Молокане

Духовные христиане
Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 – С. 153-158. Никонова Л. И.,Березина Л. Н.

Молоканство в Украине, России и не только…: От истории пути к вербальности

Молоканство появилось в конце XVII столетия как широкое религиозное крестьянское движение и, пройдя в своей истории несколько этапов, сформировалась к середине XIX столетия как специфичная группа. Впервые слово «молокания» встречается в 1765 г. в донесениях Синоду Тамбовской духовной консистории, употребленное в отношении инакомыслящих, бывших православных1. Ареалом первоначального распространения молокан принято считать Екатеринославскую, Харьковскую и Таврическую губернии. Быстрому распространению молоканства так же способствовала идея создания «дешевой» церкви. Обряды, связанные с бракосочетанием, рождением ребенка, похоронами проводились совершенно бесплатно2. Духовные христиане (молокане) — одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине XVIII–XIX вв.3 или в 60-х гг. XVIII в. среди государственных крестьян, а также в мещанских и купеческих кругах4. Основателем молоканства считается крестьянин Тамбовской губернии Борисоглебского уезда Семен Матвеевич Уклеин. В его основе учения молокан лежит «духовное» т. е. символическое толкование Св. Писания. Христианство называлось последователями учения «чистым молоком духовным», отчего секта и получила свое название. Христианское учение в молоканстве сведено к этике, смысл жизни человека заключается в том, чтобы развивать нравственное начало, заложенное Богом в каждую душу4. В молоканстве существуют две «школы»: духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные — ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с которыми молокане контактировали3. Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой3. Изучением проблем молоканства занимались А. И. Клибанов, С. Маргаритов, В. Д. Бонч-Бруевич, И. Малахова, А. А. Ткаченко и др.2 Статья основана и на полевых материалах, собранных в Республике Армения, Ростове-на-Дону, Австралии и др. Актуальность статьи состоит в том, что в ней впервые рассматриваются вопросы, посвященные краткой истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации.

При изучении и развитии межкультурной коммуникации используются разные методы исследования: сравнительно-исторический, социологический и др., но в этой статье поставлена цель — кратко рассмотреть вопросы, посвящённые истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации. Молитвы — вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Они бывают коллективными и индивидуальными. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди5. Молокане отрицают церковную иерархию, монашество, все обряды, почитание икон и святых мощей, считая единственным оплотом веры Библию, что сближает их с протестантизмом. Функции священнослужителей у молокан выполняют «старцы», являющиеся наставниками отдельных общин. Богослужение состоит в молитве, проповеди и пении духовных песен5, т. е. общение с богом вербальными средствами.

По данным А. А. Ткаченко (Одесса) на протяжении 1811–1814 гг. молокане не раз обращались с просьбами к императору об отводе им земель для компактного поселения в Бессарабии2. В 1823 г. правительство отводит сектантам тридцать тысяч десятин надельной земли в районе р. Молочной, Мелитопольского уезда Таврической губернии, куда вскоре и начинают переселяться молокане из разных уголков Российской империи. Молоканские общины возникают в Аккермане (Белгород — Днестровском), Кишиневе и др. В 1825 г. молоканами из Курской губернии основана община в с. Спасское. А в 1840 г. тамбовскими сектантами — в с. Чичма (Струмок). Достаточно крупным центром молоканства в первой половине XIX ст. являлся г. Аккерман (ныне — г. Белгород-Днестровский). Крупная община молокан так же имелась в г. Бендеры. В Спасском сектантская община была основана в 1825 г. молоканами из Курской губернии. Ко времени появления молокан в с. Спасское относятся, очевидно, и первые переселения тамбовских молокан в Струмок, хотя как община они сформируются лишь к 1840 г. По данным респондентов здесь был построен Молитвенный Дом. Пресвитер избирался на всеобщем собрании и утверждался верхушкой молокан сначала в Аккермане, а позже — в Бендерах. В целом на Юге Украины — около 13 тыс. Священник Гришков (Чишма Измаильского уезда), описывая положения дел в своем приходе, акцентирует на том, что у местных молокан имеется собственный молитвенный дом в центре села, хорошо приспособленный для исполнения культа. Помимо молитвенного дома у сектантов »…систематически ведется обучение членов общины вере, посредством чтения и разъяснения Евангелия и бесед на евангельские темы»2. В настоящее время в Украине молокане зафиксированы в пос. Южный, Нововасилевка, Новосспаское, Астраханка Приазовского района Запорожской области. Общины молокан в этом регионе оказались достаточно устойчивыми и существовали вплоть до конца ХХ века, т. е. даже после массового переселения молокан из Южной Украины в Закавказье2, куда входит и Армения.

Республика Армения находится на северо-востоке Армянского нагорья. Между горными хребтами расположены замкнутые возвышенные плато, плодородные долины и равнины. Наиболее известна Араратская равнина. В народе особо почитают гору Арарат, упомянутая еще в Библии как место последнего пристанища Ноева ковчега, находится почти в центре Армянского нагорья. Арарат изображен на государственном гербе Республики Армения. Большую часть человеческой истории эта гора находилась на земле армян, однако сейчас — на территории Турции. Севан (в древности — Гегамское море) — самое большое высокогорное пресноводное озеро мира6 и рядом с ним расположилось с. Шоржа, где поселились мордва-молокане (в прошлом с. Надеждино)7. Выселенные из России на Кавказ молокане приехали сюда в 1840–1844 гг. Это семьи — «Архиповы. Мордвы. Отец с сыном. Барсуков. Русский. Приехал один. Кистановы. Мордвы. Отец с сыном. Кудряшовы. Мордвы. Отец с сыном. Касымовы. Мордвы. Отец с сыном. Отец и 2 сына. 2 внука стали Леоновы и др.»89. По рассказам информаторов в Шорже сейчас 4 двора, где живут молокане, но некоторые дома сохранились и сейчас их стали обустраивать родственники (дети, внуки)10. Информатор Кудряшова А. А. (в девичестве Сандыкова). вспоминает, что их предки переехали из Поворино Тамбовской губернии. Её прадедушка Ефим (отец был Василий Козлов), впоследствии эту фамилию они поменяли на Сандыковскую, которому было всего 2 года. Со стороны мужа их предки тоже переехали из Тамбовской губ. Со стороны папы род славился долгожительством. Отец Абрам Ильич Сандыков, 1907 г. р. жил 96 лет, а его отец — 106 лет10. На вопрос о том, почему в селе Шоржа стало мало молокан, молоканка А. Кудряшова ответила, что во время Великой Отечественной войны на фронт из села призвали 400 человек и все они мордва-молокане, а потом в 1933 году уехали ещё в Австралию и Америку10. У Сандыковой близкие проживают в Краснодаре, Йошкар-Оле10. Информатор В. П. Чиндин подтверждает, что в Ростовской области проживают молокане из с. Шоржи, они регулярно общаются с ними на русском, мордовском, армянском, английском языках10. Общение с богом происходит постоянно и, чтобы общаться, в доме в любом месте открывают Библию и читают молитвы «Отче наш», «Живущие под кровом», «Господь пасторь мой» (Новый Завет, псалтырь)10. По поводу праздников, информаторы нам ответили так: «Праздники чаще справляем религиозные, нежели мирские — «Пасха, пятидесятница, Кущи, День смирения и очищения. В эти дни духовно очищаются, мысленно просят прощения, но при этом не крестятся10. Не ищут посредника (например, икону), а напрямую общаются с богом, тихо разговаривая с ним10. Во время свадьбы тосты не произносятся, а беседуя, говорят пожелания молодым10. В Шорже также проживали Касымовы, Кочергины, Прохоровы, Сандыковы, Кудряшовы, Григорьева, Леоновы, но выехали в Ставрополь, в Воронеж (из Поворино), Ростовскую обл., Австралию, Америку10. Молокане в повседневной жизни по разным поводам читают молитвы, Библию. Так, для того, чтобы приготовить пищу (мясо не покупают, выращивают животных сами или покупают их на базаре) закалывая животных, читают при этом молитвы «Живущие под кровом», «Отче наш»10. При рождении детей — молятся, читают молитвы10. В старину не было веры в «сглаз», но сейчас эта вера есть, от него знают молитвы10. Есть обряд вхождения в новое жилище, во время которого, переходя порог, проговаривают молитвы, чтобы бог освятил жилище (водой не освящают, т. к. не принято праздновать Крещение)10. Во время сбора этнографического материала в Армении (2011 г.), общаясь с Главой сельской администрации в с. Шоржа Республики Армения С. Ш. Шушанян нам говорил, что в Шорже издавна живут молокане — эрзя. В 1992 году разъехались по России, в т. ч. г. Сальск Ростовской области, но они все тесно держат связь друг с другом10.

Согласно установленным данным р. Дон является местом проживания молокан. Ростовская область, как административная единица, создана 13 сентября 1937 г. Находится на границе Восточно-Европейской равнины и Предкавказья; расположена на юго-западе Российской Федерации, на крайнем юго-западе Ростовская область омывается водами Таганрогского залива Азовского моря, на востоке — Цимлянского водохранилища. Соседними регионами Ростовской области являются: на севере — Воронежская область, на востоке — Волгоградская область и Республика Калмыкия, на юге — Краснодарский и Ставропольский края. На западе, в пределах области, проходит государственная граница с Украиной, протяжённостью 660 км.11. Сальский район Ростовской области, занимает территорию в 350 тысяч гектаров, расположенную на стыке донских, ставропольских и астраханских сухих степей. Именно в Сальский район в с. Кручёная балка в конце 80-х начале 90-х гг. начали приезжать мордва-молокане. Большинство молокан переехали в Ростовскую область из Армении (с. Шоржа, а в прошлом с. Надеждино), но переезжали и из других мест. Мы провели среди них опрос об их культуре, времени переезда, сфотографировали предметы быта и жилище, некоторую повседневную и праздничную одежду. Но самое главное, что они все себя называют мордвой и гордятся этим. Ледяев Иван Михайлович, женат на Сандыковой Надежде Абрамовне. Ныне она живёт в Италии. У них дети: Ирина и Марина, обе живут в Сальске10. Чиндин Михаил Матвеевич приехал из Шоржи и в Кручёной балке живёт с 1990 г. В Кручёную балку раньше всех приехал Абрам Абрамович Сандыков и все к нему сюда и «потянулись». Жена — Богданова Татьяна Ивановна, русская. Дети: сын Иоан Михайлович, женат и живут в Литве. Второй сын — Даниил Михайлович женат на армянке и они сейчас живут и работают в Москве. Михаил Иванович Чиндин — старец собрания молокан в Кручёной балке. Избирали его на общем собрании примерно 30 лет тому назад. В обязанности старца входить наставление народа на правильный образ жизни: не пьянствовать, работать, не прелюбодействовать, не ссориться, помогать друг другу и т. п. Если кто-то из молокан нарушил предопределённый образ жизни, то на общем собрании он выходит в круг собравшихся молокан и просит у всех прощения. При этом говорит, что он совершил и искренне раскаивается в содеянном. Во время собрания во время беседы, чтения псалмов и молитв они обычно сидят впереди общего стола около переднего угла. Старцы молятся во время собрания, а молодёжь поёт псалмы. Если рассмотреть обряды, то они тоже несколько иные. Некоторые обрядовые действия происходят не в семье, а общем доме собрания молокан. К примеру, при рождении мальчика на 7-й день делают обрядовое моление «Омовение». Мать дочери держит его на руках, а в это время происходит обряд «Омовение». После 40 дней после рождения ребёнка «Кстят» (у молокан нет слова «крестить», крест для них чужд), но в руках его держит уже сама родившая этого ребёнка10. При этом мать с ребенком стоит на коленях, а им обоим на голову прикладывают Библию и читают над ними молитвы. Делает это Иерей и специальные люди из собрания — так их благословляют. Потом все садятся за стол обедать в честь «кстин». В это же время поют псалмы, читают молитвы и едят10.

Многие молокане переехали и в Австралию. В Австралию для мордвы-молокан тропу открыла Е. М. Юртаева (в девичестве Сандыкова) — родная тётя В. В. Сандыкова, но сама там не жила. «Мои двоюродные братья и сёстры (В. В. Сандыков — авт.) живут в г. Аделаиде Австралии, но переселились они примерно в начале 60-х гг.10. В г. Аделаида Австралии проживают и другие мордва-молокане: И. В. Юртаев, В. И. Касымов (умер) и его дети: Василий, Иван и Тимофей; а также Т. Кудряшов, Кочергины, Р. Н. Ведяева и др.10 В г. Сидней — М. М. Юртаев, М. Кочергин и др.[^15] Согласно данных родословной Кудряшовых у В. И. Кудряшова и М. Е. Юртаевой 4 детей, в т. ч. дочь Анна Васильевна (муж из Ледяевых) живут в Австралии10. По другим данным в этой стране проживают потомки и других родов Юртаевых, Касымовых, Кочергиных, Сандыковых, Кудряшовых, Леоновых и др. Начальный путь переселения и у них складывался по-разному: вначале выехали в Ставропольский край, Воронежскую и Ростовскую обл., а оттуда некоторые из них переехали в Австралию10.

В 1921 году в России молокане организовали Союз Духовных Христиан — молокан, который просуществовал до 30-х годов3. В июне 1991 г. в Москве состоялся съезд молокан, на котором был сформирован «Союз общин Духовных Христиан-Молокан». В 1994 г. был учреждён «Союз общин Духовных Христиан-Молокан России»4.

Таким образом, помимо известного и достаточно изученного молоканского центра на Юге Украины, а именно поселений на Молочных Водах, существовали, параллельно с ним, центр — в Бессарабии, Закавказье, Ростовской области и др. История молокан давняя, среди них есть не только русские, но и мордва. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди и бесед на евангельские темы через язык понятный им: русский, украинский, мордовский, армянский и др. Язык основа человеческого общения, при помощи которой мы доносим информацию к собеседнику: делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его речь и сознание неразрывны. Язык это «звуковая материальная оболочка мысли», система знаков, служащая средством общения. Язык составляет основную часть внешнего богослужения, с его помощью мы выражаем свои чувства к Богу12, что мы и наблюдаем среди молокан, проживающих в Украине, Австралии, России, Республике Армения.
Никонова Л. И.,
ГкуРМ «Научноисследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»,
Березина Л. Н., Моу Лицей № 4,
г. Саранск, Республика Мордовия, РФ


  1. Маргаритов С. А. Руководство по истории и обличению русских рационалистических
    и мистических сект — Кишинев, 1910. 

  2. Ткаченко А. А. (Одесса) Новые материалы по истории молокан Юга Украины: общины Бессарабии // molokan.narod.ru/d/d1714.html (10.04.2013). 

  3. Духовные христиане (молокане) // molokan.narod.ru/ (02.09.2011). 

  4. Религиозные течения и секты. Справочник // militia-dei.spb.ru/? go=mdbase&id=311 (02.09.2011). 

  5. Религиозная деятельность. Культ // libsib. ru/sotsiologiya-religii/sotsiologiya-religii-kak-nauchnaya-distsiplina/religioznaya-deyatelnost-kult (11.04.2013). 

  6. Армения, Армения… / Редактор В. В. Кривопусков / Изд. 4-е, переработанное, дополненное. — М: Амарас, 2007. — 200 с. 

  7. Шоржа. // citycatalogue.ru/armenia/ shorja/ (28.04.2012). 

  8. Личный Архив. Сандиков В. В. Родословие молокан, выселенных из России на Кавказ в 40-х гг. XIX в. в пос. Надеждино (Шоржа) (11.04.2012). 

  9. Родословие молокан, выселенных из России на Кавказ в 40-х годах 19-го века в поселок Надеждино (Шоржа) // sandikov.name/book.htm (01.09.2011). 

  10. Полевой материал авторов: Ведяева Раиса Николаевна, г. Аделаида. Австралия, записи 2011 г.; Кудряшов Абрам Ионович, Ереван, записи 2007; Кудряшова (Сандыкова) Анна Абрамовна, с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Ледяев Иван Михайлович (1956 г. р.), Сандыкова Надежда Абрамовна (1958 г. р.), с. Кручёная балка Кручёно-Балковского поселения Ростовской обл., записи 2012 г.; Сандыков Владимир Васильевич (1968 г. р.), г. Сальск Ростовская обл., записи 2012 г.; Сандыкова (Ледяева) Раиса Абрамовна (1936 г. р.), с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Чиндин Василий Павлович (1971 г. р.), Чиндина Вера Васильевна (1976 г. р.), с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Чиндин Михаил Матвеевич, с. Кручёная балка Кручёно-Балковского поселения Ростовской обл., записи 2012 г.; Шушанян Сулико Шагенович (1953 г. р.), с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года. 

  11. Природные условия и естественные ресурсы Ростовской области. — Ростов на Дону, 2002. — С. 7–12. 

  12. Роль вербальной части богослужения в литургической жизни Православной церкви // do.gendocs.ru/docs/index-336743.html (10.04.2013). 

Опубликовано 13.04.2012 г.