразимъ его словами, Любодейца устрашится,
Казнью лютою истребится;
Тогда въ духе вооружимся,
Въ убежище отлучимся;
Онъ не самъ въ походъ пойдетъ — Господь духомъ поведетъ,
Въ убежище приведетъ,
Тамо будемъ пировать,
Тысячу летъ царствовать
Во веки вековъ. Аминь.).

Въ газете «Кавказъ» за 1863 г. No 10 и др., въ статье «Русскіе раскольники, поселенные въ Бакинской губерніи» мы находимъ еще более подробныя сведенія о бакинскихъ молоканахъ подъ именемъ коренныхъ и изъ нихъ выродившихся сектахъ прыгуновъ, общихъ, субботниковъ и т. п.

Коренными изъ числа молоканъ называютъ себя те, которые содержатъ безъ всякаго измененія ученіе Уклеина и его молитвенный обрядъ (Семенъ Уклеинъ былъ крестьянинъ Тамбовской губернiи Борисоглебскаго уезда. Онъ жилъ въ конце XVIII столетiя. Коренныя последователи его исповедуютъ только то, чему учитъ Библiя; церковныя преданiя, священническую iерархiю и таинства они не признаютъ, иконъ не почитаютъ. «Одинъ, ― говорятъ, ― архiерей ― Христосъ, все мы братья и священники». Христосъ родился отъ девы Марiи, но плоть Христова была не действительная, а такая, какую имелъ архангелъ Рафаилъ, сопутствущiй Товiи. Христосъ не умиралъ какъ человекъ, а умеръ особеннымъ образомъ. Воскресенiе мертвыхъ будетъ не духовное, а плотское (Булгаковъ).).

Второе место между коренными молоканами занимаютъ именующіе себя «церковію Исаія Ивановича». Они отвергаютъ молоканское лобзаніе и коленопреклоненія на молитвенныхъ собраніяхъ. Все это они считаютъ идолопоклонствомъ. Во всемъ прочемъ согласны съ ученіемъ «коренныхъ».

Особенность третьей секты «постоянныхъ» заключается въ неправильномъ пониманіи словъ св. ап. Іоанна Богослова: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте... Всякій духъ, который не исповедуетъ I. Христа во плоти, не есть отъ Бога, но это духъ антихриста» (I посл. Іоанн. IV, 1-3). На основаніи приведенныхъ словъ апостола молокане признаютъ, что Христосъ воплотился отъ девы Маріи «одинъ только разъ; но Онъ изъ начала міра переходилъ изъ одной плоти въ другую, по родамъ душъ преподобныхъ». Поэтому молокане этой секты утверждаютъ, что Христосъ былъ на земле во плоти и прежде Своего воплощенія отъ пресвят. Богородицы. Такъ, Онъ былъ прежде во плоти Авеля, Ноя, Авраама и т. д. Наконецъ, Христосъ былъ во плоти Уклеина, Кабинетова и Семена Ефимовича Гуленова (жителя селенія Хильмили). Гуленовъ въ 1889 г. умеръ. Въ кого теперь вселится Христосъ, пока неизвестно.

Четвертая секта постоянныхъ не признаетъ второго пришествія Христова на землю судить живыхъ и мертвыхъ. По мненію этой молоканской партіи, «каждый человекъ тотчасъ по смерти своей получаетъ долю свою, что заслужилъ на земле и судъ ему решительный. А плотiю не воскреснетъ никогда».

Отличительная черта пятой секты постоянныхъ заключается въ томъ, что ихъ «обрядъ моленія» заимствованъ отъ трехъ сектъ. Согласно «кореннымъ» они допускаютъ на собраніяхъ лобзанія и коленопреклоненія. Пресвитеръ же на коленяхъ въ собраніяхъ не стоитъ. Это взято у «общихъ». У прыгуновъ заимствованы «песни духовныя».

Коренные молокане разсеяны по всей Бакинской губерніи. Секта общихъ появилась въ Бакинской губернiи съ 1833 г. Основателемъ поименованной секты былъ самарскій крестьянинъ Михаилъ Аникіевъ Поповъ, сосланный на Кавказъ. На основаніи словъ Деяній Апостольскихъ: «У множества уверовавшихъ все было общее» (Деян. IV, 32), онъ требовалъ, чтобы каждый вносилъ въ общую кассу десятую часть имущества. Эти деньги делились между бедными. Ложно понимая XII главу I-го посланія къ Коринфянамъ, особенно слова: «Теперь членовъ много, а тело одно» (20 ст.), въ секте общихъ онъ установилъ 12 чиновъ, во образъ 12 апостоловъ. Между ними первое место занимаетъ судья, онъ же и пресвитеръ, читаетъ слово Божіе, толкуетъ его, приказываетъ др. членамъ не ослабевать въ деятельности.

Жертвенникъ (онъ же правое ухо Христа) — принимаетъ деньги и др. жертвы и записываетъ въ книгу; на моленіяхъ (въ конце) онъ выкрикиваетъ: «Братья и сестры! Имейте попеченіе о жертве». Членъ распорядитель (онъ же правая нога Христа) — наблюдаетъ, чтобы на собраніяхъ все вели себя чинно; указываетъ места, кто где долженъ быть на общей молитве. Видетелъ (правое око Христово) — смотритъ за всеми, вникаетъ въ дела, посылаетъ на молитву въ церковь; после моленія онъ приказываетъ: «Братцы и сестрицы! Глядите другъ за другомъ, и кто за кемъ видитъ худо, сказывайте, не щадите!» Молитвенникъ (левое око Христово) — въ церкви молится за всехъ вслухъ. Словесникъ (языкъ Христовъ) — даетъ дорогу въ церкви; принимаетъ у всехъ платье; раздаетъ его въ конце моленья; при уходе всемъ говоритъ: «Братья и сестры! Берегитесь многословія». Членъ певчаго хора (левая рука Христова) ― его дело заведывать пеніемъ въ церкви; въ его распоряженіи все певчіе; ихъ онъ учитъ читать и петь. Тайникъ (левое ухо Христово) ― онъ помощникъ старшаго члена певчаго хора; его обязанность ― «ладить» ссорящихся певчихъ, учить ихъ петь подъ руководствомъ старшаго члена. Мысленникъ (левая нога Христова) — смиряетъ распри между всеми; ему каятся въ мысляхъ; онъ следитъ за учебнымъ деломъ. Женскіе члены: Стыдъ ― поетъ въ церкви альтомъ; Разумъ (разумъ Христа) ― поетъ контральто; Голосъ (голосъ Христа) ― поетъ дискантомъ. Кроме того, у каждаго поименованнаго члена есть свой помощникъ, который и заменяетъ его.
Для руководства своимъ последователямъ Поповъ написалъ «Обрядъ общей молоканской веры», въ которомъ изложилъ свое ученіе и установилъ 10 праздниковъ (Рождество Христово, Петровъ день, Ильинъ и др.).

После смерти Попова во главе общихъ молоканъ сталъ бывшiй его помощникъ при жизни, крестьянинъ Денисъ Шепиловъ. Последній у «общихъ» ввелъ свои новости. Онъ однажды объявилъ своей церкви, что ему было откровеніе отъ ангела. Небожитель «заповедалъ, отъ чего общіе молокане должны воздерживаться», а именно отъ следующихъ искушеній: «Чай съ сахаромъ не пить, хлебъ съ хмелемъ не есть, а равно не вкушать лукъ и чеснокъ; не пить водку; табакъ не курить; изъ одежды носить простую поддевку, штаны широкія, обувь безъ скрипа; жены должны носить юбки и кофты самыя простыя и безъ всякаго убранства». Когда Шепиловъ возвестилъ свое откровеніе церкви, то тогда же объявилъ всемъ, что, кто не будетъ исполнять его откровеннаго ученія, тотъ да будетъ «анафема, — козлище, а не овца». Люди богатые не послушали Шепилова и после откровеннаго слова допускали роскошь въ одежде и украшеніяхъ. Тогда Шепиловъ отлучилъ ихъ отъ церкви. Отлученные же выбрали изъ себя 12 апостоловъ и образовали свою «вольную церковь» на Поповомъ обряде.

Общіе молокане въ настоящее время находятся въ одномъ селе Андреевке Ленкоранскаго уезда (76 чел. муж. пола и 59 женскаго).

Въ 50-хъ годахъ изъ числа общихъ молоканъ выделились новые сектанты — прыгуны. Дингельштедтъ говоритъ, что первымъ прыгуномъ былъ Уколъ Любавинъ или Любафеевъ, житель села Андреевки Ленкоранскаго уезда. По изследованію протоіерея Бакинскаго собора о. Димитрія Зотикова, первымъ распространителемъ секты прыгуновъ былъ крестьянинъ Лукьянъ Соколовъ, который будто написалъ и «Обрядъ» прыгуновъ. Излагать ученіе бакинскихъ прыгуновъ за прежнее время мы считаемъ для себя лишнимъ: каждый можетъ достаточно познакомиться съ этимъ предметомъ по нашей статье, отпечатанной въ «Церковномъ Вестнике» за 1889 г.

Что касается ученія современныхъ бакинскихъ «духовныхъ христіанъ», то они делятся на два лагеря. Одни изъ нихъ имеютъ «водное крещеніе», другіе — не признаютъ его. Въ общемъ те и другіе признаютъ ученіе Уклеина и его молитвенный обрядъ.

Прыгуны совершаютъ свой обрядъ разъ въ неделю, съ пятницы на субботу. Обрядъ начинается чтеніемъ и пеніемъ псалмовъ, потомъ переходитъ въ пеніе песенъ (образцы ихъ были уже приведены нами), которыя сопровождаются топаніемъ, пляскою и безумными прыжками. Прыгуны не признаютъ христіанскихъ праздниковъ, кроме воскреснаго дня. Наши праздники они называютъ выдумкою «Вселенскихъ соборовъ», «языческими праздниками». Взаменъ новозаветныхъ праздниковъ прыгуны ввели еврейскіе: субботу, еврейскую пасху, кущи и др.; потому что объ нихъ упоминается въ Библіи, а о другихъ нетъ. Оригинально совершаютъ «духовные христіане» пасху. Въ этотъ день они пекутъ русскіе блины, сдобныя колобушки. Когда это подадутъ на столъ, то присутствующіе «приносятъ покаяніе», т. е. молятся Богу объ отпущеніи греховъ. После этого читается по евангелію, какъ Іисусъ Христосъ совершилъ «Тайную вечерю». Затемъ начинается еда. За столомъ пьютъ «сыченый квасъ» — медовый. Богатые приглашаютъ на вечерю бедныхъ.
Прыгуны въ настоящее время находятся въ Андреевке (26 м. п. и 25 ж. п.), Астраханке (52 м. п. и 50 ж. п.), Алты-Агаче (15 м. п. и 16 ж. п.), Хильмиляхъ (11 м. п. и 12 ж. п.) и Астраханке (14 м. п. и 12 ж. п.).

Основателемъ секты субботниковъ считается крестьянинъ села Дубовки Саратовской губернiи Сундуковъ. Уклеинъ, основатель молоканства, своими правилами о пище (запрещеніемъ есть свинину, рыбу безъ чешуи и т. п.) выразилъ большую склонность къ еврейству. Сундуковъ и др. последователи Уклеина пошли еще дальше въ проведеніи началъ еврейства. Они стали учить даже о превосходстве Моисеева закона предъ закономъ Христовымъ. Затемъ такого рода ревнители Моисеева закона изъ молоканъ дошли до полнаго отрицанія ученія Христова и принятія закона Моисея и еврейства со всеми его заблужденіями. Эти реформаторы молоканства и получили названіе субботниковъ (Булгаковъ).

Въ Бакинской губерніи субботники делятся на три разряда. Одни изъ нихъ носятъ названіе «геры». Они читаютъ Библію и поютъ псалмы на еврейскомъ языке, приняли у евреевъ талмудъ и имеютъ съ евреями одну общую синагогу. Ко второму разряду субботниковъ относятся «караимы». Они пришли на Кавказъ изъ Крыма. По своимъ воззреніямъ больше напоминаютъ молоканъ, хотя признаютъ некоторую часть изъ талмуда. Караимы во вражде съ герами: последніе даже есть съ первыми считаютъ за грехъ. Презреніе караимовъ къ герамъ простирается до того, что если когда кто изъ геровъ придетъ въ домъ караима и посидитъ, то полъ и то место, где сиделъ геръ, моютъ водою. У караимовъ установился обычай — предъ смертію покойниковъ выносить на дворъ, где они и умираютъ. Такъ бываетъ зимою и летомъ. Горе тому домохозяину-караиму, у котораго умретъ кто-либо въ самой хате: тогда покойника не выносятъ въ дверь, а вытаскиваютъ въ окно. Хату все оставляютъ на несколько дней, потому что она считается оскверненною. Затемъ ее всю обмываютъ. Геры при погребеніи покойниковъ такого обычая не соблюдаютъ. Есть еще одна особенность, отличающая караимовъ отъ геровъ. Геры начинаютъ праздновать пасху 14 марта, караимы съ 13- го числа того же месяца. Третій разрядъ субботниковъ совсемъ не признаетъ талмуда. Изъ целаго круга богооткровенныхъ книгъ они признаютъ одно Пятикнижіе Моисея. Библію они читаютъ по-русски и нараспевъ.

Субботники пріютились въ Шемахе (8 + 12), въ селахъ: Ивановке Геокч. уезда (21 + 22), Новой Ивановке Джеват. уезда (37 + 40), Андреевке Ленк. уезда (11 + 8), Пришибе Ленк. уезда (27 + 17), Марьевке Шемах. уезда (62 + 65), Астраханке Шем. уезда (14 + 11) и Привольномъ Ленк. уезда (1516 + 1523).

Для отправленія богослуженія у молоканъ общихъ и коренныхъ употребляется особый письменный молитвословъ. Въ последнее время онъ у нихъ отпечатанъ. Мне известно, что одни изъ молоканъ получаютъ печатные свои молитвенники изъ г. Тифлиса, а другіе ― изъ г. Елизаветполя, где они тайно и печатаются. Я прочиталъ несколько молоканскихъ молитвенниковъ и убедился, что все они состоятъ изъ ряда молитвъ и псалмовъ (а именно изъ следующихъ молитвословій: 1) «Во имя Отца и Сына и Св. Духа»; 2) «Слава въ вышнихъ Богу» (большую половину последней составляетъ молитва «Царю небесный»); 3) молитва Господня; 4) «Господи, Господи, Царю боговъ», содержанiе которой выражено въ следующихъ словахъ: «Напитаеши насъ хлебомъ слезнымъ и напоиши насъ слезами въ меру. Врази же наши попраша насъ и ради имени Твоего святаго поношенія пріяхомъ. И кто избавитъ насъ отъ насилія ихъ, аще не Ты, Господи»; 5) «И ныне, Господи, возглаголю о всякомъ человеке». Эта молитва главнымъ образомъ состоитъ изъ такихъ выражений: «Не смотри на людей Твоихъ грехи», «не прогневайся на нихъ, иже зверей горши осуждени суть, но возлюби сихъ, иже всегда на правду Твою надеются и славу, яко мы и отцы наши таковыми болезнями исчезаемъ»; 6) псаломъ 26; 7) молитва «Благословенъ еси Боже нашъ» (содержаніе: молятъ Бога благословить ихъ рукою Сына Божія, Господа I. Христа; осенить Духомъ Св., дабы они были изъяты изъ устъ вражіихъ, во здравіи и веселіи славили Господа); 8) 50 псал.; 9) молитва «Господи Боже небесный» (прославляется всемогущество Божіе, выразившееся въ твореніи и попеченіи о немъ); 10) пс. 85; 11) молитва «Сподоби насъ, Господи, отъ отроковъ и отроковицъ Твоихъ стати во образъ подобія Твоего», въ этомъ ея и содержанiе; 12) пс. 86; 13) молитва «Призри, Господи, на смиреніе наше», главная сила содержанія которой выражается такими словами: «Избави насъ, Господи, отъ меча летяща, яко же Давида; сокруши, Господи, предъ нами идолы, яко же во дни Иліи-пророка; пошли намъ матерь нашу благодетельницу Свою мудрость»; 14) пс. 114; 15) молитва «Усмири, Господи, усмири отроковъ» (молящiеся просятъ Бога оградить ихъ святыми ангелами); 16) пс. 129; 17) пс. 140; 18) молитва «Устрой, Господи, устрой землю Твою» (о прощеніи греховъ); 19) пс. 142; 20) пс. 54; 21) молитва «Се ныне, Господи, прославляемъ Тебя» (благодарятъ Бога, что Онъ сподобилъ ихъ поклонитися пречистому образу Его и честнейшему св. имени Его). Потомъ сказано: петь псаломъ «Хвалите Бога во святыхъ Его» и далее читать псаломъ «Возведохъ очи мои въ горы».), за исполненіемъ которыхъ всегда следуетъ общее целованіе: сперва все целуются съ начетчиками, а потомъ между собою. Вотъ и весь обрядъ богослуженія.

Мы имели возможность познакомиться и съ письменнымъ руководствомъ или «Обрядомъ» общей молоканской веры. Какъ говорить заглавіе, онъ составленъ Михаиломъ Акинфiевымъ Поповымъ. Въ немъ, прежде всего, изложены общіе взгляды молоканъ на церковь, подъ которой они разумеютъ «общее народное собраніе и въ частности каждую отдельную семью». Потомъ дается понятіе «о моленіи» или молитве. Оно (моленіе) «триедино суть»: молитвы, добрыя дела и мысли. О приношеніи жертвы молокане учатъ, что оно (приношеніе) состоитъ въ милостыне и сокрущеніи духа. Подъ кадиломъ и фиміамами молокане разумеютъ присутствіе Божіе въ духе. Видимою кадильницею служитъ Библія. Подъ причащеніемъ они разумеютъ «наслажденiе божественными тайнами», а также — любовь, радость, смиреніе и др. добродетели. Исповедь — «признаніе греховъ разумному человеку». Видимо кается тотъ, кто поклонится всему народу, а невидимо — «сказать грехи пресвитеру». Мiропомазаніе — «радость, пеніе, другъ другу угожденіе, со всеми делами примиреніе и утешеніе въ сердце».

Крещеніе — «омовеніе плоти водою; ученіе и чтеніе, умноженіе духовнаго разуменія, ревность къ святости». Престолъ — «право съ согласія (вероятно пресвитера) объяснять слово Божіе, Святой Духъ въ человеке». Обрученіе — «бракъ, пиръ или радость человеку по плоти и по духу; творить великую честь, делать милость» и т. д. Венецъ — «радость по случаю оправданія отъ тяжкихъ делъ предъ земнымъ судомъ и передъ Богомъ». Риза — «слышаніе слова Божія». «Окропленіе и очищеніе» совершаетъ человекъ страхомъ смерти и святымъ ученіемъ. Сосудъ — «постоянство человека въ умеренныхъ делахъ; сердце человека».

III.

Носящая совершенно преступный характеръ секта скопческая также имеетъ своихъ представителей въ Бакинской губерніи. Основателемъ этой секты, какъ известно, былъ орловскій крестьянинъ Андрей Селивановъ съ помощникомъ своимъ Александромъ Шиловымъ. Селивановъ, говоритъ прот. Смирновъ, былъ возмущенъ сильнымъ распространеніемъ среди хлыстовъ разврата, завелъ въ с. Сосновке свой корабль и объявилъ себя искупителемъ (оскопителемъ), который пришелъ спасти родъ человеческій отъ сладострастія и ввести въ міръ огненное крещеніе (т. е. оскопленіе). За свое ученіе Селивановъ былъ сосланъ въ Сибирь и тамъ объявилъ себя, по примеру Пугачева, императоромъ Петромъ III. При императоре Павле I Селивановъ былъ вызванъ въ С.- Петербургъ и помещенъ въ больницу «душевнобольныхъ». При императоре Александре І-мъ онъ получилъ свободу и почти открыто проповедывалъ свое ученіе.
Обрядовая сторона въ богослуженіи скопцовъ имеетъ полное сходство съ хлыстовщиной.

Объ оскопленіи скопцы учатъ, что оно началось еще въ Ветхомъ завете (обрезаніе). Христосъ оскопленъ Іоанномъ Крестителемъ, апостолы ― Христомъ на Тайной вечере. Когда люди снова стали предаваться «лепости» (сладострастію), искупитель опять пришелъ на землю въ лице Селиванова. Онъ родился отъ чистыя, непорочныя девы Елизаветы Петровны. Селивановъ умеръ въ Суздальскомъ монастыре въ 1832 г.; но скопцы верятъ, что онъ живъ, скитается въ Иркутской губерніи, придетъ съ своими полками въ Петербургъ судить живыхъ и мертвыхъ. Тогда наступитъ вечное царство скопцовъ (Булгаковъ).

Въ основаніе своего ученія бакинскіе скопцы полагаютъ изъ Ев. Мф. XIX гл. 12 ст.; изъ II посл. Кор. XIII гл. 13 ст., Галат. I гл. 5 ст. и др.

Въ первый разъ появились скопцы въ Бакинской губерніи въ 1847 г. Они были сосланы сюда въ числе 50 человекъ изъ С.- Петербурга, Тамбовской, Курской, Костромской, Оренбургской, Пензенской и Орловской губерній. Ихъ поселили въ Шемахе и Ленкорани. Въ 1850 г. въ Бакинскую губ. прибыло скопцовъ еще человекъ около ста. Ихъ поселили въ Шемахинскомъ и Ленкоранскомъ уездахъ въ молоканскихъ селахъ.

Судъ и дело надъ алты-агачскими скопцами въ 1852 г. доказали, что скопцы, живя въ Бакинской губерніи, не прерывали связи съ своими вожаками, оставшимися въ Россіи; на Кавказе же они вели сильную пропаганду своего ученія, запачкавъ себя разнаго рода преступленіями. Такъ, въ Алты-Агаче скопцы укрывали у себя каторжниковъ, убили одну беглую девку, которую насильно оскопили, боясь, какъ бы она не выдала ихъ тайны и т. п.

Алты-агачскіе скопцы ввели у себя повторительное оскопленіе, прижиганіе железомъ на лядвіяхъ и окуриваніе серою. По разследованіи преступленій алты-агачскихъ скопцовъ ихъ разселили въ разныя места: принявшихъ православіе оставили въ г. Шемахе, другихъ отдали въ исправительныя роты, а третьихъ сослали на Аланскіе острова.

Въ данное время скопцы почти вымерли въ Бакинской губерніи. Ихъ насчитываютъ не более тридцати пяти человекъ во всей губерніи: въ Баку ― 25 и Шемахе ― 10.

IV.

Совершенно новое явленіе представляетъ собою баптизмъ какъ секта, начавшая распространяться лишь съ 70-хъ годовъ. Впервые она появилась на Закавказье въ г. Тифлисе. Начало ей тутъ положено немцемъ Кальвеемъ. Кальвей прежде другихъ обратилъ въ баптизмъ тифлисскаго молоканина купца Воронина. Между приказчиками последняго въ то время былъ мальчикъ Павловъ — сметливый, расторопный и памятливый. Кальвей и Воронинъ, съ общаго согласія, на одномъ изъ своихъ заседаній решили обратить Павлова въ свою веру и сделать изъ него рьянаго учителя-проповедника. Для должной подготовки къ этой миссіи, Павлова отправили въ Гамбургъ къ пастору Онкену. Павловъ оказалъ у немцевъ блестящіе успехи: онъ прекрасно изучилъ книжный и разговорный немецкій языкъ и до тонкостей усвоилъ пріемы баптистовъ-учителей и ихъ «Исповеданіе». После этого Павловъ въ качестве уже проповедника снова появился въ городе Тифлисе и даже съ приличнымъ содержаніемъ отъ заграничныхъ баптистовъ.

Въ чемъ состояла деятельность Павлова, судить объ этомъ мы пока не имеемъ надлежащихъ данныхъ. Известно только, что за свою деятельность Павловъ административнымъ путемъ удаленъ теперь изъ г. Тифлиса; летъ 13 тому назадъ онъ присоединилъ къ баптистамъ, между прочимъ, крестьянина Иванова (молоканина), проживающего до настоящаго времени въ селе Новой Ивановке Елизаветпольской губерніи. Вотъ этотъ-то Ивановъ и былъ первымъ насадителемъ баптизма среди молоканъ, армянъ и др. жителей Бакинской губерніи. Напримеръ, Ивановъ обратилъ въ баптизмъ въ селе Ивановке Бакинской губерніи молоканскія семьи Мамоновыхъ и Галяевыхъ, въ Андреевке — Серебряковыхъ; въ Баку — Воробьевыхъ (въ 1879 г.), Юрьиныхъ и другихъ. Ивановъ свои путешествія по разнымъ местамъ совершалъ въ качестве книгоноши «Библейскаго Общества», хотя онъ имъ никогда не былъ. Известно также, что съ целію пропаганды Ивановъ ездилъ съ Кавказа въ губерніи Могилевскую, Новочеркасскую и Кіевскую. Но наиболее усиленная его деятельность была въ Николаевской станице Донской области и на хуторе Габкине.

Въ 1873 году въ Шемаху, Бакинской губерніи, пріезжалъ проповедывать баптизмъ англичанинъ, известный у баптистовъ по прозванію «мистеръ Истенъ». Онъ говоритъ на татарскомъ местномъ наречіи, а переводчикомъ у него былъ молоканинъ Черниковъ (потомъ баптистъ). Тотъ же самый англичанинъ пріезжалъ въ Шемаху во второй разъ въ 1879 году и съ нимъ обращенный въ баптизмъ за деньги татарскій мулла Каша-Муша. Последній велъ беседы съ шемахинскими татарами, но безуспешно.

Въ 70-хъ годахъ были въ Шемахе, а оттуда, по обыкновенiю, ездили по всей Бакинской губерніи два баптиста изъ Швеціи Годьбергъ и Гееръ. Въ Бакинской губерніи они прожили около года. Главное свое вниманіе Гольбергъ и Гееръ посвятили на обращеніе въ баптизмъ армянъ. Въ 1887 году въ Бакинскую губернію пріезжалъ баптистъ англичанинъ Беккеръ съ тифлисскимъ купцомъ Кальвеемъ. Въ Баку ихъ было накрыла полиція въ молоканской молельне Тарусова; проповедниковъ взяли подъ арестъ, но тотчасъ же и выпустили.

Въ 80-хъ годахъ бакинскіе баптисты находились въ постоянной переписке съ известнымъ Пашковымъ. Въ своихъ письмахъ Пашковъ старался доказать, что на «вечери» баптистскія можно допускать не однихъ только баптистовъ, но и другихъ христіанъ: православныхъ, лютеранъ и т. п., съ чемъ никакъ не могли согласиться бакинскіе баптисты. Въ 1889 г. баптисты решились открыто распространять свое ученіе въ селе Михайловке Ленкоранскаго уезда и между православными. Но это зло было прекращено вовремя местнымъ духовенствомъ.

Проповедники баптизма, разсевая пагубныя семена своего ученія, снабжали бакинскихъ сектантовъ, иноверцевъ и православныхъ следующими книгами: Библіею съ двумя текстами: русскимъ и еврейскимъ (изъ Вены); Библіею безъ книгъ неканоническихъ на одномъ русскомъ языке, она озаглавливается такъ: «Книга св. Писанія, переведенная съ еврейскаго текста». Кроме сихъ изданій распространялись Библіи и на местныхъ наречіяхъ: армянскомъ, персидскомъ, еврейскомъ и др. Вместе съ Библіями пропагандистами баптизма доставлялись изъ Швеціи и Финляндіи Новые Заветы на русскомъ языке, съ указаніемъ параллельныхъ местъ, наподобіе немецкихъ Евангелій и симфоній на Новый Заветъ въ виде отдельныхъ брошюръ (книжекъ). Мелкія брошюры: «Сено и Солома», «Брачный пиръ», «Пріиди ко Іисусу Христу» и проч. — розданы въ громадномъ количестве. Каждому изъ принятыхъ въ число баптистовъ выдавались (несомненно, и теперь выдаются) «Исповеданіе веры» (литографированныя записки), книжки «Голосъ веры», «Духовныя песни» (изданія безцензурныя), «Любимые стихи» (дозволено цензурою), «Радостныя песни Сіона» (С.- Петербургъ 1882 года), «Краткій библейскій указатель, имеющій въ конце краткую симфонію», «Приношеніе православнымъ христіанамъ». Некоторыя изъ книжекъ съ виньетками, напр. «Любимые стихи» на обложке имеютъ арфу, сверху которой въ сіяніи — звезда; въ «Приношеніи православнымъ христіанамъ» на первой странице — изображеніе Спасителя во весь ростъ, стоящаго на облакахъ, правая рука Его поднята къ верху, левая ― приложена къ сердцу, Его ликъ ― въ венце и съ сіяніемъ въ виде звезды; на другой странице ― арфа и звезда въ сіяніи. На некоторыхъ книжкахъ изображена раскрытая книга, символъ Библіи.

Баптистъ, снабженный такого рода книжками, считается у сектантовъ воиномъ Христовымъ, вполне вооруженнымъ на брань. И действительно, баптисты не разъ удивляли даже православныхъ пастырей церкви обильнымъ знаніемъ текстовъ священнаго Писанія и уменьемъ въ спорахъ подыскать ихъ. На каждый праздникъ (Рождества Христова и др.), на каждый случай жизни у бакинскихъ баптистовъ существуютъ особыя духовныя песни, какъ и у лютеранъ. Напевы песенъ изучаются бакинскими пресвитерами или представителями у тифлисскихъ баптистовъ подъ звуки инструментовъ ― органа, фисгармоніи и др.

Разница между пресвитеромъ и представителемъ у баптистовъ громадная. Пресвитеръ ― глава многихъ общинъ, напр., целой Бакинской губерніи. Представитель ведаетъ делами одной общины въ известномъ месте. Пресвитеръ утверждается въ своемъ званіи заграничными деятелями, представители — местными пресвитерами и общиною.
Кто составитель духовныхъ песенъ баптистовъ неизвестно. Существуетъ только правдоподобное мненіе, что большинство изъ нихъ переведено съ немецкихъ духовныхъ песенъ.

Баптисты свободно проживаютъ въ г. Баку. Сколько ихъ здесь — полиція отказалась дать сведенія за неименіемъ данныхъ; но по селамъ они распределяются такъ: въ с. Ивановке Геокч. у. 61 м. и 33 ж., Новой Ивановке Джев. у. 34 + 26, Андреевке Ленк. у. 62 + 52, Пришибе 26 + 17, Николаевке Ленкор. у. 15 + 16, Джебанахъ Шемах. у. 10 + 12, Чухуръ-Юрте 62 + 65 и Хильмиляхъ 8 + 7.

V.

Изучая жизнь сектантовъ, поселившихся въ пределахъ Бакинской губерніи, мы прежде всего убеждаемся, что число ихъ увеличивается съ каждымъ годомъ. Такъ, по сообщенію протоіерею Зотикову Себидарскаго участковаго заседателя въ 1862 году, напр., въ селе Привольномъ числилось субботниковъ 1060 человекъ мужескаго пола и 1048 женскаго пола; въ 1886 г. въ томъ же селе субботниковъ считалось 1335 мужеск. пола и 1223 ж. пола; въ 1892 г. число субботниковъ въ с. Привольномъ возрасло до 1516 человекъ мужеск. пола и 1523 человека женскаго пола. Всего въ губерніи числилось сектантовъ въ 1886 году 9227 муж. пола и 8672 жен., итого 17949 чел., а въ 1892 году ― 11556 муж. п. и 10480 женскаго, итого 22036 чел. Число ихъ, следовательно, увеличилось за это время на 4087 чел. При этомъ надо заметить, что сектанты въ большинстве случаевъ живутъ не только зажиточно, но даже богато. Въ чемъ же тутъ суть дела?

Кроме естественнаго приплода, увеличеніе сектантовъ, непомерный ростъ ихъ въ Бакинской губерніи по нашему мненiю обусловливаются следующими обстоятельствами. Во-первыхъ, ссыльные сектанты въ Бакинской губерніи обезпечены лучше, чемъ православные переселенцы. Такъ, въ селе Михайловке Ленкоранскаго уезда православные имеютъ 6 десятинъ на дымъ, окружающiе ихъ сектанты имеютъ 25 и 30 десятинъ на дымъ. На такое преимущество сектантовъ было обращено вниманіе еще въ 1862 г. Себидарскимъ уезднымъ заседателемъ, который по этому поводу писалъ протоіерею Зотикову следующее: «Субботники и молокане, хотя и могутъ быть доступны къ слушанію христіанскихъ проповедей, но нельзя ожидать, чтобы этою мерою можно было обратить ихъ въ православную веру более потому, что здешніе поселяне, имея въ изобиліи земли и всякія угодья, отбывая незначительныя повинности, не испытываютъ никакихъ недостатковъ; словомъ, живя роскошнее православныхъ, не только не захотятъ обратиться въ православіе, но, напротивъ, фанатизмъ ихъ при такой вольной жизни еще более усиливается. Одно только можетъ понудить ихъ оставить свои заблужденія и возвратить на путь истины ― если средства къ роскошной жизни сколько-нибудь будутъ у нихъ естественны».

Совершенно въ другихъ экономическихъ условіяхъ находятся православные поселенцы въ Бакинской губерніи. Довольно побывать въ Джевате, чтобы видеть, какъ плохо живется у насъ православнымъ. Более десяти летъ они поселились здесь и поставлены въ такія условія, что не могутъ и до сего времени выбраться изъ своихъ землянокъ. Сперва, подъ разными предлогами, православнымъ переселенцамъ совсемъ не давали земли. Потомъ дали имъ кое-какіе земельные наделы, но ихъ посевы на поляхъ систематически истребляются соседями татарами. Напрасно джеватцы взываютъ въ этомъ деле о помощи, протягивая руки то къ тому, то къ другому административному лицу!.. Положеніе переселенцевъ отъ этого не улучшается. Въ рапорте своемъ, отъ 15 сентября 1893 г., свящ. Абазадзе такъ характеризуетъ положеніе православныхъ джеватцевъ: «Хлеба наши затоплены до единаго колоса отъ прорыва валовъ татарами. Народъ остается безъ хлеба, скотина безъ корма. Даже обсеменить нечемъ поля. Насъ окружаетъ богатое сильное мусульманское селеніе, враждебное къ русскимъ. Татары тайно и явно теснятъ насъ беззащитныхъ».

И въ прежніе годы я не мало получалъ такихъ рапортовъ, донесеній и просьбъ; некоторые изъ нихъ даже направлялъ на благоусмотреніе местной администраціи. Вотъ такого-то рода бедняки, выбившись изъ силъ въ борьбе съ нуждою, въ конце концовъ ищутъ себе кусокъ хлеба у богатыхъ сектантовъ, которые, наделяя ихъ всякимъ добромъ, легко сманиваютъ ихъ въ свою веру. Баптисты же на это дело не щадятъ и заграничныхъ денегъ. Следить за пропагандою сектантовъ трудно уже потому, что у насъ нетъ «Переселенческаго комитета», который бы строго наблюдалъ за приходомъ и уходомъ русскихъ переселенцевъ. Съ другой стороны, когда запрашиваешь местную администрацію, сколько и где въ Бакинской губерніи сектантовъ, ихъ молеленъ, она упорно отмалчивается.

Съ особенною грустію мы видимъ, что сектанты начали свивать себе гнезда даже въ техъ уездахъ, где ихъ до сего времени никогда не было. Мы въ данномъ случае разумеемъ вновь образовавшееся сектантское село въ Кубинскомъ уезде ― Владимiровку. Въ сентябре 1893 г. кубинскій священникъ Пономаревъ сообщилъ мне, что въ 1893 г. или 1894 г. имеютъ появиться въ Кубинскомъ уезде еще два молоканскихъ села.

Много мiрволятъ сектантамъ уездные начальники. Приведу примеръ. Весною 1893 г. въ с. Алты-Агаче было назначено освященіе водопровода. Уездный начальникъ г. фонъ-Фохтъ сделалъ распоряженіе, чтобы местные молокане явились на торжество и после молебствія, совершеннаго православнымъ священникомъ, публично отправили и свое по молоканскому обряду.

Вообще, на дела веры и православія можетъ оказывать большое вліяніе местная администрація. Это доказалъ кіевскій генералъ-губернаторъ графъ Игнатьевъ. До его назначенія въ Кіевъ целыя православныя села въ Кіевскомъ округе переходили въ штунду. И, наоборотъ, съ назначеніемъ графа Игнатьева кіевскимъ генералъ-губернаторомъ, отпавшіе отъ православной церкви опять целыми селами возвращаются въ лоно ея. Только благодаря бездеятельности полицейскихъ властей, какъ известно, заграничные проповедники могли насадить баптизмъ и въ Бакинской губерніи.

Можетъ быть на ростъ бакинскихъ сектантовъ благотворно вліяетъ ихъ строго-нравственный образъ жизни? Но, увы!.. Бакинскіе сектанты похвалиться этимъ не могутъ. Не буду голословнымъ. У меня въ рукахъ целая переписка между тифлисскими, бакинскими и др. вожаками сектантовъ. Приведу некоторыя изъ ихъ писемъ, относящихся до нашего предмета. Известный пресвитеръ баптистовъ Василій Ивановъ писалъ въ 1887 г. Андреевской (въ Ленкор. у.) общине следующее. Прежде всего онъ укоряетъ во вражде какого-то Даніила Григорьевича съ К. Т. Ермоловымъ. «Сколько летъ, ― говоритъ онъ, ― мы трудились, а вы теперь изъ-за однихъ капризовъ хотите все раззорить!». Въ заключеніи же сообщаетъ, что «Кондратій Афанасьевичъ (пресвитеръ) блудствуетъ съ Марьей Ивановной. Отлучите» (Въ другомъ своемъ письме къ той же общине онъ жалуется, что «во время служенiя Христу стыдно забираться на печку съ женою и ложиться въ неприличныя позы и что некоторые пребываютъ такъ до оканчанiя слеженiя».).

Въ «Слове», написанномъ въ 1882 г. неизвестнымъ авторомъ къ андреевскимъ молоканамъ и баптистамъ, «делается имъ упрекъ, что въ каждомъ ихъ верованіи найдется рознь, распря и недоброжелательство другъ ко другу. Они допускаютъ открытіе кабаковъ; татары у нихъ развращаютъ женскій полъ... А что такое, по ученію общихъ молоканъ, 10-ый, 11-ый и 12-й члены ихъ правленія какъ не блудницы пресвитеровъ, служеніе которыхъ они богохульно называютъ апостольскимъ».

Бакинскіе сектанты отвыкли и отъ труда. Имея достаточныя средства, они большею частію совершаютъ пашню полей и уборку хлеба посредствомъ своихъ работниковъ изъ среды православныхъ или татаръ. Такъ, напр., поступаютъ жители Привольнаго, Пришиба и др.

Сильны сектанты не своею нравственностію, а утонченнымъ лицемеріемъ, которымъ ловко маскируютъ свои пороки. Поэтому все сектанты (молокане, баптисты и др.) пьютъ страшно, но тайно; предаются разврату, но подъ строгимъ секретомъ. Лицъ же, которые открыто пьютъ и ведутъ безпутную жизнь, они наказываютъ или «отлучаютъ». Сильны сектанты и такими психопатами, которые породили на Руси «малеванщину» и др. секты. Но чему мы обязаны появленіемъ этихъ «психопатовъ»? Опять-таки «алкоголизму». Это доказалъ профессоръ Сикорскій въ своемъ труде «Психопатическая эпидемія 1892 г. въ Кіевской губерніи». Современные намъ сектанты по своимъ нравственнымъ воззреніямъ напоминаютъ манихеевъ, делившихся на совершенныхъ и оглашенныхъ: первымъ, после всевозможныхъ наслажденій, предписывался строгій образъ жизни, вторымъ позволялось все.
Наконецъ, справедливо о сектантахъ и то мненіе, что они во имя евангельской свободы дошли до отрицанія властей и законовъ.

Въ своихъ печатныхъ статьяхъ «Пріемы бакинскихъ молоканъ къ совращенію въ ихъ секту православныхъ» и «Баптизмъ въ Бакинской губерніи» мы подробно сообщали о техъ пріемахъ, которыми пользуются сектанты къ совращенію православныхъ въ ихъ секты. Теперь только кратко перечислимъ эти меры. Съ лукавою осторожностью заводя знакомство съ православными, начетчики, между деломъ, задаютъ имъ вопросы и сами же отвечаютъ на нихъ «по Писанію», потомъ читаютъ Библію, внося именно свои кривотолки, указываютъ на слабыя стороны духовенства, дурно написанныя иконы, плохое церковное пеніе и т. д. При вступленіи въ секту дарятъ каждому отъ 25 до 100 рублей, женятъ «на своихъ», помогаютъ обзавестись хозяйствомъ или поступить на место, новообращенныхъ даромъ перевозятъ на своихъ судахъ въ Россію, наделяютъ ихъ Библіею и др. книгами.

Изъ сделаннаго нами общаго обзора современнаго положенія въ Бакинской губерніи сектантовъ сравнительно съ православіемъ мы приходимъ къ следующимъ выводамъ. Чтобы прекратить ростъ сектантовъ, необходимо принять такого рода меры:

  1. Уравнять православныхъ съ сектантами въ поземельныхъ наделахъ.

  2. Образовать «Переселенческій комитетъ», членами котораго были бы представители отъ православнаго духовенства. Главною целію этого комитета поставить заботу о лучшемъ устройстве православныхъ переселенцевъ.

  3. Обязать губернскую власть ежегодно сообщать православному духовенству статистическія сведенія о сектантахъ.

  4. Иметь книгоношу для распространенiя книгъ и брошюръ, одобренныхъ св. Синодомъ, въ народе, особенно въ сектантскихъ селахъ.

  5. Въ православныхъ приходахъ завести даровыя читальни.

  6. Открыть во всехъ приходахъ церковно-приходскія школы.

  7. Сомнительныхъ въ нравственномъ отношенiи
    церковнослужителей не желательно иметь въ приходахъ Бакинской губерніи. Не желательны, конечно, и такія административныя лица какъ фонъ-Фохтъ.

  8. Напечатать исторію церквей и приходовъ Бакинской губерніи, съ обзоромъ появленія въ губерніи русскаго православнаго и сектантскаго населенія.

  9. Усовершенствовать церковное пеніе; не допускать въ церквахъ иконъ и картинъ въ роде кающейся Маріи Египетской и т. д.

  10. Открыть по всемъ приходамъ братства, которыя бы могли оказывать матеріальную помощь православнымъ беднякамъ; давать средства на улучшеніе церковнаго пенія и т. д.

    .

    Оцифровка, редактирование и вычитка – Александр В.,
    molokan.info – материалы по истории молокан-прыгунов.

Опубликовано 30.12.1895 г.