Молокане

Духовные христиане
http://proza.ru/avtor/nikcem Кастрюлин Н. С.

Бакинские молокане

Молоканское движение, возникшее в России во второй половине 18 века и получившее широкое развитие в первой половине 19 века, явилось одним из направлений духовного христианства.

Истоки духовного христианства идут от учения Иисуса Христа и его апостолов, отрицающих ветхозаветные обряды и церковный формализм, доказывающих ненужность никаких обрядов и жертвоприношений. Эти идеи были нарушены церковными реформами Вселенских соборов, узаконивших церковное служение и учредивших церковную иерархию, фактически исказивших учение Иисуса Христа.

По идеологии духовного христианства исполнение обрядов отвлекает человека от истинного служения Богу. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», т. е. быть истинными поклонниками без помощи обрядов и посредников попов. Священными заповедями являются: «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Будь милостив ко всем, помогай нуждающимся, не притесняй ближнего».

Духовные христиане не признают рукотворных храмов, образов, не изображают крест и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Учение духовных христиан провозглашало равенство всех людей, объявляло войну и военную службу богопротивными действиями, призывало признавать только те повеления властей, которые не противны Божественным законам.

Существуют различные версии происхождения названия Молокане. Наиболее правдоподобным, вероятно, всё же является самоназвание, происходящее от того, что молокане своё учение называют молоком духовным.

Более-менее правдоподобной может быть версия о том, что молокан так назвали православные за то, что молокане в пост пили молоко, что православным запрещалось. Имеется версия, что молокан так назвали в царских канцеляриях, чтобы отличать их от других духовных христиан — духоборов.

При Екатерине II молокан вместе с духоборами стали массово высылать в южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.

При царе Александре I в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае I началось изгнание молокан в дальние окраины, больше в Закавказье.

Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Выселение молокан в Закавказье началось в 30-х годах 19 века.

Переселение в Закавказье

Насильственно переселённые в Закавказье молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением.

По свидетельству газеты «Кавказ» за 1850 год появление русских переселенцев способствовало благоустройству края. «Города перестали нуждаться в плотниках, пильщиках, печниках, косцах, извозчиках, в особенности на почтовых станциях, из которых многие ими содержатся по Шемахинской губернии; с тех пор европейские постройки стали являться даже по деревням, устроились большие мельницы, явилась везде крупчатая мука, гречиха, овес и огородные овощи».

Первые молоканские переселенцы в Азербайджане появились в 1834 году. Они основали село Алты-Агач в горной долине реки Ата-чай, поросшей густым непроходимым лесом. В первое время им пришлось жить в наскоро построенных шалашах. С 1834 по 1839 год в Алты-Агаче поселились 1681 человек. Переселенцы прибыли из Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Таврической и Бессарабской губерний. Всего поселилось 310 семей.

С 1840 по 1849 год вблизи от Баку возникли молоканские сёла Хильмилли, Маразы, Чухур-Юрт, Джабаны, Астраханка, Ивановка. Молоканские сёла появились также на Мугани, в Ленкоранском и Кубинском уездах.

В книге Юницкого А. «Гнезда сектантства на Кавказе» приводятся следующие данные:

Так село Привольное Ленкоранского уезда появилось в 1839 году; села: Пришиб и Николаевка Ленкоранского уезда в 1840 г.; села Новоголка и Астраханка Ленкоранского уезда — в 1845 г.; Андреевка — в 1847 г. В тоже время, говорит автор, водворены молоканские поселения в Шемахинском и Геокчайском уездах.
При этом из дел Бакинского управления государственными имуществами и Бакинского губернского правления мы узнаем, что первые поселенцы из молокан в Шемахинском уезде были водворены в селе Алты Агач в 1835 г.
Потом образовались другие молоканские села: Хельмили, Астраханка, Марьевка, Джебаны, Чухурт Юрт, Маразы и др.
В Геокчайском уезде мы находим следующие села с сектанским населением: Кюлюли, Ивановку и Карамарвян.
В Джеватском уезде молоканские села: Новая Ивановка и Колюбакино; в Кубинском уезде — Владимировка.

Согласно «Списков населенных мест Бакинской губернии за 1870 год» первое начало водворения русских поселян в Закавказском крае сделано было с 1834 года.

В Ленкоранском уезде
дер. Вель — старообрядцы — поселена в 1838 году
Привольное — иудействующие — в 1839 году
Пришиб и Николаевка — в 1840 г.
Новоголка (Новогольское) и Астраханка — в 1845 г.
Андреевка — в 1847 г.
Православное — в 1867 г.
В тоже самое время водворены молоканские поселения в Шемахинском и нынешнем Гёкчайском уездах.

В Джевадском уезде в 1867 году
Михайловка
Ивановка
безымянное поселение на р. Акуше
Кубинском уезде в 1868 году
дер. Зурабовка в устье рч. Кусар- и Дели-чай (29 семейств православных).

С самого начала поселения молокане из близлежащих сёл стали посещать город Баку, где сбывали свою сельскохозяйственную продукцию, покупали мануфактуру, предметы домашнего обихода. В зимнее время, свободное от полевых работ, некоторые мужчины занимались извозом. На своих огромных фургонах, запряжённых лошадьми, они занимались перевозкой грузов по городу и на большие расстояния, вплоть до Тифлиса и Батуми. Некоторые девушки из молоканских семей устраивались на работу в богатые дома горничными. Их целью было справить себе к свадьбе хорошее приданое.

Для проживания в городе сельские общины строили т. н. постоялые дворы. Они представляли собой что-то вроде гостиниц, где любой односельчанин мог на время остановиться и проживать, а также разместить свои груз и подводу с быками или лошадьми. Содержались постоялые дворы за счёт сельской общины. Случалось так, что некоторые семьи находили себе в городе выгодную работу и обосновывались на постоянное местожительство. Так в городе постепенно стали поселяться молоканские семьи из близлежащих сёл, в основном из Шемахинского уезда.

В начале 19-го века Баку был небольшим провинциальным городом с населением около 4.6 тыс. человек, в конце — около 112 тыс. Центр города находился в районе Крепости (Ичери Шехер).

Оседавшие в городе молоканские семьи поселялись на окраине, где строили себе дома и подсобные помещения. Так уже в 50–60-х годах 19 века в Баку возникла Молоканская слобода, разместившаяся в удалении от Крепостных стен. В центре слободы в 1870 году был посажен сад, получивший название Молоканского сада. В пределах слободы размещались жилые дома, лавки, извозные дворы, конюшни, бондарные мастерские.

В связи с развитием в Баку в 60–70-х годах добычи нефти возникла необходимость в транспортировке нефтепродуктов на большие расстояния. Для транспортировки требовалось много тары. Транспортировка в бурдюках не оправдывала себя, возникла большая потребность в бочках.

В это время молокане в слободе наладили массовое изготовление деревянных бочек. Для изготовления бочек требовалось вымачивать деревянные детали. Поэтому перед многими лавками (мастерскими) рылись большие ямы, заполняемые водой. Так как эта вода длительное время не заменялась, возникала угроза размножения комаров и распространения малярийных заболеваний.

Молоканская слобода

К этому времени город разрастался, вокруг Молоканской слободы появились высокие дома, а Молоканский сад стал местом прогулок горожан. Молоканская слобода со своими бондарными мастерскими уже была не на окраине, а оказалась почти в центре развивающегося города. Поэтому в 1872 году распоряжением бакинского губернатора В. Позена Молоканская слобода была перенесена на окраину города, в район Завокзальных улиц. Эту часть города до последнего времени горожане называли Молоканкой. А бондарные мастерские перенесли на улицу, получившую название Бондарной, в советское время переименованной в улицу Димитрова.

На месте Молоканской слободы постепенно были возведены высокие здания, сохранившиеся до настоящего времени, а Молоканский сад был благоустроен и стал излюбленным местом отдыха бакинцев. В Молоканском саду были посажены различные деревья, богатый молокан Кощеев за свой счёт провёл в сад воду и создал первый в Баку городской фонтан.

Одним из зданий у Молоканского сада было Молоканское собрание. Это здание сохранилось до настоящего времени. Одна из улиц в районе бывшей слободы называлась Молоканской. При советской власти она стала называться улицей 9 января, а затем переименована в улицу Хагани.

На этой улице был открыт театр Микадо, в преобразованном здании которого в советское время разместился Русский драматический театр имени Самеда Вургуна.

Молоканский сад также был переименован в Мариинский, в советское время в сад им. Ашума Алиева, а затем — в сад 9января, а в 1991 году в сад Хагани. Несмотря на переименования, бакинские старожилы продолжают его называть Молоканским садом.

molokanskij_sad_1900-512x346
Молоканский сад 1900 года.

Несомненно, что Бакинскую молоканскую общину составили в основном выходцы из близлежащих молоканских сёл, принудительно высланные из центральных губерний России. В основной массе это были потомки российских крестьян, зачастую крепостных. После отмены в России в 1861 году крепостного права гонения и преследования молокан приуменьшились. С этого времени в Баку на постоянное местожительство стали приезжать по собственной воле исповедующие молоканскую веру выходцы из среды ремесленников, купечества и даже из дворянского сословия.

В Баку молокане стали заниматься бизнесом, купечеством. В начале 20 века в Баку некоторые молоканские семьи разбогатели. Наиболее богатыми и влиятельными в молоканской среде были братья Скобелевы, владеющие мукомольно-крупяными предприятиями, обеспечивающими весь Баку отличными хлебными выпечками. Влиятельное положение имели судовладельцы Колесниковы, предприниматели Кощеевы.

Молоканская община

Все молокане, проживающие в Баку, до революции активно участвовали в жизни молоканской общины. У молокан был свой молельный дом, они регулярно посещали собрания в молельном дому, каждая семья свято придерживалась молоканских традиций. В обязательном порядке праздновались религиозные праздники: Рождество Христово, Крещение господне, Благовещение, Пасха, Вознесение, Троица.

Молоканская община, как правило, принимала деятельное участие во всех событиях в молоканских семьях: рождении детей, заключении браков, смерти близких, поминках. Община занималась оказанием материальной помощи нуждающимся, помогала в ремонте и строительстве домов. Община имела в своём распоряжении общую посуду, которую выдавала всем на проведение различных мероприятий.

Бакинская молоканская община поддерживали связь с другими молоканскими общинами, как в Бакинской губернии, так и за её пределами. В 1905 году бакинские молокане принимали активное участие в работе Всероссийского съезда Духовных Христиан Молокан, состоявшемся в селе Воронцовке Тифлисской губернии. Съезд был посвящён столетнему юбилею предоставления молоканам царём Александром I свободы вероисповедания.

На съезде бакинские молокане были представлены двумя представительными делегациями, возглавляемыми Николаем Михайловичем Кощеевым и Иваном Фёдоровичем Колесниковым. В составе делегаций было 48 человек.

sezd_molokan_1905-512x291
Всероссийский съезд 1905 г. в Воронцовке Тифлисской губернии, посвящённый 100-летнему юбилею.

Трудные времена для Бакинской общины наступили в годы революций. Необходимо было определить своё положение. На состоявшемся в мае 1917 года сводного Кавказского съезда сектантов бакинские молокане поддержали внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства. Возглавлял молоканскую делегацию на съезде приехавший из Петрограда министр Временного правительства бакинский молокан Матвей Иванович Скобелев.

В годы революционных преобразований, когда у власти в Баку были Исполнительный Комитет Временного правительства (5.03–21.11.1917г), Совет рабочих и солдатских депутатов (13.11.17–31.08.18), Диктатура Центрокаспия (1.08–14.09.18), правительство независимой Азербайджанской республики (15.09.18 — 27.04.20), бакинская молоканская община не принимала активного участия в политической жизни.

Некоторые семьи, напуганные агрессивными событиями националистического характера, не видя перспектив в своей жизни в Азербайджане, ставшем национальным государством, выехали из Баку в Россию, большей частью на Северный Кавказ. За это время молоканская община в Баку приуменьшилась.

Молоканские общины при Советской власти

При Советской власти жизнь в молоканских общинах изменилась коренным образом. Общины как таковые продолжали существовать, но их деятельность существенно ограничивалась. На активистов общин оказывалось давление со стороны госорганов и общественных организаций.

В некоторых случаях проводились репрессивные мероприятия — лишения голоса на выборах, аресты. В 20-х годах в Баку многих молоканских активистов лишали голоса, т. е. права участвовать в выборах и общественной жизни.

Большой урон молоканская община понесла в 30-х годах, особенно в 1937–1938 годах, во время массовых репрессий, когда были арестованы наиболее деятельные члены общины. Некоторые из них были расстреляны.

Несмотря на ограничения религиозной деятельности общины, в семьях ещё продолжали соблюдать молоканские порядки, но зачастую это делали скрытно. Религиозные праздники, особенно, пасху, всё же праздновали в каждой семье.

Несмотря на активную антирелигиозную пропаганду, население придерживалось молоканских порядков. Хоронили и поминали покойников обязательно по молоканскому обряду. А бракосочетание молодых уже многие проводили без венчания. Значительно сократилась посещаемость молоканских собраний, хотя в прошлом она была массовой.

Детям в школах прививали антирелигиозные убеждения. Многие, особенно молодёжь, стали далеки от религии, хотя продолжали соблюдать молоканские традиции. В порядке вещей стали смешанные браки — с лицами другой национальности или иного вероисповедания.

Молоканская молодёжь стала получать образование. Ей уже не хотелось жить интересами общины, она приобщались к современной цивилизации. В Баку увеличилось количество молокан, которые не участвовали в религиозной жизни, но соблюдали молоканские традиции. Почти у всех семей из близлежащих молоканских сёл в Баку были родственники. Поэтому сельская молодёжь после окончания ремесленных училищ и демобилизации из армии приезжала к родственникам в Баку, где устраивалась на работу в различные предприятия. Через какое-то время многие получали квартиры и становились бакинцами. Молоканская молодёжь стала поступать в вузы, получать высшее образование, защищать диссертации. Из молоканской среды появилось много учителей, врачей, инженеров, общественных деятелей.

К примеру, уроженец молоканского села Алты-Агача Федор Семенович Непряхин стал директором Бакинского нефтяного техникума, которым бессменно руководил в течение 30 лет. Другой уроженец Алты-Агача Яков Михайлович Кирсанов был депутатом Верховного Совета республики, заведующим отделом ЦК КП Азербайджана. Уроженец села Маразы Михаил Павлович Каверочкин был знатным буровым мастером, удостоенным звания Героя Социалистического труда, Его именем была названа улица в Баку. Выходцы из молоканской среды преподавали в вузах, работали в научно-исследовательских институтах, были военачальниками.

В советское время молоканское население разделилось на две группы — молокан религиозных, посещающих собрания, и молокан по происхождению, далёких от религии, не посещавших собрания, но чтивших и соблюдавших традиции своих предков. Постепенно молокан по происхождению становилось всё больше и больше, а молокан, посещающих собрания всё меньше. В молоканских собраниях участвовали в основном лица пожилого возраста, молодёжи в собраниях почти не было.

В отношении молокан в Баку сложилась репутация, что они трудолюбивые и добросовестные люди, что они ведут трезвый образ жизни. Толерантное отношение их к людям разных национальностей и конфессий способствовало комфортному их проживанию в интернациональном Баку.

В годы Великой Отечественной войны бакинские молокане принимали непосредственное участие в боевых действиях. Почти в каждой семье были отдавшие свои жизни. Многие вернулись с боевыми наградами. Женщины и дети во время войны заменили на предприятиях ушедших на войну мужчин, внеся свой вклад в дело победы над врагом.

Во время войны и в послевоенное время деятельность бакинской молоканской общины несколько активизировалась. В это время несколько увеличилось количество посещающих собрание, укрепилась связь с другими молоканскими общинами. В 1955 году бакинская община организовала и провела в Баку съезд молоканских общин, посвящённый 150-летию свободы вероисповедания.

molokane_150let_baku-512x225
Съезд в 1955 г. в Баку, посвящённый 150-летнему юбилею.

Во второй половине 20 века молоканские общины продолжали действовать, но активное участие в их деятельности принимали в основном лица пожилого возраста. Многие перестали строго соблюдать молоканские порядки. Община уже не могла строго контролировать поведение своих членов. Участились случаи перехода молокан в другие секты, чаще в баптисты. Молодёжь молоканского происхождения, общаясь с православными, нередко принимала крещение. Негативным для молоканского движения был дефицит молодых лидеров с современным образованием. В 80-х годах XX века Бакинская молоканская община насчитывала в своём составе порядка 900 человек, посещающих собрание. В общине состояли русские, украинцы и один азербайджанец.

Молоканские общины в конце XX века

События конца XX века коренным образом изменили положение русских поселенцев в Закавказье. Произошёл развал интернационального Советского Союза, в национальных республиках возобладали националистические настроения. Начался вынужденный массовый выезд русского населения из национальных республик. В настоящее время из них выехало до 90% русского населения. Таким образом, молокане, вынужденно поселённые в начале XIX века в Закавказье, в конце века стали вынужденными переселенцами из Закавказья.

Из союзных республик Закавказья отток молоканского населения начался в послевоенное время. Это в основном было связано с тем, что молоканские общины не могли контролировать свою молодёжь. Молодые люди, как правило, отошли от религии и приобщались к светскому образу жизни. Многие стали получать высшее образование, становились квалифицированными специалистами. Зачастую они выезжали за пределы своих республик, где у них было больше возможностей для карьерного роста.

Отношение к молоканам в республиках, в общем-то, было лояльным. Их уже признавали за местных жителей. В местных СМИ их зачастую называли «уважаемыми людьми». Эти заявления, вероятно, были искренними, так как молокане всегда были в дружественных отношениях с местным населением. К тому же они считались хорошими добросовестными специалистами во всех сферах хозяйственной и общественной жизни.

Но всё же они находились не в равном положении с местным населением. Их редко выдвигали на руководящие должности, в лучшем случае им доверяли быть успешными замами и исполнителями под начальством местных руководителей. Люди старшего поколения с этим мирились, а молодёжь не хотела себе такого будущего.

Она понимала, что у неё здесь нет надёжных перспектив. Поэтому в послевоенное время начался отток молоканской молодёжи из республик Закавказья в Россию и Украину. Со временем этот процесс усилился. Такая эмиграция происходила в советское время, когда девизом было интернациональное братство народов. Положение русских, в том числе и молокан в Закавказье существенно ухудшилось после развала Советского Союза, когда активизировались националистические силы. Молоканам стало ясно, что для них в этих республиках нет никакого будущего. Им не хотелось покидать ставшими родными за несколько поколений обжитые ими места их жительства. Но иного выхода не было, и они вынуждены были массово выезжать из республик, главным образом в Россию и Украину.

После преобразования Азербайджанской ССР в независимую Азербайджанскую Республику положение русских в Азербайджане несколько осложнилось. В течение нескольких лет подавляющее большинство русских из Баку выехало в Россию и Украину. В настоящее время русских в Баку осталось порядка 20 тыс. человек. Конечно, значительно сократилось и количество русских молоканского происхождения. Ориентировочно сейчас в Баку молокан осталось всего несколько сот человек.

В Азербайджане из ранее многочисленных молоканских поселений к настоящему времени фактически сохранилось одно село Ивановка в Исмаиллинском районе. В остальных молоканских сёлах остались доживать по несколько десятков человек пожилого возраста, rоторым не на что и некуда было переезжать.

Несмотря на то, что многие молоканские сёла были основаны и созданы молоканами на ранее необжитых местах, теперешние власти поспешили их переименовать на национальный лад. После массового переселения молокан в республиках Закавказья ещё продолжают действовать малочисленные молоканские общины, в которых состоят лица преклонного возраста.

Вынужденные переселенцы молокане из Закавказья рассеялись почти по всем областям России и Восточной Украины. Наиболее компактно молоканские переселенцы поселились в Ставропольском и Краснодарском краях, где даже образовали действующие в настоящее время молоканские общины. В 1991 году в России был создан Союз общин Духовных Христиан Молокан, призванный объединять разрозненные молоканские общины. Духовным центром молокан-переселенцев из Азербайджана в настоящее время стала молоканская община в селе Кочубеевском Ставропольского края.

Несомненно, молоканское движение в конце XVIII, в XIX и начале XX веков сыграло важную историческую роль. Во второй половине XX века оно уже не было привлекательным для широких масс и постепенно стало терять свою актуальность. Основной причиной постепенного снижения активности молоканского движения во второй половине ХХ века является потеря им независимости. Молоканские общины не могли проводить собственную политику, жить по своим правилам. Они должны были следовать чьим-то указаниям.

В действительности молоканские общины могли быть действенными, если бы они самоуправлялись, если бы могли воздействовать на своих членов, определять образ жизни. Если община не обладает такой возможностью, то она становится формальной общественной организацией. Она может проводить только молитвенные собрания и исполнять обряды при похоронах и поминках. В жизни общины, как правило, принимают участие только люди старшего поколения. На этом влияние общины на жизнь заканчивается.

Время показало, что в современных условиях невозможно осуществить наивную мечту молоканского движения — построить общество на принципах раннего христианства: равенстве, братстве, без эксплуатации человека человеком, общинном производстве и даже общинном распределении.

Молокане в настоящее время

Что собой представляют молокане в настоящее время? Это обыкновенные русские люди, но только воспитанные в духе почтительного отношения к старшим, в трудолюбии, трезвости, в здоровом образе жизни. Конечно, бывают и отклонения. Некоторые из молокан поступают в жизни неадекватно, нарушают нормы христианской морали, ведут беспутный образ жизни, как и многие их современные сверстники. Но это скорее исключение, чем правило.

Современные молокане — это те же нормальные граждане страны, где они проживают. Журналисты в своих публикациях зачастую стараются представить молокан какими-то особенными людьми, живущими прошлым, сопровождают свои публикации фотографиями бородатых мужчин и женщин в старинных нарядах. Несомненно, это относится к представителям старшего поколения, старающимся сохранять старинные молоканские традиции. В действительности же современные молокане в массе ничем не отличаются от сограждан страны проживания, как в России, так и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Покинувшие Баку молокане рассеялись по всему миру, но они продолжают считать себя бакинцами. Случайно столкнувшись где-либо друг с другом, они узнают, что они бакинцы. У них сохранился бакинский акцент, специфические бакинские слова и выражения, манеры поведения. Все они с теплотой вспоминают лучшие свои годы, прожитые в Баку, мечтают посетить родной город, походить по его улицам, побывать на базарах, на бульваре, на пляжах. По возможности они общаются между собой, с оставшимися в Баку родственниками, друзьями, проявляют живой интерес к современной жизни родного города. Они остаются бакинцами.
Николай Семёнович Кастрюлин

Опубликовано 17.11.2009 г.