Молокане

Духовные христиане
Живая старина. Изд.: Государственный республиканский центр русского фольклора (Москва). № 2. 2012. — С. 50-52. Хирьянова Л. В.

Экспедиция к молоканам Центрально-Черноземного района

В 2010–2011 гг. проводилась экспедиция Белгородского гос. университета с целью исследования этнолокальных групп молокан на территории Центрально-Черноземного района. Основное внимание было уделено культурно-мировоззренческому комплексу молоканской субкультурной общности. В качестве информантов привлекались люди пожилого возраста.

В экспедиции участвовали: д. ф. н. профессор С. М. Климова, к. ф. н. доцент В. Ф. Филатова, к. ф. н. Л. В. Хирьянова, к. ф. н. Т. А. Сережко.

О молоканах

Когда вот наши все, вот хоть бы я, такой человек, уверовала, покаялась и обратился, ни водка, ни пить, ни курить, ни гулять, ни ругаться, а следовать вперёд, идти и молиться, вот это одно, потом крещение. Маленьких вот православные, а у нас — уверовать, и принимают крещение в воде. И он это всё отказывается, принимает крещение, и он ходит молиться.1

Вот у нас был хутор, все померли, все почти были молокане, а сейчас их совсем почти не осталось. Уже всё, молоканев теперь нету. Они все теперь баптисты. Молокане сухие были и мокрые. И вот этот у нас угол (часть деревни. — Л.Х.) был, сколько умерло людей, все почти молокане были, а сейчас почти молоканов не осталось, идут прям вереницей, кого вроде знаешь, а как-то пожилые умирают, и до нас дошло, наш-то год тоже все восьмидесяти годов или восьмидесяти двух.2

Да он и называется молоканский угол. Так он и назывался, потому что здесь одни молокане жили. Ну это было два течения: молокане — они были сухие. А баптисты — это молокане крещёные. Сухие молокане, они не крестились вообще. А вот молокане, как их называют мокрые, — это баптисты. Их тоже крестят, как Иисуса Христа в Иордане. А сухие уже все умерли. У меня мама была некрещёная сухая молоканка, и папа, и вот Лариса, она моя сестра, и наша бабушка, и дедушка. Все были сухие! А они отличались только вот тем, что не крестились. А так всё одно и то же, одну церковь посещали. Раньше ещё в старину, тогда, в 38-м году, были два разных дома, дом сухих и дом баптистов. Да, было так. Разделены они были, а щас уже нету этих разделений, щас уже все в одной церкви, в нашей вот.3

Сейчас как таковых молокан нет, есть баптисты, а вот наша бабушка была молоканкой и дедушка, они были молоканы. Молокане различались на сухих и мокрых. Мокрые — это были баптисты, которые крестились, а сухие не признавали. Мокрые — потому что крестились в воде, принимали водное крещение, а вот бабушка наша, она не принимала водное крещение, и дедушка. У бабушки было десять детей, семь дочерей. Четвёртый ребёнок был крещён в 97 лет, так сказать, перед самым отходом. ⟨…⟩

Говорили так, что раньше, чего молокан стали так называть, вроде из-за того: в пост православный считают грехом есть молоко, а наши ели в пост. Зато свинину не ели.4

Мы наследники своих предков. Наши предки из Саратова, Тамбова, Воронежа. Отцов дед отсюда, из этих мест. Они бежали на Кавказ. Молокане жили в Армении, Азербайджане. В 90-е годы мы вернулись в эти места. Здесь у нас сейчас 18—20 семей живут. Духовные христиане, молокане не приняли креста, они некрещёные. Мы крещённые Духом Святым. Так наши родители делали, а мы продолжатели этого дела. ⟨…⟩

Много есть толкований, откуда слово «молокане». Говорят: «мало кануло». Когда переходили через Волгу, мало утонуло — «мало кануло», поэтому и «молокане». За то, это мы не приняли креста, Екатерина выселяла. ⟨…⟩

У нас самая молодая женщина в общине 55 лет. Потому это не идут молодёжь. У нас половина молодёжи крещённая в православии. Уже всё. Какие мы уже духовные христиане? Такое уже отходящее. Только вот мы, старцы, сохранили веру предков.5

Молитвенное собрание

Поют, во славу Божию говорят. Сидит пресвитер, сидят за столом, у него есть заместители. Все сидят на лавочках, кто приходит. Даже есть посторонние, православные ходят, потому что они поют очень хорошо и им это очень нравится. Они сидят на лавочках, пресвитер руководит этими делами. Он говорит слово Божие сколько там, потом желающие из верующих, а потом поют. То говорят, то поют. У нас первое время был молитвенный дом. Половина нашего угла почти, пол-улицы. И Василь Прокопьевич этот был, и там собрание бывало, это дверь открываешь — пар идёт. Певчие поют, по очереди выходят, и места нет занимать. Снаружи зимой снегу было много. И всё продолжение было. ⟨…⟩

Сидят, там диваны такие стоят, скамеечки называются, а вот там стол стоит, как вот телевизор. За этой стороной сидят пресвитер, помощник пресвитера, а здесь певчий, и мы там сидим, кто хочет, поёт, а кто не хочет, а кто не может, нескладно будет, он не будет петь. Я тоже была в хоре, а щас всё. ⟨…⟩

Раньше молитвенное собрание проходило: в воскресенье была два раза и в субботу один раз, а сейчас вообще они на нуль съехали. А сегодня две женщины, пресвятой отец. На собрании только помолятся и всё. При всех кается, при всех встаёт, просит прощение, это когда уверовают, а когда уж уверили, вот как раньше, они уже вообще…1

Вот на собрании мы бываем, и мы платим по десятке (по 10 рублей. — Л.Х.).2

Вместе все сидят, раньше было, в старину, когда родители наши живы были, мужчины садились в одной стороне, а женщины — в другой, а щас все вместе сидят.3

У нас девятиколенное преклонение. Девять псалмов — стоя на коленях. Их зачитывает старший. Я пресвитер, у меня есть заместитель, певцы, которые поют эти псалмы. Сказатель, слова, которые поются, прежде чем петь, сказывает слова из Писания взятые, они распеваются. Старейшины, старцы — они руководят, должен быть мужчина, по Писанию, женщина не допускается на этот пост, женщины должны присутствовать на службе, а старец — ведёт. Есть псалом специальный, «на расход» называется, на дорогу. Старец помолится на дорогу, мало ли что, скользко или… Если приглашают в гости, пожалуйста. Служба два часа идёт.5

Молитва

На колени вот встанешь и молиться: «Господи, прости меня» — и так далее. ⟨…⟩ «Отче наш, иже иси на небесех, да святится имя твоё, да пребудет царствие твоё небесное», потом «во веки веков»… забыла дальше.1

Я вот спать ложусь и молюсь. Я говорю: «Господи, благослови. Господи, за семью мою, за сохранение, чтоб ночь прошла благополучно», ну и помолюсь: «во имя Отца, и Сына, Святому Духу, аминь», а это «Отче» вы тоже знаете.2

Вот внук у нас сдавал на права, ЕГЭ сдавал. Поехал на права сдавать без молитв и не сдал. А потом помолились. Стали в круг (всей общиной. — Л.Х.). Сдал.4

Иисус Христос, Троица

Иисус Христос — Бог. Триединое Лицо. Троица. Мы с православными заодно идём.5

Триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. Это всё одно. «Отец во Мне, а Я в Отце» — это едино и Дух Святой. Это триединый Бог.3

Вера в Бога, заповеди

У каждого своя вера и всё… мы это не осуждаем, но у нас это не заведено. Мы этого не делаем. Вот. Положено у них там так, лишь бы вера была. Лишь бы человек верил, если человек не верит, его ни образ не спасёт, ни крест не спасёт, ничего. Главное — вера в жизни. ⟨…⟩

Заповеди, они одни, едины в нашей церкви и в церкви христианской. Все 10 заповедей, они все едины. У нас Библия и христианская, слово в слово, всё точно так же, все псалмы, пение только у нас другое, совсем другие мы поём стихи. А Библия от края до края, единая. Никто ещё не придумал, ни для христиан, ни для молокан, ни для баптистов. Библия — едина. И Бог един! Одна вера, один Бог, одно крещение.3

Крест

Православные крестятся, а мы не крестимся, они верят в крестик, вот носят крестик, повесил крестик и думает, что он спасёт. Вот это отличие. Мы не носим крестов, и у нас их нет. Дело-то не в крестике, ни в чём. Дело в вере. Правильно? Вот и всё. Крестик — это конечно, это святое, батюшка там светит его и одевает его человеку. Как он его одевает? Он его одевает с верой, что он поможет, если человек верит, то и дай Бог., а если нет, то он и не спасёт никогда.3

Христос пострадал на кресте, победил смерть. В третий день воскрес. Духовные христиане говорят: как может рукодельный крест спасение дать? Как это, на кресте его же распяли?.5

Иконы

Икон у молокан нет и раньше не было никогда. В Библии есть 10 заповедей. Первая: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов». А вторая заповедь: «Не делай изображения того, что на земле, в небе и в воде». Вот по этой заповеди икона — это изображение.4

Пост

Я не пощусь. Ну, мы придерживаемся, зачем объедаться? Там написано: «Ешь, но не объедайся». Всё понемногу можно.1

Можно сказать, что нет, придерживаются так, так как мы находимся среди православного народа, вот эти все посты. А так в Библии написано, ясно сказано и описание в печаточной главе (в печатной Библии. — Л.Х.), что такое пост, пост — это поститься надо, не говорить плохих слов, делать добро, помогать ближним — вот это и есть пост. А так — это не грех, вот православные в церкви, вот если спросишь у служителя в церкви, и он точно так же говорит. Я вот слушала по телевизору, выступал всё время Кирилл, щас наш главный, он точно так же говорил, что пост заключается в том, что надо делать добро, творить мир, помогать ближнему.3

Пост у нас идёт, чтобы любое дело сделать: заселение дома, или просьба какая-нибудь есть, или умер человек… прежде чем какое-либо дело сделать, человек должен быть в посту три дня, а потом, по Писанию, обращаться к Богу.5

Свадебный обряд

Свадьбы с водкой нельзя было. Обеды делаем, ну как, борщ, мясо, но главное — водки не было. Свадьба была с чаем.2

Раньше у нас венчались. Становились в церкви пара, да, и там венчают как-то: «Согласен? Согласна? Ну, повидайтесь». Вот такое вот. Как надо жалеть жену, как с мужем надо. А потом поют. Да у нас венчают хорошо тоже. Сейчас уже никого нет. Никто не венчается. Ну, они выходят, не знают, чё делать, там у них ребёнок получается там это. Всё ушло. Раньше родители благословляли. Молились и благословляли. Вот так становились на колени, над головами. Молились тоже: «Дай, Господи, терпения, чтоб был по-лучше семейное положение». Вот таким образом. Руки на голову клали — благословляли. Молились. Сейчас ушло это время. Все никто ни над кем не молится. Они сами по себе уходят и приходят.1

Приходят молодые, ставят их на колени, возлагают руки наш пастырь, над ними руки возлагает и благословляет. Делает напутственные слова или молится Богу, просит, чтоб Бог благословил эту семью. ⟨…⟩

Одевают белое платье. Значит, свадьба так проходит: также приглашают гостей, как обычно, наш служитель берёт речь, говорит слово, что такие-такие решили соединить свою жизнь, благословляет, также тут молятся за них, за благополучие, чтоб они жили хорошо, в согласии, в любви, ну и то, что на столе, кушают и поют, поют только такие песни, духовные. Сок, компот, кто что сделает. Водки у нас нету, категорически. Написано в Библии к Тимофею, что «пей, но не упивайся», а к Тимофею писал апостол Павел, что, если ты чувствуешь, что ты ослаб, можно выпить спиртное, там написано, но это должно быть только для здоровья, но не для веселья.3

Благословение младенца

Ребёнок рождается, несут ребёнка в церковь, на благословление. У христиан считается, несут к батюшке крестить, крестят его там, а у нас несут ребёнка на благословление, благословляют ребёнка, так же возлагают руки, мать держит ребёнка, и просят у Бога благословления на этого младенца, чтобы он жил здоровеньким, крепким и счастливым.3

Похороны

И похорон с водкой нельзя было. Вот была у нас черничка, она читала, и вот мы зятя хоронили по-молокански, народу много было, несли его братья, шли, пели, пели. И он сам приказал: «хоронить меня без водки». Мою подругу хоронили, у неё дочь тоже молоканка была, она никогда на собрание не ходила, никогда не ходила. Ну дети у неё, наверно, крещёные, не знаю точно, не буду говорить, вот ребятишкам можно гостинец, а водки никому нельзя.

Сидим на скамейке, встанет проповедник, читает по Библии, кадилом машет. Мы подругу мою хоронили, он тоже махал, и он вот сказал: «Не собирайте свадьбу. Вот соберутся же бабы какие-то, да и мужики, напьются и делают не пойми что, вы должны понимать, что покойник — всё-таки не свадьба!» Могилу вырыли рыльщики. У вас деньги берут, а у нас за так. ⟨…⟩

У нас поют: «Спи спокойно, моя дорогая, только смерти желанный покой, не блеснёт безнадёжных слезов…» И тут, когда у нас выносят, у нас так поют. Многие православные у нас приходят к нам. Вот у нас соседка померла, сама православная, муж был молокан, свекровь молоканка тоже сухая была, померла, похороны были по-молокански, муж помер тоже по-молокански. Ну вот не по-православному. Собрание соберут, молятся, поют, покойник лежит. Ну, вот покойник у вас лежит, там у вас иконы. А мама, например, у нас лежала так, ни икон, и мы там, родственники, тут проход и собрание по стене становятся.2

У нас хоронят как обычно, всех. Гроб. Помоют его, уберут, ну и потом продолжается собрание, молитвы. Собираются все домой, и поют у нас тут, и молятся. Гроб стоит, собираются вокруг молокане и начинают отпевание. Поют стихи. ⟨…⟩ А на поминки алкоголя нет. Мёд, блины, картофеля там, курица, свинину молокане не едят.1

Приезжает наш пастырь, делает похоронные служения, все из церкви приходят и проводят служения похоронные, так ведётся собрание, проводы делают, пения похоронные. Покойник у нас располагается край стены, на угол не ложим, вот так на угол. Почему ложат на угол вот у православных? Потому что в углу у них висят иконы, образа, там ставятся свечи, хлеб, вино или вода, что у них там наливается? Вода, наверное. А у нас так, ничего не делают. Мы ж не крестимся, мы ж крест не наносим на себе. Икон у нас нету. ⟨…⟩

Приглашаешь всех, соседей, церковь (общину. — Л.Х.) свою и поминаешь. Псалмы поём, молитвы Богу, «Отче наш» поём тоже. Кто молится так, кто поёт, кто как. Руководит пресвитер, служитель нашей церкви.3

У молокан никогда не берут деньги за похороны.4

Похороны на 3-й день должны быть. У нас человек в церкви не отпевается, все эти службы проходят дома у него. Приглашают пресвитера. Есть специальные псалмы, которые исполняются в скорбном виде. Беседы проводим. На поминках начинают с чая. Да все дела с чая начинаются. У нас катают лапшу, тоненькая такая, обязательно. Лапша в первую очередь. Сами катают, крошат, курицу варят. А потом всё остальное: картоха, мясо, компот. Спиртного нет, всё идёт скромненько, конфет нет на столе. Раньше считалось: конфета — завёрнутая в бумажки, где она только ни была, только сахар на вазочке лежит.5

Духовный стих «Мама»

Есть песня «Мама», то когда мама умрёт:

Всё мама, что в жизни есть лучше,
нежнее,
Чужд ей покой, она молится, греет.
И в горе спешит мне на помощь
прийти.
Часто непрошеным гостем стучится
Злое предчувствие в сердце твоё.
Сколько раз до рассвета молилась
Вечному Богу о счастье моём.
Часто склонялась над моей
колыбелью
И охраняла мой детский покой.
Знала родная: дорогой земною
Буря пройдёт не одна надо мной.
Рано от горя ты стала седая,
Много за жизнь горьких слёз пролила.
Много нужды и лишений терпела.
Горе, безропотной, кроткой была.
Вот уже недолго, и вечно желанной
Сменит твой скорбный и радостный
путь.
Там в небесах тебе,
многострадальной,
Ангелы вечный венец поднесут.
О, мама! О, мама! 1

Молоканское кладбище

Крестов там нет, там есть такой столбик и написана фамилия. Или кто-то делает памятник, но без креста.1

На кладбище хоронят, крестов не ставят у нас. Ну вот не верим мы в него, в крест.3

Крест на кладбище не ставят, а памятники. В Азербайджане было для женщин круглой формы, для мужчин — с плечиками.5

Праздники

У нас все праздники: Пасха, Троица, Рождество Христово, праздники мы все соблюдаем. Вот Рождество Христово. Рождение Иисуса Христа. Христос пришёл в мир, чтобы спасти мир, спасти грешников. 7 января, он всегда в числе. Святок нет у нас, это православный праздник. По домам не ходят, не гадают, это всё неправильно.3

Рождество 7 января, Крещение 19 января, они совпадают с православными, но у нас меньше праздников по сравнению с православными, у них есть святые, у нас нет святых.5

На Пасху у нас никакого гуляния. Мы идём в церковь, в церковь сходили, с церкви приходим все, кто близкий, вот так мы вот, у нас три сестры, вот моя сестра Лариса и вот Тамара, мы собираемся вместе, семьи наши, и отмечаем Пасху. Как говорится обычно, разговляемся, наготовим пасхи и всё вкусное и хорошее. Печём пасхи, красим яйца, поддерживаем закон, родители это делали.3

Молиться опять ходим. Яички красим, пасху пекут, а потом… То есть никуда они не ходят святить, просто спекли, всё приготовили, на собрание сходят, потом садятся за стол и начинают отмечать торжество.1

У нас Пасха, как везде и всюду. Мы яички красим, христосуемся, говорим: «Христос воскрес» — «Воистину воскрес!», как и православные.5

Причастие

Причастия у нас нет. Причастие — это благословление. У нас хлебопреломление, происходит раз в месяц. Съедают, кусочек хлеба запивают вином. Вино — это кровь Иисуса Христа, а хлеб — это тело. Это делается как бы для воспоминания об Иисусе Христе.3

Когда месяц пройдёт, называется «кровь Христова», водку сладенькую ток [только] к губам подносят и Христа прославляют один раз в месяц верующие.1
Людмила Васильевна Хирьянова,
канд. филологических наук, Белгородский гос. ун-т.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ Белгородскому гос. национальному исследовательскому ун-ту на 2012 год (номер проекта 6.1239.2011).


  1. Любовь Федоровна Опарина, 1915 г. р., с. Пески Борисоглебского р-на Воронежской обл.; 2010 г. 

  2. Клавдия Ивановна, с. Пески Борисоглебского р-на Воронежской обл.; 2010 г. 

  3. Светлана Ивановна Спесивцева, 1943 г. р., с. Пески Борисоглебского р-на Воронежской обл.; 2010 г. 

  4. Лариса Ивановна, с. Пески Борисоглебского р-на Воронежской обл.; 2010 г. 

  5. Василий Тимофеевич Фомин, 1939 г. р., род. в Азербайджане, с 1991 г. живет в пос. Октябрьский Белгородской обл., пресвитер; 2011 г. 

Опубликовано 30.07.2012 г.