Молокане

Духовные христиане

Петров С. П.

Познание Слова

(Авторский вариант: Основание на Слове Божьем)

В современных религиозных течениях мы наблюдаем существенные различия в понимании как второстепенных вопросов веры, так и коренных, касающихся борьбы добра и зла, победы над грехом и вечного спасения. На чем основаны эти убеждения? К сожалению часто основания их весьма зыбки: это собственные домыслы, фантазии, сновидения, предания и т. п. Ненадежность подобных оснований является одной из основных причин заблуждений. Вот почему Христос советовал положить не только свои убеждения, но всю жизнь на твердом основании – Слове Божием (Мф. 7:24-27).

Устраняя слово Божие преданием (Марк. 7:13), заменяя истину Божию ложью (Рим.1:25), не принимая здравого учения, отвращая от истины слух и обращаясь к басням (2Тим. 4:3-4), люди заблуждаются и вводят в заблуждение других.

В нашем молоканском течении авторитет Слова Божия велик. В проповедях, беседах, статьях мы часто слышим и читаем «на основании Слова Божия», и этим как-бы утверждается незыблемость того, что проповедуется.

Все это было бы хорошо, если бы не одна существенная деталь. И в нашем течении мы видим разномыслия. Причем разномыслия даже более существенные, чем в других течениях. Разномыслия эти существовали с незапамятных времен. С самых истоков христианства оно сопровождало верующих всех течений. Только в тех течениях, где существует власть духовенства, разномыслия подавлялись и подавляются силой. В течениях же, подобных нашему, где принципиально отвергается такая власть, разномыслия лежат как-бы на поверхности. Но как же можно объяснить то положение, что люди разных мнений, зачастую взаимоисключающих и явно противоречащих друг другу, утверждают, что их убеждения основаны на Слове Божием? И не просто утверждают, но, действительно, в подтверждение приводят не одно, а часто несколько мест из Библии. Как же разобраться в этом? Неужели и Слово Божие тоже не является твердым основанием? И другой вопрос: как быть с призывом, чтобы мы были единодушны и единомысленны (Фил. 2:1-2)? Не ввести ли и нам в молоканстве власть, подавляющую всякое инакомыслие, чтобы добиться единства?

Размышляя над этим, я прихожу к выводу: такое положение связано не с тем, что мы имеем нетвердое основание, а с тем, что мы зачастую ошибочно понимаем, что есть Слово Божие, что есть основание на этом Слове, и как на этом основании нужно строить. Правильное понимание этого вопроса даст верный ответ и на второй.

Когда мы говорим об основании на Слове Божием, мы не должны упускать из виду, что в Библии, когда речь идет о строительстве и об основании, в основном имеется ввиду не убеждения, а строительство Дома Божьего, Церкви Его (Мф. 21:42, Ис. 54:11-17, 1Петр. 2:4). И хотя слова Христа (Мф. 7:24-29 и Лук. 6:47-49), а также Ап. Павла (1Кор. 3:9-17) неявно подразумевают это строительство, все же их смысл тесно связан со строительством Храма Божия из живых камней, которые суть верующие люди. А поэтому, если мы свое убеждение или толкование подкрепляем одной или несколькими цитатами из Библии, это еще не доказывает, что наше убеждение или толкование основано на Слове Божием. Не думайте, что этим я хочу воспротивиться авторитету Библии. Напротив, я признаю, что все писание богодухновенно (2Тим. 3:16), но я хочу подчеркнуть то, что основание наших убеждений на Слове есть нечто большее, чем привести несколько цитат из Библии.

Суть этого «нечто большее» в том, что наши убеждения должны основываться не только на букве Библии, но на правильном понимании духа этой буквы, а главное – в исполнении. Вот почему слушающего и исполняющего Слово, Христос сравнивает с человеком, который копал, углубился и положил основание дома своего на камне. Это сравнение вполне подходит к тому глубокому проникновению в Священное Писание, которое должно быть у всякого верующего человека, когда он изучает Библию. То, что мы читаем Библию поверхностно, не проникаемся во внутренний смысл сказанного, без веры, глубокой веры в реальность и выполнимость Божьих обетований, приводит к бесплодному изучению. Недаром явление, когда человек слушает и не разумеет, Господь сравнивает с посеянным при дороге, когда налетели птицы и поклевали то.

Если же считать, что для основания на слове Божием достаточно сослаться на Священное писание, то мы должны признать, что и сам диавол основывался на Слове Божием, когда искушал Христа в пустыне (Мф. 4:1-11). Также фарисеи и саддукеи в спорах с Христом тоже приводили в основание своих убеждений Писание. Когда мы в подтверждение толкования приводим цитату из Писания, это еще не есть основание для того, чтобы утверждать, что наше убеждение истинно и основывается на Слове Божьем. Приводя букву Библии, можно глубоко ошибаться и вводить в заблуждение других.

Вот почему, дорогие братья и сестры, особенно проповедующие, особенно знающие Писание, отстаивая свои убеждения или просто проповедуя, не говорите этих слов «На основании Слова Божия». Если вы имеете какое-то убеждение, какое-то толкование, то преподносите его, как свое убеждение и свое толкование, но не стремитесь усилить авторитет своих убеждений тем, что говорите: «на основании Слова Божия», или «Господь положил мне на сердце».

Мне хотелось бы посоветовать, когда вы пишете письмо или статью, не пишите: «Господи, благослови меня написать…». Молитесь о благословении Господнем, но тайно, не как лицемеры, которые любят на углах, останавливаясь, молиться. Это лицемерие, когда мы, написав статью или письмо, пишем подобное в начале. Цель этого – показаться пред людьми: смотрите, я молился о благословении Господнем, поэтому то, что я написал – истина.

Итак, когда мы приводим Слова Божии, то их мы и должны говорить, как слова Божии (1Петр. 4:11), но когда говорим о нашем понимании Библии, должны говорить об этом, как о нашем понимании Библии и не более того. Это особенно важно выдерживать в спорах. Часто мы не вполне осознаем, какой вред можем нанести, когда свое понимание, свое убеждение навязываем другим, преподнося его как Слово Божие. В 3-й Книге Царств в 13-й главе описан случай, когда человек Божий, получив от Бога повеление не заходить ни к кому в дом, не есть хлеба и не пить воды, послушался другого пророка и зашел к нему в дом. Он не послушался слов Господних потому, что тот, другой пророк (старец) сослался на авторитет Слова Божьего, носителем которого и он являлся. «И я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: „Вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды“. — Он солгал ему.» (3Цар. 13:18). Так гостеприимный пророк уговорил своего брата по духу нарушить то, что повелел Господь. Печальная развязка не замедлила. На пути из дома гостеприимного брата на человека Божия, который не послушался слов Господних, напал лев и умертвил его.

Поэтому важно отличать то, что мы можем с полным основанием считать Словом Божиим, от того, что есть наше понимание Слова. А главное: мы будем единодушны и единомысленны не тогда, когда по одинаковому будем понимать и толковать Библию, а тогда, когда в христианской любви будем исполнять то, к чему призвало нас учение Христа. «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:1-3). Отсюда следует и ответ на второй вопрос, который я поставил в начале статьи: не требовалось и не требуется подавлять инакомыслие, ибо в единство веры мы придем не силою земной власти, хотя бы мы и назвали ее «духовной», а силою Духа Святого и силою высшего дара Его – любви.

Мы начали печатать в журнале статьи на глубокие вопросы веры. Мне хочется, чтобы журнал больше и больше рос в духовном и познавательном смысле. Но я умоляю вас, чтобы проявляя глубокие знания Писания, вы не возносились один пред другим, а почитали один другого выше себя. Тогда христианский обмен познанием Слова не превратится в словопрение, а даст возможность читателям обогатиться, черпая из бездны богатства премудрости и ведения Божия.
Сергей Петрович Петров,
г. Тамбов, Май 1995 г..

Опубликовано 30.06.1995 г.

Другие публикации автора