Молокане

Духовные христиане
http://rabkor.ru/columns/edu/2015/11/24/molokans-in-mexico/ Собеский М.

Молокане в Мексике

Про общины молокан в Бразилии и Уругвае написано много. Но мало кто знает, что поселения молокан были и в такой латиноамериканской стране, как Мексика. Вольнолюбивые молокане жили в одном из самых горячих штатов Мексики — Нижней Калифорнии, много чего достигли, но были вынуждены мигрировать в США из-за начавшихся притеснений.

rabkor.ru-2015-11-24-10-45-32-512x312
Фото было сделано в 1947 году. На нём можно увидеть влияние американской моды на традиционное русское платье. © molokane.org

Русские — от России бегством

Молокане — духоборы, форма русского протестантства, отрицатели государственного угнетения, живут по принципу самоуправления коммун. Царское правительство их традиционно преследовало. Вплоть до депортаций. Из тюрьмы народов молокане активно переселялись в соседние страны — Румынию, Турцию и на окраины империи, но и там власти не давали им жизни, селили в поражённых малярией местах и подавляли рейдами казаков. Прогрессивная общественность критиковала это, но безрезультатно.

В начале XX века молокане из-за бесконечных конфликтов с царскими чиновниками и затем насильственной мобилизации на фронт русско-японской войны (а молоканам убеждения запрещают служить) начали выезжать в США, Канаду и Латинскую Америку. Кстати, по этой причине количество русского населения в Закавказье резко сократилось.

Появление молокан, в основном жителей Карской области, в мексиканском штате Нижняя Калифорния относится к 1905 году. Правда, некоторые источники называют иной год — 1906. В Мексику отправилось около сотни семейств, почти тысяча человек. Ими руководили Иван Самарин и Василий Пивоваров.

Нижняя Калифорния — штат в Мексике на границе с США, расположенный на одноимённом полуострове. От американской Калифорнии мексиканская отличается одним из самых негостеприимных климатов на планете: жара под 50 градусов, долгие засухи и пустыни, соседствующие с безжизненными горами. Лесистые участки — редкость, в основном на севере штата. Население края было небольшое: малочисленные индейцы и ещё меньше испанцев-креолов. Определённая удалённость от цивилизации не была препятствием для молокан, наоборот, они всегда старались селиться как-то обособленно.

Чем жили молокане в Мексике?

В Калифорнии молокане облюбовали для себя Гваделупскую долину на самой северо-западной границе штата, в сотне километров от Тихоокеанского побережья. На берегу одноимённой реки, а точнее ручья, превращающегося в поток в сезон дождей, построили «Русскую колонию» в Гваделупе на одну улицу. Долину русские нарекли по-своему — Обетованной землёй. Здесь они решили жить по своим законам, сохранять традиции и культуру. Прежде чем поселиться, молокане послали в Мексику эмиссаров на разведку, помощь там им оказал, как ни странно, католический орден доминиканцев.

Для коммуны молокане приобрели у доминиканцев три земельных участка, территорию пришедшей в упадок миссии ордена площадью в 5 тысяч гектар, потратив 48 тысяч песо золотом. Мексиканские власти дали рассрочку мигрантам на десять лет, но русские погасили долг за четыре года. Договор на продажу земли подписал президент Порфирио Диас.

Молокане жили аскетично, как у них принято, но с достатком, в дела мексиканцев, занятых гражданскими войнами, не лезли. Как пишет современный мексиканский автор Элизабет Варгас: «Эти люди растили детей, культивировали сельское хозяйство и в течение небольшого времени превратили свои угодья в цветущие оазисы». Особенно поражала хаотичных мексиканцев семейная дисциплина и неприхотливость русских мужчин, которые ели только то, что готовили их жены.

Поселенцы выращивали и культивировали цитрусовые, яблони, груши, персики, оливки, во дворе каждой семьи в изобилии имелся домашний скот и водилась птица: коровы, гуси, куры. Молокане были главными поставщиками пшеничной муки для порта Энсенад. Работали молокане на общинных принципах. Что было резким контрастом с бедными индейскими поселениями и разорившимися плантациями местных испанцев.

Лицом гваделупских молокан, как ни странно, стало виноделие: местные почвы благоприятствовали. Религиозные догмы запрещают молоканам употреблять спиртное, но здесь вино шло на продажу, что не противоречило их воззрениям. Впрочем, виноделием молокане занялись не сразу, а в 1920 году, после преодоления внутренних споров в общине. В 1931 только молоканин Александр Долгов ежегодно поставлял 800 литров вина на рынок.

После Гражданской войны в России в Нижней Калифорнии поселились некоторые русские иммигранты, которые перешли в молоканскую веру.

Со временем молокане стали массово принимать гражданство (1930-е), а через десять лет и жениться на местных девушках, в том числе и индейских кровей. Как вспоминали путешественники: «Индейские подростки играли в футбол с голубоглазыми русскими сверстниками, при этом крича на русском языке — то были дети смешанных браков».

Набеги дезертиров, экстремисты и конфликт с чиновниками — выезд

Несмотря на глубоко пущенные корни, молокане не прижились в Гваделупской долине. Сначала возникли проблемы с криминальными элементами, хлынувшими в Мексику, когда США объявили мобилизацию во время Второй мировой войны. Дезертиры терроризировали молоканские хозяйства, и теперь в американские штаты сотнями начали переезжать русские. Молокане покидали Мексику, чтобы обосноваться возле Лос-Анджелеса.

Вторая миграция молокан через границу началась в 1957, тогда через Гваделупскую долину решили прокладывать шоссе. Как оказалось, власти сквозь пальцы смотрели на права крестьян, выкупивших земли. Но не это выжило русских — к земельным конфликтам прибавилось притеснение посредством буйств экстремистов, требовавших отнять земли молокан. Первые эксцессы относятся к 1952 году, когда жители городка Мехикали попытались незаконно поселиться на молоканских землях. В Мексике резко возрастало влияние расистских идей, взятых на вооружение частью индейских движений. По посёлку молокан принялись шествовать толпы, жёгшие факела и кричавшие: «Мексика для мексиканцев». Точнее, для мексиканцев «бронзовой расы Ацтеков». То, что каждый третий житель страны приехал из-за океана, их не волновало. Правительство тем не менее иногда прибегало к помощи армии, чтобы успокоить агрессию ксенофобов.

Наступил финал молоканского расцвета в Нижней Калифорнии: большинство семей уехали искать вольной жизни в американские штаты Калифорнию и Аризону, где преуспели. Русская Гваделупа в 1960 переименована властями в городок Франсиско-Смарко; парадоксально, но название не восприняли даже мексиканцы.

Численность молокан к 1980 сократилась до 12 семей, заметно ассимилировавшихся с мексиканцами из-за участившихся смешанных браков. Молокане берут в жены мексиканок, и их дети делают также. В быту потомки колонистов давно уже общаются на испанском языке и смутно помнят русский. Зато мексиканские жены исправно готовят блюда русской кухни. Смешанные семьи отличаются многодетностью, впрочем, такое в Мексике стандарт.

Вполне естественно, что община молокан как таковая почти растворилась. По разным данным, по Нижней Калифорнии рассеяно от 100 до 300 человек с русскими фамилиями — потомки молокан. Мимо некогда процветающей молоканской коммуны ныне течёт наркотрафик, а мексиканцы, так хотевшие земель молокан, по-прежнему живут в бедности. Ненависть к эмигрантам оказалась плохим помощником.

Молоканская память

Потомки молокан в Мексике хранят память о жизни своих предков в Русской Гваделупе. Среди из известных русских во Франсиско-Смарко — семейства Бабаевых и Самариных. Первые держат известную далеко за пределами города винодельню Bibayoff Vinos, вторые — краеведческий музей молокан. Ещё один музей открыло мексиканское правительство. Сохранилась молоканская церковь, открытая только для экскурсий — их проводит русский, последний раз её использовали в 1992 году для отпевания.

Русская община в Мексике не осталась без внимания американских историков, на её тему защищены две диссертации, одна — потомком русских Джорджем Махофф.

Нынче в США насчитывается около 25 тысяч молокан, и многие из них ведут родословную от «мексиканских». Они вполне довольны жизнью и в Россию переезжать не собираются. А Русская Гваделупа превратилась в часть молоканской легенды.
Максим Собеский, журналист

Опубликовано 24.11.2015 г.