Молокане

Духовные христиане
http://ru-judaizantes.livejournal.com/4417.html Заруцкий А.

Образ жизни молокан Бакинской губернии

Все общие обеды (или «дела») во всех сектах проходят по одной схеме. Потому для примера можно привести празднование праздника Пасхи, особо почитаемого молоканами.

В этот день женщины встают особенно рано. Они ставят тесто и выпекают сладкие Пасхи (так молокане называют куличи) и конечно, красят яйца. Из выпечки пекут обязательно свою знаменитую кету, булочки, пышки, «начинки». Все изготовляется из одного теста, только по-разному лепится.

Для кеты в первую очередь приготавливается начинка: в равных пропорциях хорошо перемешивают сахар, муку и топленое сливочное масло. Затем раскатывают тесто, складывают пополам, а внутрь кладут начинку. Тесто опять складывают пополам и раскатывают, а потом еще раз.

Молоканская «начинка» — это большие пирожки, наполненные сухофруктами, которые при подаче на стол нарезаются поперек. Пышки представляют собой фигурную крученую выпечку.

Обычно в этот день все молокане, даже дети, обязательно «постуют» (ничего не едят), а вечером собираются в собрание «заедать пасху».
Вечере.- Община собирается около 18 часов и проводится обычное собрание. Чтения глав из Библии и Евангелия, посвященные событию чередуются с пением псалмов и песен. На круг выходит самая почетная старушка с печением (выпечкой).Поклонившись, она оставляет выпечку на столе и начинается «мир». Пресвитер: «Братья, сестры, если кого обидел, простите.» — Все: «Бог простит.»

Все желающие по очереди кланяются друг другу и лобзаются, (сначала по старшинству мужчины, потом женщины) и начинаются моления. Верующие выходят на круг, становятся на колени (впереди мужчины, женщины сзади) и пресвитер вычитывает молитвы. Когда паства хором просит благословения, пресвитер благословляет, и все встают. После того, как пропоют еще несколько песен, все садятся на лавки.

Пресвитер преломляет что-то из выпечки, читает молитву («Отче наш») и все начинают есть выпечку и запивать её водой. После благодарственной молитвы все расходятся.

В течение семи дней, когда празднуется Пасхалия, молокане должны каждый день ходить в собрание. В ближайшее воскресенье Пасха празднуется общим обедом или «делом» («отдаяние Пасхи»).

За неделю перед празднованием пресвитер, информируют о предстоящем событии свою общину. Так как «дело» связано с религиозным праздником, то назначаются стряпухи, ответственные за кухню (несколько женщин и три мужчины для переноса тяжестей). Это очень почетное назначение. Накормить огромное количество людей — задача очень сложная и ответственная.

В гости часто приглашают другое собрание и еда должна быть на высшем уровне, поэтому обычно назначают просто помощников, а главная кухарка постоянна.

Если община не имеет своего молитвенного дома, то двор выбранного дома накрывают брезентом, привозят столы, лавки, посуду, строится печь, готовятся дрова для печи и под самовары.
Важный момент подготовки к делу — выпечка хлеба. Обычно это поручают сразу нескольким женщинам, которым заранее развозится мука. Кто — то печет хлеб, кто — то делает сыр и т. д.
В пятницу собираются женщины катать лапшу. Обычно для приготовления обрядовой пищи расходуется около 2 — 3 мешков муки.

Договариваются по поводу приготовления мяса, для молокан очень важным является вопрос о том, кто будет забивать животное, и кто будет молиться перед этим. Поэтому, даже если животное покупается, то только живьем. И самой жертве молокане придают огромное значение. «Жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец или коз», или просто забивается молодая телка.

В субботу делается жертва. Животное приводят, связывают. Тот, кто режет, читает «Отче наш» и перерезает горло. Затем тушу разделывают и так как за мясо молились, то все внутренности (не съедобные) обязательно закапывают или сжигают.

В день, когда будет проводиться «Дело», рано утром топится печь, на которой из сухофруктов и консервированных компотов готовиться узвар, ставят сразу несколько огромных 50-литровых кастрюль, в которых варится мясо и готовиться лапша. К 9 утра мясо должно быть почти сварено.

Как только приходят близкие, женщины идут помогать стряпухам. Сваренное еще горячее мясо отделяется от кости, нарезается на мелкие кусочки и складывается в свободные кастрюли, солится и тушится на печи.

В это время готовится посуда, которая будет подаваться к столу. Она вся тщательно перетирается, а в отдельные большие тазы складываются стаканы и блюдца, готовятся заварные чайники, которые обдаются кипятком, затем в них насыпают чай и заваривают кипятком (наливают очень мало воды).

В небольшую посуду раскладывается соль, колотый сахар-рафинад, конфеты, нарезанный лимон, сыр, разливается мед. В отдельные стаканы насыпается чай (заварка).

В это время в зале молитвенного дома проходит молитвенное собрание. Убираются лавки и верующие выходят «на круг». Они становятся на колени. Пресвитер читает 8 — 10 молитв. В начале читается «Отче наш…», затем молитвы о прощении грехов как своих, так и умерших, и заканчивается моление молитвами о здравии. В это время каждый индивидуально молится о здравии, и просят прошения у умерших.

По окончании молитвы заносятся столы и лавки, за которые верующие усаживаются в соответствии с полом и возрастом (в начале стола мужчины, потом женщины, молодежь сидит за последними столами). Для большей организованности «дела», возле главного стола и выхода из комнаты обязательно стоят главные хозяева.

Интересен сам обряд обеда. После того как все сели, раздаются клеенки и передаются специально сшитые салфетки, предназначенные для вытирания со столов и утирки (полотенца) для вытирания рук.

Вначале подаётся хлеб, доски и ножи для нарезания хлеба. Хлеб нарезают только мужчины и раскладывают его по столу. Затем, передаются большие тазы, в которых уложены стаканы (обязательно стеклянные и прозрачные), блюдца и столовые ложки.

Всё подается на первый стол и верующие, взяв для себя посуду, передают эти чашки следующим. Затем передаются сахарницы с сахаром-рафинадом, заварные чайники и стаканы с сухой заваркой, из расчёта на два чайника один стакан.
И самое главное, заносятся самовары, в среднем один самовар на 8 — 10 человек. После того, как все накрыто, верующие встают, в комнату заходят все стряпухи, которые информируют пресвитера, что они «управились» и предлагают гостям наливать чай в стаканы.

Пресвитер читает «Отче наш» присутствующие благодарят стряпух и начинается трапеза. Во время чаепития пресвитер заставляет присутствующих мужчин читать по главе из Библии. Чтение также чередуется с пением псалмов. Если в это время хоть кто — то один держит стакан в руках, то пресвитер заставляет еще прочитать. Посуда убирается только во время пения. Опять подаются большие тазы, в которые присутствующие складывают использованную посуду, и убираются самовары.

Далее подается лапша. Её наливают в небольшие миски с учетом одна «чашка» на четверых человек. Опять вначале подается на первый стол, затем на второй, а затем на третий. Только после того, как стряпухи объявят, что они «управились», трапеза продолжается. Здесь так же чтение чередуется с пением.

Когда убирается посуда из-под лапши, подается мясо и соль к нему. Также одна миска на четверых. После того, как убрали тарелки с мясом, раздаются специальные полотенца и ими вытирают ложки.

Далее подаётся узвар, его тоже едят ложками. По окончанию трапезы, выходят стряпухи, и верующие благодарят их за приготовленную еду, желают им мира, здоровья и благополучия.

Завершается трапеза хвалебной молитвой и пением нескольких псалмов. После окончания трапезы, убираются столы и скамейки, заметается пол и пресвитер молится о здравии. На этом собрание закончилось.

После окончания собрания женщины остаются мыть посуду. Это тоже довольно интересная церемония. Моют в больших тазах с горячей водой. Несколько человек моют, следующие за ними вытирают, другие складывают её в специальные ящики. По обряду отходами со столов нельзя кормить домашних животных (кошек и собак), поэтому все тщательно собирается и часть отдается курам, а остальное складывается в печку и обязательно сжигается. В течение часа обычно посуда уже вся перемыта, и все расходятся по домам.
Антон Заруцкий

Опубликовано 16.04.2012 г.