Молокане

Духовные христиане
https://www.academia.edu/20176255/ Танрыверди М.

История первых русских переселенцев (молокан и духоборов) в Карс (Турция)

Первыми русскими, переселившимися на отвоёванную у Турции в 1878 году территорию Карсской и Ардаганской областей, были представители молокан и духоборов.

Как известно, Молокане, этническая группа русских, исповедовавших духовное христианство, были одной из многочисленных сект, появившийся в XVIII веке на территории России. Название молоканство появилось на том основании, что сектанты в пост пили молоко. Течение молоканство выделилось из секты духоборов. Как и духоборы они отрицали церковную обрядность: почитание икон, посещение хромов все таинства церкви. Предки молокан происходят из сослóвия русского крестьянства. Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал бродячий портной Семён Уклеин из Тамбовской Губернии. Отсюда молоканство быстро распространилось на территории Саратовской, Воронежской, Астраханской и других губерний1. В них молокане подвергались жестоким преследованиям как со стороны государства, так и церкви. По отношению к ним применялись экономические, социальные и религиозные санкции2.

В 1820 г. молокане были поставлены в один ряд со скопцами и духоборами, которых церковь считала особенно вредными. Однако самые серьёзные преследования молокан начались в правление Николая I. В 1835 г. император принял ряд мер, в первую очередь против тамбовских молокан, которые были ядром всего течения1. Чтобы спастись от преследования правительства, они бежали на окраины государства — в Закавказье и Крым1. Благо этому способствовала внутренняя политика страны.

После того, как началось освоение Закавказья, было решено создать на присоединённых землях русские поселения, жители которых могли бы с оружием в руках, защищая своё имущество, помогать в освоении края. Одновременно это давало возможность решить вопрос удаления из России «особо вредных сект» и изоляции их от православного населения3.

Таким óбразом, во второй половине XIX в. этнический состав населения края подвергся значительным изменениям. Некоторые изменения в этническую и демографическую картину Закавказья внесла и Русско-турецкая война 1877–1878 годов. После подписания Берлинского трактата в 1878 году города Карс и Ардаган с близлежащими территориями образовали новую административную единицу в составе Российской империи — Карсскую область. В том же году на этой территории появились первые русские переселенцы.

Российское правительство, заинтересованное в изменении этнического состава населения Карсской области, поощряло переселение не только русских сектантов, но также немцев, поляков, осетин, греков, грузин и представителей других наций. Мигрантам были обещаны земли и льготы по военной службы. Одновременно с этим в Турцию выселилось значительное количество мусульманского населения, главным óбразом турок4.

В Карсской области первыми поселились духоборы. Они перебрались из Елизаветпольской губернии (территория современного Азербайджана, город Гянджа). Затем с Южного Кавказа за ними последовали православные христиане и сектанты, в том числе молокане, прыгуны и субботники5. Среди них большинство составляли молокане. Их поселили в следующих деревнях: Йалынчайыр (Зюхрап), Мэйданжык, Ладыкарс (Владикарс), Дигор, Чалкавер, Чакмак, Селим, Завот и других6. По статистическим данным 1888 года, русское население составляло примерно 10000 человек, среди которых значились 6612 молокан, 2973 духоборов и 1086 православных христиан5.

Описывая приезжих сектантов, первый губернатор Карсской области генерал-лейтенант Виктор Антонович Франкини отмечал, что несмотря на разницу религиозных взглядов, по своей сути, характеру и организации быта они оставались искóнно русскими. Как опытный действующий военный, Франкини оценил их роль во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, где они помогали русской армии с подвóзом оружия на фронт5.

На окраинах России, в том числе в Карсской области молокане всегда считались лучшими поселенцами и много способствовали там развитию земледелия, огорóдничества, садовóдства и других полезных прóмыслов1. В молоканском хозяйстве большое внимание уделялось разведению крупного рогатого скота и коневодству. На всё Закавказье молокане славились своим сливочным маслом. Овцеводство у молокан было развито слабее, свиноводства вообще не было7.

Благодаря молоканам в Карсе появились лучшие порóды лошадей и корóв, начали использоваться фургоны. Они познакомили турок с новыми видами приспособлениями для сельского хозяйства, такими как конная косилка и конные грабли. У турок не было таких орудий. Молокане сильно повлияли на óбраз жизни карсских турок. Это влияние проявилось в использовании мельниц, развитии кузнечного дела и столярного ремесла8.

Молокане освобождались в первые годы от налогов и получили значительные льготы. Но в 1889 г. 50-летний срок освобождения молокан от вóинской службы закончился. Поэтому карсские молокане решили ходáтайствовать о продлении льготы в российское правительство. Ходáтаями были выбраны Филип Шубин и Иван Самарин. Весной 1900 года они прибыли в Петербург, однако их усилия оказались тщетными и прощение осталось неудовлетворённым. Тогда молокане решили уехать из Карса и отправили Феодора Т. Вучнефа в Канаду с целью получить разрешения на переезд для 1000 человек и выяснить условия жизни в предполагаемом месте поселения. С разрешением царя на выезд из России, началась миграция молокан в Канаду. Канáда предостáвила им частичное освобождение от военной службы на 99 лет и дала по 160 акров каждой семье9.

В мае 1900 года общиной молокан Карсской губернии в Америку снова были отправлены представители с целью изучения возможности переселения в края, где молокане могли бы обрести свободу от воинской повинности. Были получены гарантии, и по возвращении домой ходоки подробно рассказали общине об условиях переселения и о жизни за океáном. После чего половина общины молокан мигрировали в Америку, главным образом в США10. Вторая половина осталась в Карсе.

После того как Карс отошёл Турции, между Турцией и Россией возникли проблемы, связанные с молоканами. Второй народный комиссар по иностранным делам РСФСР Георгий Васильевич Чичерин сыграл в этом важную роль. Специалист по международным отношением, он был организатором революционного движения. 22 ноября 1920 года Чичерин назначил Буду Мдивани полномочным представителем РСФСР в Турции. Тот занялся пропагандой большевизма в Карсе и в некоторых молоканских деревнях. На это обратил внимание турецкий военный и политический деятель Казым Карабекир, руководитель военными действиями на кавказском фронте в 1920 г. Он сделал предупреждение Мдивани и написал отчёт в турецкий парламент8.

В Марте 1921 года прошла московская вторая русско-турецкая конференция в целях упорядочения отношений Турции с советскими республиками. В договоре, который был заключён 16 марта 1921 года, по завершении конференции имелась статья ХIII о возвращении на родину военнопленных. Через 12 дней, 28 марта, был подписан ещё один договор, в котором уточнялись условия соглашения о сроках возвращения военнопленных на родину.

Вот выдержки из данного соглашения. Согласно статье один: «договаривающиеся стороны обязались возвратить на родину в возможно кратчайший срок всех пленных, как военных, так и гражданских, другой стороны, находящихся на их территории». Имелось в виду, что пленные, находящиеся в Европейской России и на Кавказе, должны быть возвращены на родину в трёхмесячный срок, а находящиеся в Азиатской России — в шестимесячный срок, считая со дня подписания договора.

Согласно статье два: «предусматривалось, что обоюдное возвращение на родину пленных производится по их желанию, и принудительное возвращение ни в коем случае недопустимо». Бюро по регистрации пленных должно было собирать от военных и гражданских пленных, заявивших о своём нежелании вернуться на родину, подробные сведения о месте их рождения, их имя и фамилию, о месте их жительства, о занимаемых ими должностях и о своей профессии для сообщения делегации другой Стороны, предусмотренной статьёй IX настоящей Конвенции.

Российские представители утверждали, что в Турции есть русские пленные, как солдаты, так и гражданские, намекая в том числе и молокан, в то время как турецкая сторона полностью это отрицала. Таким образом, можно предположить, что Турция признавала молокан своими гражданами.

Это ситуация осложнялась, Чичерин два раза вручил ноту Турции, утверждая что в Карсе молокан заставляют служить в армии, и им не разрешают его покинуть. Согласно Московскому договору Турция должна была считать молокан гражданами России. О молоканах, которые хотели оставаться в Карсе, Чичерин сказал, что их выбор и права должны уважаться. Так, например, Турция не может заставлять их служить в армии8.

После этих нот Чичерина Турция начала сомневаться в искренности беспокойства России о молоканах. Посол Али Фуат Паша в Москве 26 мая 1921 г. отправил в Анкару письмо, в котором написал, что Россия использует молокан как повод, чтобы вернуть себе Карс, распространяя там большевистские идеи и организовывая революционное движение. Поэтому Казым Карабекир, который раньше хотел, чтобы молокане оставались в Карсе, изменил политику по отношению к ним. Ранее он не хотел, чтобы молокане уехали из Турции, так как они активно способствовали развитию земледелия в Карсской области, и этот опыт мог быть применён в других регионах Турции.

В новых обстоятельствах Карабекир приказал обязать их служить в армии как граждан Турции. Молокане, которые по своей вере против войны, насилия и службы в армии, активно протестовали против этого и не соглашались служить даже в тылу. Некоторые молокане обратились в консульство России в Карсе и выразили своё желание переехать на территорию России8.

Советскую власть молокане приняли с надеждой обрести религиозные права. В 20-х гг. XX в. на территорию Северного Кавказа из отошедшей к Турции Карсской области переселились около десяти тысяч молокан. Они признали необходимость военной службы, откликнулись на призыв правительства заселять свободные земли, стали создавать различного типа кооперативные объединения. Необходимо отметить, что ни на быт, ни на сознание молокан смена власти влияния не оказала. Они по прежнему были равнодушны к политике, их волновали только хозяйственные вопросы7.

В конце 1961 года почти все представители молоканских общин, проживающих на территории Турции, переехали на территорию Советского Союза, на Ставрополье11.

Оставшиеся молокане ассимилировались в турецкую среду. Их влияние на современную жизнь региона незаметно. Чего нельзя сказать об их предках. Молокане, жившие в Карсской области в конце XIX века оказали огромное влияние на быт и культуру этой территории. Так даже сейчас в обиходе следующие русские слова: картофель, печь, конфеты, кнут, спичка, ящик, завод, чайник и т. д. Нахождение молокан в Карсской области, важная страница в истории данного региона Турции.
Мустафа Танрыверди,
Стамбульский университет, Литературный факультет, кафедра истории.
Международная научная конференция «Вдали, но вместе», посвящённая истории Русской общественной библиотеки им. И. С. Тургенева в Париже. [г. Санкт-Петербург, 2014 г.]


  1. Буянов Е. В. Духовные христиане молокане в амурской области во второй половине XIX — первой трети XX вв. Благовещенск, 2013. С. 29, 225. 

  2. Плечинцева Н. Д., Соловьева Л. Т. Некоторые аспекты современного состояния русских молоканских общин Азербайжана // Лавровский сборник: Материалы XXXIV и XXXV Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010–2011 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 380. 

  3. Семёнов И. Этническая группа духовных русских христиан (молокан) // Слово веры. — 2002. — № 1. С. 54. 

  4. Tanrıverdi M. The Treaty of Berlin and theTragedy of the Settlers from the Three Cities // War and Diplomacy. The Russo-Turkish War of 1877-1878 and theTreaty of Berlin.Salt Lake City, 2011. С. 450. 

  5. Badem С. Çarlık Rusyası Yönetiminde Kars Vilayeti. İstanbul, 2010. С. 59, 88. 

  6. Aslan Y. Milli Mücadele Döneminde Türk-Sovyet İlişkilerinde Molokanlar (Malakanlar) Sorunu // A. Ü. Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi. Erzurum 2001. № 18. С. 277. 

  7. Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность.: автореф. дис. канд. истор. наук: 07.00.02. Ставрополь, 2004. С. 19-20. 

  8. Aslan E. Kars Yöresinde Malakanlar’dan Kalan ve Kaybolmak Üzere Olan Rençberlik Geleneği // Milli Folklor. 2012. № 93. C. 253, 278, 281-282, 284. 

  9. Denisenko L. Kafkasya’nın Ruslaştırılması ve Malakanlar // Toplumsal Tarih. 2009. № 187. C. 63. 

  10. Семенов И. Я. История Закавказских молокан и духоборов. Ереван, 2001. C. 50. 

  11. FındıkoğluZ. F. Türkiye’den Rusya ve Amerikaya Göç Eden Islav Muhacirleri // Sosyoloji Konferansları Dergisi (IstanbulJournal of SociologicalStudies), 1962. № 3. C. 65. 

Опубликовано 31.01.2017 г.