Молокане

Духовные христиане
Теория и практика общественного развития. № 10. 2013. – С. 279-282. Храмцова Ю. С.

Изменение роли молокан в общественной жизни Терской области

Статья посвящена актуальной, недостаточно изученной в российской историографии проблеме становления и развития секты молокан в Терской области. Показан сложный путь легитимации религиозного объединения, который оказался успешным благодаря революционному обновлению российского общества в 1905–1907 гг. Научная новизна исследуемой темы определяется введением в научный оборот ряда архивных документов, отражающих позитивное влияние молокан на казаков и русское население области в конце XIX — начале XX вв.

Российская империя формировалась на протяжении многих столетий как полиэтничное и поликонфессиональное государство, где большинство населения России составило паству Русской Православной Церкви.

Общие процессы развития церковной жизни привели к созреванию внутри неё ряда религиозных направлений, оппозиционных православной церкви: старообрядчество, старорусское сектантство, протестантское сектантство и другие. Эти конфессии имели достаточно большое количество последователей, несмотря на гонения государства и Православной Церкви1.

Обыденное сознание зачастую воспринимает старообрядцев и сектантов как некое единое христианское течение в лоне Православной Церкви. Эти самостоятельные компоненты религиозной жизни зачастую смешиваются, что ведёт к размыванию понятий, затушёвыванию матрицы восприятия духовной жизни, особенностей отправления культа. Представляя собой разновидности христианской религии, секты, они вторгались в «сферу влияния» православия — идеологию нравственности, наставницы жизни — развивая протестные настроения в народе, что представляло угрозу не только церкви, но и целостности государства.

В современной литературе принята следующая классификация разных направлений сектантства:

  1. Секты, выделившиеся из православия: молокане, духоборы, христоверы (хлысты), скопцы.
  2. Секты протестантско-евангелического происхождения: баптизм, штундо-баптизм, евангельское христианство, свидетели Иеговы и адвентизм.
  3. Секта иудействующих (первоначально молокане-субботники)2.

Почти во всех вариантах типологизации религиозных сект присутствуют молокане, что свидетельствует о влиянии этого объединения на общественную жизнь страны.

Основателем секты молокан стал житель Тамбовской губернии крестьянин Семён Уклеин, который отделившись от духоборцев Иллариона Побирохина, сошёлся со сторонниками протестантского рационалистического учения Д. Е. Тверитинова-Дерюшкина и, убедив их в правоте своих взглядов, организовал новую секту.

Название «молокане» закрепилось в народе за привычку употреблять в пост молоко. Сами сектанты называли себя «духовными христианами», а имя молокан объясняли тем, что исповедуемое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в Святом Писании3.

Специфической чертой этого культового направления являлась вера в возможность непосредственного общения с Богом, второе пришествие Христа и наступление тысячелетнего царства, куда попадут только истинно верующие. Залог спасения человека — его добрые духовные дела. Добросовестный труд — одна из заповедей молоканской этики «добрых дел», не случайно их общины в Закавказье внесли заметный вклад в развитие сельского хозяйства4.

Учение молокан построено на отрицании догматов Православной Церкви, её таинств и обрядов, почитании святых, икон. В основе вероучения — признание Библии как единственного источника религии, гражданской и семейной жизни. «Божий дом», созданный Иисусом Христом, по их мнению, существовал только до IV в. Затем сформировалось корпоративное духовенство, которое извлекает материальную выгоду у последователей Христа. Решения соборов, высших иерархов церкви, интерпретация слов Сына Божьего извратили истинное христианство. Они считали, есть один архиерей в мире — Христос, все люди на планете — братья, все равно получают божью благодать, а значит не должно быть сословного разделения5. Покаяние человека, совершившего не праведный поступок, заключается в осмыслении греха самим грешником, ибо «не может разрешать грехов другого тот, кто сам грешит»6. Это положение было направлено против священничества, которое зачастую жило по формуле: делайте то, что я говорю, и не делайте того, что я делаю.

Важно отметить, что благодаря обязательному изучению текстов Священного Писания верующие, как правило, умели читать и писать, что выделяло их из общей массы. Все виды труда у молокан сакральны, поскольку ведут к раскрытию в человеке добросердечных начал, заложенных богом. Такая религиозно-моральная установка активизировала труд и содействовала экономическому преуспеванию молокан7.

Появление последователей данной секты в Терской области, связано с жителем Саратовской губернии И. О. Толчиным, который в 50-е гг. XIX в. за проповедь идей молокан был отправлен рекрутом на военную службу. Дезертировав из армии, он бежал в Грузию, где поселился у молокан в имении М. Т. Лорис-Меликова, где стал главным проповедником малоканского учения.

В 1865 г. начальник области М. Т. Лорис-Меликов пригласил молокан из своего имения Самис в Грузии для развития извозного промысла, который давал хорошую прибыль. Уже через год во Владикавказе на юго-западной стороне появилась целая молоканская слободка в 500 душ. Заручившись поддержкой властей, они стали быстро увеличивать свои ряды и через 5 лет численность общины достигла 2000 чел. Главным руководителем и духовным главой секты считался И. О. Толчин, поменявший фамилию на В. Г. Беликов8. До середины 1880-х гг. молокане проводили молитвы в одном общем собрании, но после смерти Беликова они разделились. Его ученики — Лышков, Федянин и Истомин — создали свои общины. Однако Истомин оказался нечистоплотным руководителем, — без разрешения общины использовал средства фонда, что стало достоянием общественности. О молоканском «конфузе» писали газеты9.

Под влиянием эволюции религиозных представлений, стали меняться взгляды молокан в Терской области. Так в ст. Павлодольской были отменены молитвы псалмами и введены молитвы импровизированные на том основании, что псалмы Давида не выражают «духа и потребностей современного общества». Моздокские молокане учили, что «жертвенники, на которые принесены жертвы Христовы, есть первое лицо Св. Троицы — Бог-Отец, и этот жертвенник находится на небесах перед престолом Божьим. Такое учение приводит к тому, что эти молокане имеют на небесах 2 Бога-Отца: один сидит на престоле, а другой (жертвенник) стоит перед престолом»10 (таблица 1).

Таблица 1 — Численность молокан в Терской области в конце XIX — начале XX в.11

Административный район 1898 г. 1904 г. 1909 г. 1914 г.
Кизлярский отдел 68 282 299 271
Пятигорский отдел 1971 33 28 73
Сунженский отдел 427 559 142 142
Моздокский отдел  — 1904 1776 1898
Грозненский округ 14 17  —  —
Нальчикский округ 8 6 522 612
Хасавюртовский округ  —  —  —  —
Владикавказский округ 1 1  —  —
г. Владикавказ 3523 3817 3826 4319
г. Моздок 169 225 343 446
г. Пятигорск  —  — 54 14
г. Георгиевск  — 52 12 31
г. Грозный  — 18 30 45
г. Кизляр  —  —  — 36
Итого 6181 6914 7032 7887

Приведённые сведения показывают, что за 16 лет, численность молокан увеличилась на 27%. Высокий удельный вес молоканства наблюдался в Кизлярском и Моздокском отделах, Нальчикском округе, г. Владикавказ и Моздок. Это связано не только с естественным ростом секты, но и миграцией сюда молокан из других районов страны. В Пятигорском отделе произошло резкое падение влияния молоканства, что связано с увлечением жителей другими сектантскими течениями (баптизмом).

Руководство Владикавказской епархии сетовало на то, что «существующая регистрация сектантов не даёт верной картины их распространения, так как создают законные общины старые секты, а не вновь совращённые из православия»12. Статистика показывает, что в 8-м благочинии отмечен некоторый рост молоканства. Из православных жителей, например, ст. Закан-Юртовской в секту молокан перешло около 80 семей православных: «Открытый переход их в секту произошёл в течение последних 2–3 недель (июнь 1894 г.) и выразился в уклонении от церкви и удалении икон из своих домов и посещении так называемых собраний. При опросе о причинах, побудивших их к переходу к молоканам, они заявили, что не совращены, а сами познали истинную веру…». По признанию жителей станицы молокане «ведут жизнь, проникнутую своими религиозными мнениями и самый любимый предмет у них — это разговоры о вере»13.

В 1916 г. на имя начальника области было подано прошение молокан ст. Павлодольской о разрешении образовать религиозную общину из 81 члена. Указывалось, что все подписавшие прошение от рождения исповедуют молоканство. Данное ходатайство, в соответствии с именным указом Николая II от 17 октября 1906 г., было удовлетворено14.

Помимо этого, молокане просили:

  1. В допущение общества их к общественным станичным сборам, для обсуждения общественных дел и интересов, наравне с жителями православного исповедания;
  2. О предоставлении молоканам права занятия должностей судей и кандидатов и отбывать другие повинности наравне с православными;
  3. Не лишение детей молокан-служащих казаков права на получение за службу установленных наград15.

Начальник Главного управления иррегулярных войск поддержал вопрос о предоставлении молоканам права пользоваться награждёнными медалями и другими преимуществами, какими пользуются на службе православные16.

В начале ХХ в. от владикавказских мещан в Терское областное правление поступило заявление об основании «Общества Владикавказских молокан». Прошение было удовлетворено, председателем правления был избран П. Н. Морозов, помощником И. Е. Беглецов. Интересно, что главная цель общества была заявлена как «подъем культуры, духовно-нравственного уровня и экономического благосостояния молокан г. Владикавказа».

В декабре 1909 г. в областное Правление Терской области от имени молокан Владикавказа было подано новое прошение об учреждении ещё одной общины молокан. В подготовленном ответе Владикавказской Духовной консистории было подчёркнуто, что доктрина молокан ничего не содержит в себе противогосударственного. Полицмейстер Владикавказа в рапорте написал, что за период работы в областном центре ничего противонравственного или противогосударственного со стороны молокан не замечено. «Они признавали Евангелие, все их молитвы и псалмы обращены исключительно к Иисусу Христу»17. На основании Высочайшего Указа Правительствующему Сенату 17 октября 1906 г. было вынесено решение, внести в реестр сектантских общин Терской области вторую Владикавказскую молоканскую общину. Таким образом, принятие общероссийского законодательства узаконило деятельность молоканских общин.

Приведённый материал показывает, что, несмотря на небольшую численность молокан в Терской области (около 8 тыс.), они оказывали заметное влияние на общественную жизнь региона. Трезвый образ жизни, стремление к грамотности, интерпретация текстов библии, вызывали уважение не только простых казаков, но и чиновников области. Поэтому не случайно, что последователи учения заняли достойное место в общественной жизни региона.
Юлия Сергеевна Храмцова,
аспирант Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
директор лицея № 2 города-курорта Железноводска.


  1. Васильева С. В. Старообрядцы в Забайкалье. Улан-Удэ, 2003. — С. 92. 

  2. Крюков А. В. Религиозные секты на Кубани в аспекте межконфессиональных отношений (досоветский период) / под
    ред. Н. Ю. Силаева // Кавказский сб. Т. 1 (33). М., 2004. — С. 150. 

  3. История религии. http://www.religion.babr.ru/chr/east/srs/molok.htm (14.04.2013). 

  4. Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность: дис… канд.
    ист. наук. Ставрополь, 2004. — С. 67. 

  5. Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908–1909. — С. 129. 

  6. Дворкин А. Введение в сектоведение: учеб. пособие к курсу «Сектоведение». Н. Новгород, 1998. — С. 361. 

  7. Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978. — С. 30. 

  8. Среди молокан // Владикавказские Епархиальные ведомости. 1898. №  1. С. 92. 

  9. См.: Зимин В. Присвоение общественных средств // Владикавказские Епархиальные ведомости. 1883. № 2; Дрябин Л. Конфуз у молокан // Терские областные ведомости. 1883. № 35. 

  10. Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. — С. 162. 

  11. Данные собраны в ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 15. Д. 1409; Ф. 12. Оп. 3. Д. 180 и другие. 

  12. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 15. Д. 831. — Л. 1. 

  13. Там же. Ф. 12. Оп. 3. Д. 180. — Л. 1. 

  14. Там же. Ф. 11. Оп. 15. Д. 1409. — Л. 8. 

  15. Там же. Ф. 12. Оп. 8. Д. 3. Л. 38. 

  16. Там же. Ф. 12. Оп. 8. Д. 60. Л. 55. 

  17. Канукова З. В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. 2-е изд. Владикавказ, 2002. — С. 201. 

Опубликовано 29.10.2013 г.