Молокане

Духовные христиане
Чтения памяти профессора Александра Александровича Сидоренко. Изд.: Благовещенский государственный педагогический университет. Благовещенск. № 2. 2015. С. 18-29. Буянов Д. Е.

Источники о деятельности духовных христиан в Амурской области во второй половине XIX – начале XX вв.

Специфическим и самобытным явлением русской религиозной жизни второй половины ХVIII в. – первой трети XX в. было возникновение и существование духовного христианства. Зародившись внутри православной церкви, новое вероучение развивалось как полная противоположность официальному культу. Последователи духовного христианства отвергали все уставы православия, догматическое богослужение, внешние церковные обряды, поклонение видимым вещественным проявлениям культа: иконам, крестам, мощам, а также отрицали храмы, таинства, иерархию, монашество, святых.

В отсутствие объединяющей всех последователей духовного христианства единой организации оно уже во второй половине XVIII в. разделилось на духоборов и молокан, которые стали вполне самостоятельными течениями. И духоборы и молокане выражали социальный протест прежде всего русского крестьянства (а молокане – ещё и мещанства, купечества, которое вышло из тех же сословий) против существующих в стране феодально-крепостнических порядков и Русской православной церкви. Причём оказалось, что молокане проявили себя в общественной и религиозной жизни как более многочисленная динамичная и активная сила. Рыночные отношения, экономический рационализм, свободный труд, частное предпринимательство вполне соответствовали их представлениям об обществе, о роли и месте человека в жизни, о путях спасения души. Духоборы, напротив, отрицали частную собственность и в ХIХ в. не раз предпринимали попытки перестроить общественные отношения в своей среде на уравнительно-коммунистических началах. Духоборы ориентировались на традиционные крестьянские общинные формы хозяйственного и социального быта. Для них в значительно большей степени, чем для молокан были характерны коллективизм, соседская солидарность, обычаи взаимопомощи и товарищеской поддержки.

В Российской империи общины духовных христиан всех направлений и толков существовали на территории Восточной Украины, в Новороссии, на Дону, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. В Амурской области молокане и духоборы появились в начале 60-х гг. ХIХ в. Сектанты жестоко преследовались правительством. Одним из наказаний за отпадение от православной церкви была ссылка на окраины страны. Однако многие сектанты переезжали на Дальний Восток добровольно. В «Приложении к всеподданнейшему отчёту военного губернатора Амурской области за 1912-1913 гг.» отмечается, что сектанты – духоборы, молокане и другие – стали переселяться на Амур с 1862 г. Для них были характерны энергия, религиозный фанатизм и хозяйственность. Приамурье привлекало их религиозной свободой, отсутствием рекрутчины и земельным простором1.

С середины ХIХ в. духовные христиане стали заметным явлением общественной и религиозной жизни Приамурья, их общины существовали в Благовещенске и во многих сельских поселениях (Андреевка, Астрахановка, Тамбовка, Жариково, Толстовка, Гильчин, Новоалександровка, Верхний Уртуй, Новотроицкое, Введеновка и др.). В административном центре области, в сёлах у каждой секты имелись свои молитвенные дома.

Духовные христиане внесли большой вклад в освоение дальневосточного края и его экономический подъем во второй половине XIX – начале ХХ вв. Во всех сферах хозяйственной деятельности, в которых присутствовали духовные христиане, они добивались хороших результатов. Их успехи во многом объяснялись особенностями их религиозной идеологии, производственного быта, корпоративной сплочённостью, специфической трудовой мотивацией и эффективной организацией труда. Исторический опыт развития Амурской области даёт возможность исследовать эти вопросы на местном материале. Для исследования проблемы важно проанализировать ситуацию с источниками, раскрывающими деятельность духовных христиан в Амурской области во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Следует отметить, что источниковая ситуация по проблеме религиозного сектантства по России в целом и в Амурской области в частности представляется не вполне продуктивной, осложнённой пробелами и недостатком многих первичных компонентов, генерирующих новое научное знание.

Комплексное описание социокультурного облика амурских духовных христиан в дореволюционный период затрудняется отсутствием многих исторических документов. Тем не менее имеется достаточно информации, позволяющей всесторонне, глубоко и объективно исследовать поставленную проблему.

Источники, посвящённые духовным христианам на Амуре, можно условно разделить на две группы – опубликованные и неопубликованные. К первой группе относятся нарративные источники, а также нормативно-правовые акты и документы официального характера.

Численность духовных христиан (по преимуществу молокан) в Амурской области постоянно росла. Власти с тревогой наблюдали за экономическим усилением сектантов. Но ещё больше администрацию и Русскую православную церковь беспокоило их идейное влияние на православное окружение. Даже единичные факты перехода православных в сектанты вызывали у гражданского и церковного начальства большую озабоченность и негативную реакцию. С целью прояснить ситуацию в 80-е гг. XIX в. Святейший Синод направил на восток нескольких своих представителей. Некоторые из этих поездок завершились публикацией отчётов. Одна из таких работ принадлежит православному священнику К. Литвинцеву. В 1887-1888 гг. в издававшемся в Санкт-Петербурге журнале «Христианское чтение» была напечатана его статья «Амурские сектанты: молокане и духоборы. Историко-этнографический очерк»2. Работа К. Литвинцева содержит много фактического материала, который требует, однако критической оценки и осторожности в использовании.

Амурскими сектантами занимался также А. В. Кириллов – известный в Благовещенске общественный деятель и краевед, преподаватель духовной семинарии, кандидат богословия (1851 – около 1910 гг.). Его труды отличает яркость повествования, хороший литературный язык, они, несмотря на описательный характер, дают основательное представление о жизни и обычаях амурских сектантов, их культовой практики. Но исследования А. В. Кириллова посвящены в основном прыгунам, представлявших собой относительно небольшую группу во всем течении русского духовного христианства3. Чтобы оценить достоверность сообщаемых А. В. Кирилловым сведений, важно знать источники, которыми располагал автор. Поскольку его работа «Амурские прыгуны или духовные христиане (Краткий историко-этнографический очерк)» вышла в «Камчатских епархиальных ведомостях» в 1897 г. (в 1898 г. была перепечатана отдельной брошюрой), когда газетный рынок Приамурья был представлен только «Амурской газетой» (стала выходить с 1895 г.), можно утверждать, что материалами местной прессы А. В. Кириллов пользовался мало. Скорее всего, он привлёк для написания работы документы, которые обращались в епархиальном управлении и известия, основанные на разного рода слухах, циркулирующих в среде городских обывателей. Ортодоксально-православная позиция К. Литвинцева и А. В. Кириллова предопределила негативный тон в описании амурских сектантов.

Среди нарративных источников важное место занимают издания Амурской экспедиции, утверждённой постановлением Совета министров Российской империи 27 октября 1909 г. Они включают выдержки из официальных документов, статистику о сектантах, содержат интересные выводы и заключения4. К официальным источникам относятся также именные высочайшие указы5, ежегодные обзоры военного губернатора Амурской области и приложения к всеподданнейшим отчетам военного губернатора Амурской области6.

В 20-е гг. ХХ в., в условиях относительной религиозной свободы, молокане провели всероссийский (1920 г.), три всесоюзных (1924 г., 1926 г., 1929 г.) и несколько региональных (в том числе амурских) съездов, сопровождавшиеся публикацией соответствующих материалов. Молокане издавали журнал «Духовный христианин». В нем в 1928 году видный деятель молоканского движения в России конца ХIХ – первой трети ХХ вв. Н. Ф. Кудинов опубликовал статью «Духовные христиане молокане (краткий исторический очерк)» (перепечатана в 1992 г.), в которой содержатся важные сведения о молоканах и их вере7. В сочинении Н. Ф. Кудинова имеется историческая часть и его полемика со своими оппонентами
внутри молоканского движения. Что касается духоборов, то в это время они не имели своих изданий и не оставили печатного наследия.

В справочниках и статистических сборниках, выпущенных как до революции, так и в советское время, представлены сведения о населённых пунктах Амурской области, в которых проживали сектанты8. К государственной статистике императорской России следует относиться с осторожностью: по ней трудно определить реальную численность духовных христиан Приамурья. Анализ официальной отчётности показывает, что власти старались занизить численность сектантов – духовных христиан. Их нередко учитывали вместе с членами других не православных общин – молоканами-прыгунами, субботниками, баптистами. Царские чиновники плохо разбирались в вероучениях подданных и в сводках часто записывали представителей разных сектантских толков в одну группу.

Группа опубликованных неофициальных источников разнообразна и неоднородна по смысловой и информационной содержательности. Прежде всего, отметим гражданскую печать дореволюционного периода. До установления советской власти в области издавались газеты «Амурская газета», «Амурский край», «Амурское эхо», «Благовещенск», журнал «Амурский земледелец». В газетных публикациях, также как в общественном мнении и в официальных материалах, часто наблюдалась определённая путаница в отношении молокан и духоборов. Поэтому эти сведения требуют дополнительной проверки.

В традициях богословского направления выдержаны разные по стилю и форме материалы в церковной печати. В конце ХIХ в. и в первом десятилетии ХХ в. Камчатская, потом Благовещенская и Приамурская епархии Русской православной церкви проводили активную миссионерскую и противосектантскую работу. В Благовещенске проходили публичные диспуты и беседы, на которых затрагивались волнующие всех религиозные вопросы. Отчёты о них, а также другие материалы об амурских сектантах были напечатаны в журнале «Благовещенские епархиальные ведомости» (в 1894- 1899 гг. журнал назывался «Камчатские епархиальные ведомости»)9. Некоторые из указанных материалов за 1902- 1905 гг. написаны, или, по крайней мере, отредактированы противосектантским миссионером Благовещенской и Приамурской епархии РПЦ Василием Аркадьевичем Трониным, человеком образованным, кандидатом богословия.

Несмотря на негативное восприятие православными священниками сектантов, первые в ходе полемики воспроизводят некоторые положения вероучений своих оппонентов. Из опубликованных отчётов можно понять смысл доктринальных положений сектантов, которые пытались опровергнуть православные чины. В подавляющем большинстве спорщиками со стороны сектантов были молокане, духоборы в силу своих традиций на встречах присутствовали редко. Кое-какая информация о духоборах, в основном негативного характера, известна в изложении недоброжелательно настроенных к ним молокан. Это хорошо заметно по уже упоминавшейся статье К. Литвинцева «Амурские сектанты: молокане и духоборы. Историко- этнографический очерк».

В памятных книжках Амурской области и адрес- календарях начала ХХ в. указываются фамилии отдельных сектантов – духовных христиан (анкетные данные, сведения о хозяйственной деятельности, общественный статус, место жительства и прочее)10.

Книги «Приамурский край на Амурско-Приморской выставке 1899 г. в гор. Хабаровске» (автор Е. Т. Смирнов) и «Приамурье. Факты, цифры, наблюдения» (коллективный труд) содержат большой объем научной информация о духовных христианах и их участии в гражданской жизни и хозяйственной деятельности11.

В группу неофициальных источников входят мемуары. Молокане, а особенно духоборы, жили замкнутыми общинами, ничего не сообщали о себе остальным и ничего о себе сами не писали. От духоборов до нас почти ничего не дошло; сохранилось несколько разных по форме воспоминаний молокан, среди которых выделяются принадлежащий Алексею Власьевичу Ланкину «Призыв земледельца к собратьям земледельцам» и «Описание 20-ти семей первых переселенцев на Амуре» крестьянина села Сергеевки Н. И. Решетова12.

События религиозной жизни на Дальнем Востоке в конце ХIХ – первой трети ХХ вв. описаны в книге баптистского проповедника Г. Винса «Тропою верности», изданную на русском языке в 1990 г. в г. Элкхарте (США). В ней, кроме характеристики баптистского движения, имеется раздел, посвящённый амурским молоканам13.

Оригинальным неофициальным источником являются результаты диалектологической экспедиции 2005 года студентов и преподавателей филологического факультета Амурского государственного университета в сёла Тамбовского и Константиновского районов Амурской области: Жариково, Раздольное, Тамбовку, Толстовку, Гильчин, Косицыно, Верхний Уртуй. Информанты – выходцы из молоканских семей Майя Петровна Садовенко, Ганна Михайловна Филимонова, Вера Васильевна Саяпина, Лукерья Степановна Саяпина – сообщили много интересных сведений, характеризующих повседневный быт молокан, особенности их религиозной жизни14.

Некоторые известия о духовных христианах (часто записанные с чужих слов) принадлежат разным людям, которые на рубеже ХIХ - ХХ вв. путешествовали по Дальнему Востоку15. В книге известного русского художника В. В. Верещагина (1842- 1904 гг.) есть интересные свидетельства, относящиеся к переселённым на Кавказ духоборам и молоканам, которые полезны для понимания повседневного поведения сектантов на Амуре16.

В целом, опубликованных материалов о движении духовных христиан на Амуре во второй половине ХIХ в. – первой трети ХХ в. немного. Поэтому важное значение для исследования темы приобретают архивные документы. На хранении в Государственном музее истории религии (ГМИР, г. Санкт-Петербург) находятся документы, отражающие развитие русского духовного христианства (протоколы съездов молокан, обращения и переписка руководителей общин духоборов и т.д.)17. Особое место в фондах ГМИР занимает рукопись Алексея Власьевича Ланкина «Переселение и жизнеописание духовных христиан в Амурской области с 1864 года по 1913 год»18. В распоряжении автора настоящей статьи имеется рукопись К. С. Заикина «История молоканской семьи Заикиных из деревни Чуевка»19.

В фонде № 15-и Государственного архива Амурской области (ГААО) (Канцелярия военного губернатора Амурской области) отложились разнообразные сведения о жизни духовных христиан на Амуре до 1917 г.: численность, демография, занятия, деловая активность. Некоторые данные о молоканах и духоборах имеются в фондах № 4-и ГААО (Камчатская духовная консистория), 29-и ГААО (Благовещенская духовная консистория). В фонде № 29-и находятся метрические книги Благовещенской городской управы о рождении, об умерших, о бракосочетавшихся для общин сектантов, не признающих духовных лиц. Следует учитывать, что сектанты сообщали сведения о своём гражданском состоянии на добровольной основе. Это постоянно делали лояльно настроенные к государственным установлениям молокане. Духоборы в силу своей религиозной традиции и прежнего негативного опыта взаимодействия с властями неохотно шли на сотрудничество с органами царской администрации. Поэтому подавляющая часть записей актов гражданского состояния сектантов (рождения, браки, смерти) относится к молоканам и только немногие - к духоборам. Списки благовещенских духовных христиан – купцов, мещан и крестьян – хранятся в фондах № 8-и (Благовещенская городская управа) и № 30-и (Благовещенская городская дума) ГААО.

Таким образом, источниковая база по проблеме движения духовных христиан в Амурской области является достаточно ограниченной (это относится, прежде всего, к материалам архивных фондов) и тем не менее даёт возможность воссоздать объективную и достоверную картину религиозной жизни амурских молокан и духоборов.
Дмитрий Евгеньевич Буянов,
аспирант АмГУ, г. Благовещенск.


  1. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1912-1913 гг. Благовещенск, 1915. С. 8. 

  2. Литвинцев К. Амурские сектанты: молокане и духоборы. Историко-этнографический очерк // Христианское чтение. 1887. № 11-12.
    С. 549-567; 1888. № 11-12. С. 664-681. 

  3. Кириллов А. В. Явление «царя царей» (страничка из жизни амурских прыгунов) // Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1895. № 1. С. 5-11; № 2. С. 34-38; № 3. С. 62-69; № 4. С. 89-95; Он же. Амурские прыгуны или духовные христиане (Краткий историко- этнографический очерк) // Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1897. № 6. С. 111-120; № 7. С. 131-137; № 10. С. 187- 197; № 13. С. 261-266; № 16. С. 321-330; № 19. С. 385-402; № 22. С. 437- 443; Он же. Амурские прыгуны или духовные христиане: Краткий историко-этнографический очерк. Благовещенск, 1898. 

  4. Труды командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции. Вып. I. Общий отчёт Амурской экспедиции за 1910 год / Начальник экспедиции шталмейстер Н. Гондатти. СПб., 1911; Вып. V. Колонизационное значение земледелия в Приамурье. Составил начальник отряда земледельческой колонизации С. П. ШлишкевиЧ. СПб., 1911; Выпуск IX. Земское хозяйство в связи с общественным и административным устройством и управлением в Амурской и Приморской областях. Составил участник экспедиции В. А. Закревский. СПб, 1911; Вып. III. Земли района Амурской железной дороги (Амурская область, Восточное Забайкалье и южная часть Якутской области). Составил агроном Переселенческого управления И. Ф. Крюков. СПб., 1911; Вып. VII. Т. II. Животноводство и кормовой фонд Амурской области. Отчёт члена экспедиции старшего специалиста по животноводству департамента земледелия К. И. Чукаева. СПб., 1912; Вып. II. Материалы статистико- экономического обследования казачьего и крестьянского хозяйства Амурской области. Том II. Ч. I. СПб., 1912; Приложение I к Вып. VIII. Материалы по вопросу о снабжении Дальнего Востока сибирским хлебом и мясом (по данным обследования А.Н. Митинского). Составил А. Н. Митинский. СПб., 1912; Вып. VII. Ч. I. Материалы по животноводству в Амурской области. Отчёт зоотехнической партии экспедиции. Составил А. Я. ЛемперТ. Тобольск, 1913. 

  5. Именной Высочайший Указ, данный Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» // ПСЗРИ. 3-е собр. Т. XXV. 1905. СПб., 1908. С. 237-238; Именной Высочайший указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектанских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов». Подписан в Петергофе 17 октября 1906 года. М., 1906. 

  6. Обзор Амурской области за 1886 год. Благовещенск, 1887; Обзор Амурской области за 1887 год. Благовещенск, 1888; Обзор Амурской области за 1888 год. Благовещенск, 1889; Обзор Амурской области за 1889 год. Благовещенск, 1890; Обзор Амурской области за 1890 год. Благовещенск, 1891; Обзор Амурской области за 1891 год. Благовещенск, 1893; Обзор Амурской области за 1892 год. Благовещенск, 1893; Обзор Амурской области за 1893 год. Благовещенск, 1894; Обзор Амурской области за 1894 год. Благовещенск, 1895; Обзор Амурской области за 1895 год. Благовещенск, 1896; Обзор Амурской области за 1897 год. Благовещенск, 1899; Обзор Амурской области за 1901 год. Благовещенск, 1902; Обзор Амурской области за 1906 год. Благовещенск, 1907; Обзор Амурской области за 1908 год. Благовещенск, 1910; Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1912-1913 годы. Благовещенск, 1915; Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1914 год. Благовещенск, 1915. 

  7. Кудинов Н. Ф. Духовные христиане молокане (краткий исторический очерк) // Молоканский журнал «Духовный христианин». 1992. № 1. С. 10-49. 

  8. Статистика Российской империи. XXVII. Волости и населенные места.1893 года. Вып. 2. Амурская область. СПб., 1893; Кириллов А. В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей. Благовещенск, 1894; Итоги сельскохозяйственной переписи в Амурской области. Благовещенск, 1916; Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. Благовещенск, 1989; Летопись Амурской области (Хроника событий с древнейших времён до октября 1917 г.). Т. 1. Благовещенск, 1998; Летопись Амурской области (Хроника событий с октября 1917-го по 1958 год). Т. 2. Благовещенск, 2001. 

  9. Благовещенские епархиальные ведомости. 1903. № 2. С. 40, 41, 42, 43, 44, 50-51; № 5. С. 117, 118, 119. 

  10. Памятная книжка Амурской области на 1901 год. Благовещенск, 1901; Памятная книжка Амурской области на 1903 год. Благовещенск, 1903; Памятная книжка Амурской области 1911 года. Благовещенск, 1911; Памятная книжка Амурской области 1913 года. Благовещенск, 1913; Амурский торгово-промышленный адрес- календарь на 1914 год. Благовещенск, 1914. 

  11. Смирнов Е. Т. Приамурский край на Амурско-Приморской выставке 1899 г. в гор. Хабаровске. Хабаровск, 1899; Приамурье. Факты, цифры, наблюдения. Собраны на Дальнем Востоке сотрудниками общеземской организации. Приложение к отчету общеземской организации за 1908 год. С тремя картами. М., 1909. 

  12. Ланкин А. В. Призыв земледельца к собратьям земледельцам // Амурский земледелец. 1912. № 2. С. 1-3; Решетов Н.И. Описание 20-ти семей первых переселенцев на Амуре // Амурский земледелец. 1913. № 19. С. 798-801. 

  13. Винс Георгий. Тропою верности. Элкарт (Elkhart, IN 46515, USA), 1990. 

  14. Садовенко М. П. Молоканское село // Слово. Фольклорно- диалектологический альманах. Благовещенск, 2007. Вып. 5. С. 111- 116; Филимонова Г. М. Молокане // Там же. С. 116-121; Саяпина В. В. Русская печка // Там же. С. 121-126; Саяпина Л. С. Жизнь и судьба // Там же. С. 126-133. 

  15. Максимов С. В. На востоке. Поездка на Амур (в 1860 - 1861 годах). Дорожные заметки и воспоминания. СПб., 1864; Виноградов А. В дальних краях. Путевые заметки и впечатления. С 65 иллюстрациями. М., 1901; Кауфман А. А. По новым местам (очерки и путевые заметки). 1901-1903. СПб., 1905; Дедлов В. Л. Переселенцы и новые места. Панорама Сибири. Художественная публицистика. М., 2008. 

  16. Верещагин В. В. Повести. Очерки. Воспоминания / сост., вступ. сТ. и примеЧ. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. М., 1990. 

  17. Протоколы 1-го Амурского губернского съезда духовных христиан молокан, состоявшегося 3 декабря 1922 г. (ГМИР. Ф. К-I. Оп. 3(24). Д. 1), Протокол 4-го Амурского окружного съезда духовных христиан молокан состоявшегося в г. Благовещенске 11 февраля 1927 г. (ГМИР. Ф. К-I. Оп. 3(24). Д. 2). 

  18. Ланкин А. В. Переселение и жизнеописание духовных христиан в Амурской области с 1864 года по 1913 год. Рукопись. (ГМИР. Ф. 2. Оп. 8. Д. 364). 

  19. Заикин К. С. История молоканской семьи Заикиных из деревни Чуевка. Благовещенск, 2013. (Рукопись). 

Опубликовано 30.07.2015 г.