Молокане

Духовные христиане

Фролова Н. В.

Кузнецовы: Самара и Алты-Агач

В 1829 г. в самарские купцы были причислены два брата Кузнецова. Потомки одного из них (Евдокима) остались в Самаре и живут там сейчас.
Потомки другого (Кузмы) практически в полном составе в 1840-50 гг. выехали в Закавказье и осели в с. Алты-Агач (хотя планировалось добраться до Шемахи и Ленкорани). Документально подтверждается поселение в Алты-агач только одной части выехавших (во главе с Лазарем Кузминым). Но в группе потомков выходцев из Алты-Агач (в «Одноклассниках») сообщили, что Кузнецовы делились по прозвищам: Лазаревичи, Осиповичи, Абрамовичи и др., что косвенно указывает на поселение там и другой части самарских Кузнецовых (у Лазаря был брат Осип, один из его сыновей — Абрам), выехавших из Самары раньше Лазаря.

Первые найденные упоминания о молоканском семействе Кузнецовых содержатся в 8-й народной переписи 1834 года. Так, в списке купцов и мещан города Самары, однодворцев и хлебопашцев Самарского уезда под № 50 появляется Кузма Андреев Кузнецов, 75 лет (1759 г. р.), причисленный в 1829 г. из крестьян в купцы города Самары 3-й гильдии, и брат его Евдоким, 50 лет (1784 г. р.), оба с семействами.

Но уже с 27 мая 1835 г. последователям вредных ересей стало дозволяться записываться в городские звания только в Закавказских провинциях.

В 1838 г. Евдоким вместе с сыновьями Ульяном и Павлом из купцов перечислены в мещане г. Самары (что послужило причиной: необъявление капитала или ужесточение действовавшего на тот момент законодательства о сектах — доподлинно неизвестно). Потомки этой ветви Кузнецовых проживают в Самаре до настоящего времени.

С 21 марта 1844 г. с лиц, намеревающихся вступить в самарское купечество, начинают брать подписки «о несостоянии в сектах».
В 1845 г. умирает Кузма и теперь начальником купеческой части семьи Кузнецовых значился его сын Лазарь (1804 г. р.). Само же семейство состояло как из его собственных детей, так и вдов, детей и внуков его родных братьев Якова и Осипа, умерших ещё в 1830 и 1832 годах (по 9 ревизии 1850 г. под № 203).

Тогда же начинается вялотекущая переписка самарских молокан с властями по дозволению выехать в Закавказские провинции. Соответствующее прошение было подано самарским купцом Федором Ульяновым Хворостовым, купеческим сыном Петром Ефимовым Шереметьевым, купеческой снохой Кузнецовой Акулиной Матвеевой (вдовой Осипа Кузмина), мещанами Петровым Власом и Андреевым Семеном Петровым.

Переселенцам надлежало придерживаться следующего маршрута:
из города Самары — в город Николаевск (совр. Пугачёв Саратовской области) — Новоузенск — посад Дубовку (совр. Волгоградская область) — город Царицын (совр. Волгоград) — колония Сарпу (совр. Сарепта) — Калмыцкою степью, начиная с Сарпы на город Петровск: село Медвецк (совр. Гофицкое Ставропольского края) — д. Прасковея (совр. Будённовский район Ставропольского края) — город Кизляр (совр. респ. Дагестан) — Бурная крепость (совр. Тарки, Махачкала) — город Дербент — Кубу (совр. Губа, Азербайджан) в Шемаху.

От местных властей требовалось минимизировать контакты молокан с православными и единоверцами, дабы не допустить распространения ереси.

Из 9-й ревизии известно, что внуки Козьмы Андреева: Абрам, Данила и Василий Осиповы по состоянию на 12 июля 1850 г. выбыли в Закавказский край.

Наконец в 1852 г. оставшееся семейство Лазаря, до последнего состоявшее в самарском 3-й гильдии купечестве, по его ходатайству с прочими молоканскими семействами о перечислении их в Закавказский край выбыло в составе 10 душ в г. Ленкорань.

Однако выехали не в полном составе: в декабре 1851 г. племянники Лазаря Федот (вместе с сыном Михаилом) и Назар Яковлевы исходатайствовали себе разрешение остаться в самарском мещанстве. В 10-й ревизии 1857 г. (под № 2319) сообщалось, что они молоканской секты, грамоте умеют, занимаются хлебопашеством. Имеют дом 1 части Самары, 33 квартал, под № 776-773.

По неизвестной причине Лазарь до Ленкорани не добрался. На 1856 г. он (с детьми: Петром, Константином и Иваном, племянником Прокофием Яковлевым с сыновьями Иваном, Филипом, Андреем и Трофимом и, вероятно, еще одним племянником Тихоном Яковлевым) уже указан как житель с. Алты-Агач Шемахинского уезда. Вероятно семейство Лазаря решило (или было вынуждено) осесть там же, где и ранее выехавшие из Самары дети и внуки его брата Осипа.

Потомки Евдокима Кузнецова по большей части продолжили жить в Самаре в мещанском сословии. Также сохраняли принадлежность к молоканству (духовному христианству). В начале ХХ века отдельные их представители вслед за своими родственниками Грачевыми и Чекмаревыми перешли в общину евангельских христиан — баптистов.
Наталья Владимировна Фролова, 17 декабря 2017 г.

Приложения:

Опубликовано 17.12.2017 г.

Публикации автора

Доступ ограничен!

Рассматриваются только подробные письма по исследуемой Вами родословной или интересующей Вас проблеме!