Молокане

Духовные христиане

Тикунов В. В.

Пластырь и целебные средства

Вот, Я приложу ему пластырь и целебные
средства, и уврачую их, и открою им обилие
мира и истины, и возвращу плен Иуды и плен
Израиля, и устрою их как в начале, и очищу их
от всего нечестия их.
Иер. 33:6-8

(Из личной переписки)

Дорогой брат С. П., приветствую тебя и семью твою в духе любви и мира!

Благодарю за присланную статью о вине. Пьянство стало болезнью нашего народа и подобные статьи, несомненно, принесут пользу. Что же касается письма твоего, то его можно выразить словами пророка Иеремии «ждем мира, а ничего доброго нет, — времени исцеления, и вот ужасы» (Иер. 6:15). И еще одна мысль из твоего письма, которая звучит и в некоторых получаемых мной письмах, что опыт молоканства — это «опыт падшего христианского течения», — как удачно выразился ты. Для меня она говорит о том, что наступило время осознания своего падения, иначе не стоило бы поднимать вопрос о Возрождении Молоканства.

… я считаю: не меньшую опасность несет в себе и власть в общинах и Союзе людей с большим опытом христианской жизни, ибо опыт этот — опыт падшего христианского течения. …В чем опасность более опытного человека? В том, что если он не вполне понимает свое место служителя, но не господина, его авторитет дает возможность большего господствования, и как следствие, умаление власти Христа и свободы во Христе (Мф. 20:25-28; Мр. 10:42-45; Лук. 22:24-27, 1Петр. 5:1- 6).
Из письма С. П. Петрова – В. В. Тикунову

Признание своей виновности — вот та основа, с которой и надо начинать ПОКАЯНИЕ, как возврат к Богу, как «восстановление оснований многих поколений, восстановление развалин и путей» (Ис. 58:12). Сокрушенное и смиренное сердце должно обратиться к Богу со словами 50 псалма: «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима» (хочу напомнить, что «Сион» — это образ Духовного Христианства в Писании и «Иерусалим» — это его устроение). Вот тогда будут благоугодны Богу все остальные жертвы: возношения и всесожжения. Тогда только «Я обложу тебя пластырем и исцелю от ран твоих, говорит Господь… возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую — и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по прежнему» (Иер. 30:17-18).

Не потому ли в 76 псалме звучит призыв псалмопевца размышлять о днях древних, о летах веков минувших? Прочти еще и 73 псалом — не о нас ли он? Какие точные ориентиры, чтобы увидеть по ним настоящее состояние Духовного Христианства.

Или же возьмем 101 псалом с 11 стиха: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют», — называя «камнями» тех, кто устрояет из себя дом духовный, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:5,9), и «прахом его» людей униженных, кротких и смиренных (Неем. 4:2, Амос. 2:5-7, Пс. 43:26, 1Кор. 4:13). Писание в деталях показало нам путь возрождения и восстановления, но мы имея очи — не видим, имея уши — не слышим и не разумеем, следовательно не можем и обратиться к исцелению. Ведь и само слово «обратиться» говорит о том, чтобы вернуться обратно к источнику, к основам, к тому, от чего отвратившись мы пошли как Каин от лица Господня в землю Нод.

«… ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела» (Отк. 2:5). Одна древняя легенда рассказывает, что дьявол, чтобы погубить человека, сворачивает ему шею, т. е. оборачивает его голову назад. Так погубил он жену Лота, заставив ее обернуться назад, в то время, когда следовало бы стремиться и смотреть только вперед. Нам также указан путь в гору, с которой мы некогда скатились в исподние места земли, уготованные дьяволу и ангелам его. Не о том ли пишет Варух (Варух.2:5), что «мы оказались внизу, а не наверху, потому что мы согрешили пред Господом Богом нашим, не слушая гласа Его». А наверху свобода и воскресение. «Итак, если воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2).

Теперь о том, почему я считаю, что все мы все же виновны в том, что имеем. Теоретически каждый из нас знает, почему мы называемся «Духовными христианами». Но являемся ли мы духовными не на словах, а на деле? Читаем 1Кор. 2:13-16; 1Кор. 3:1-4. «Что и возвещаем вам не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что о он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братья как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах. Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой — «я Аполлосов», то не плотские ли вы». И в Послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:22-26). И еще: «Братья! если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенными. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1-2).

Я не привожу здесь множества других ссылок, касающихся этого предмета, но даже смотря, как в зеркало, только на эти места Писания, я не нахожу себя духовным по многим причинам. Но это было бы еще половина трагедии. А трагедия в том, что я не один. И вокруг себя я вижу таких же, как я, христиан далеких от того, чтобы иметь ум Христов, далеких от того, чтобы не иметь зависти, споров, разногласий; далеких от того, чтобы исправлять друг друга в духе кротости, наблюдая за собой; далеких от того, чтобы носить бремена друг друга. Вот почему мы чувствуем бессилие свое, когда видя согрешающих вокруг нас, мы не имеем сил обратить их.
Из письма С. П. Петрова – В. В. Тикунову

Вот ты пишешь, что «теоретически каждый из нас знает, почему мы называемся «Духовными Христианами». Я не могу согласиться с этим, и вот почему: для меня христианином является не тот, кто верит во Христа, а тот, кто живет Христом и в ком живет Христос. Христианин знает, что уже «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19,20). Прочти и сравни следующие места: 2 Кор. 13:5, 1Иоан. 4:4, Иоан. 14:20, Отк. 7:15, 2Кор. 4:11, Гал. 1:16, Кол. 1:26-29.

А когда Христос явится в нас, тогда мы в Нем будем и оживотворены, и спасены, и воскрешены, и посажены на небесах (Еф. гл.2). В Нем мы приступим и к горе Сиону, ко граду Бога живого, и небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к духам праведников, и к Ходатаю нового завета Иисусу и к Крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:22- 24). В Нем мы сподобимся достигнуть будущего века и воскресения из мертвых, и умереть уже не сможем, но будем равны Ангелам и будем Сынами Божьими будучи сынами воскресения (Лук. 20:35-38).

Скажи, как можно знать это теоретически? Постарайся понять меня правильно и не соблазниться. Духовные знания мы получаем не так, как знания земных наук. Их нельзя вызубрить или же постигнуть мышлением. Духовные знания есть плод духовного познания, которое происходит по подобию соединения мужчины и женщины и на языке библейском названо «браком». Не случайно ведь, что именно в этом значении использовано и Писании слово «познал». «Адам познал Еву», или же «познал Каин жену свою». Апостол Павел пишет Тимофею: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» (2Тим. 2:19). А для того, чтобы Господь познал Своих, необходимо, чтобы «наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя» (Отк. 19:2). Когда-то Иоанн Креститель назвал Иисуса женихом, а себя — другом жениха (Иоан. 3:29), который должен был явить жениха невесте — церкви. Такова была историческая и духовная роль Иоанна Крестителя, а вот делом Апостолов было обручить Церковь единому Мужу, что видно из слов послания Апостола Павла к коринфянам: «ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:2).

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (Еф. 5:31,32). Вот почему «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а когда соединимся со Христом, тогда лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12). Я думаю, что ради такого познания Павел написал, что «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, (чтобы иметь чистоту девы), чтобы приобресть Христа, и найтись в Нем… с праведностью от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых… стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус». Вот тогда- то мы воистину можем воскликнуть «я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:12).

С. П., пойми то, что я написал тебе — это тайные, глубинные знания Духовного Христианства, это тот жемчуг, который Господь наш не советовал разбрасывать пред уподобившимся свиньям людьми попирающими святыни, для того, чтобы не осквернить чистоту этих знаний и сохранить благоговейное отношение к ним. Это то, «таинство веры, которое надлежит хранить в чистой совести» (1Тим. 3:9). Это та мудрость, которая проповедуется между совершенными (1Кор. 2:6,7), и которую Павел советовал передавать верным людям, способным и других научить» (2Тим. 2:2). Это есть та нагота Отца, посмеявшись которой, Хам получил проклятие в детях. Поэтому перед внешними Господь одевает ее в одежды притчей. «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах», — учил Иисус учеников (Лук. 8:10). Марк же «прочих» называет «внешними». «Тайна Господня — боящимся Его» — поет псалмопевец (Пс. 24:14).

Дорогой брат, нахожу нужным обратить внимание на еще одно твое высказывание, когда ты пишешь: «И вокруг себя я вижу таких же, как я христиан, далеких от того, чтобы иметь ум Христов, далеких от того, чтобы не иметь зависти, споров, разногласий… Вот почему мы видим бессилие свое, когда видя согрешающих вокруг нас, мы не имеем сил обратить их». Ты заглянул в корень проблемы, но боюсь, что не осознал всей ее глубины. Ведь это же тайна — тайна отступничества и тайна возвращения к Отцу через смерть и духовное рождение.

«Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:24) — вот истинная причина нашего падения и смерти, избавление от которой пришел совершить Сын Божий Иисус Христос, «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал. 1:4), и «власти тьмы» (Кол. 1:13). Так что для обращения людей нет места иным силам, как только той Силе, которая была приобретена Христом через страдание и крестную смерть. «Дана Мне всякая власть на небе и земле» — возвестил ученикам Своим Господь по Своем воскресении и в Откровении мы видим, как 24 старца пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: «благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился» (Отк. 11:17).

И эта великая сила, которую приобрел Христос, есть сила жертвенной любви. Апостол Иоанн пишет, что: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоанн. 3:16). Вот это «полагать души свои» и дает ту великую силу нашей любви к братьям, благодаря которой и они могли бы обратиться к Богу. Но вся суть в том, что приобретаем мы эту силу тогда, когда Христос бывает в нас. А когда Он в нас, тогда и мы можем как и ап. Павел воскликнуть, что «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Этой же силой мы избавляемся и от тех дел плоти (которые привел ты выше): зависть, споры, разногласия и т. п. И когда в человеческом духе станут действовать духовные силы Иисуса Христа, тогда уничтожается личность наша и мы не станем приписывать этих сил себе, но станем хвалиться немощами нашими, чтобы обитала в нас сила Христова (2Кор. 12:9).

Вот почему апостол говорит, что «был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:3-5). А в первой главе того же послания Павел пишет, что «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1Кор. 1:17). Задумайся о том, что значит «проповедь… не в убедительных словах» и «благовествование на в премудрости слова». «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20).

Как-то один из братьев высказал мне свои сомнения относительно возрождения молоканства. Он в доказательство привел слова 10 псалма: «Когда разрушены основания, что сделает праведник». Но подумав, сделал оговорку, — «Впрочем, есть возможность восстановить молоканство, но при условии, что кто-то положит жизнь свою за него. Нужна жертва». Задумавшись над его словами, сознаю их правоту. Разве не в цену жизни Иисуса Христа оценено Его учение? Теперь, когда обесценены ценности Духовного Христианства, есть только один путь возвращения им былой цены: положить кому-то за них свою жизнь! Ведь были же когда-то у нас подвижники и страдальцы. А когда были они — была и вера готовая на подвиги. Хочу привести одно стихотворение Оскара Грачева. Оно может быть и неточно в деталях, но показывает как рождается вера.

Сбежались плотники к Холму,
Чтоб на Холме построить за день
Из двух кедровых перекладин
Распятье сыну своему.
И как на мед, как на премьеру,
Со всех концов слетелся люд.
И на вопрос: «А что дают?»
Смеясь ответил кто-то: «Веру!»

Возможно, ответом на твой вопрос, почему мы не в «лучшем состоянии» (Евр. 6:9) будет указание на то, что нам так не хватает истинных христиан, распространяющих «благоухание познания о Господе». Когда-то мы называли их «старцами». И я благодарен Господу, что водительница судьба свела меня в свое время с таким вот старцем. Он стал для меня как бы отверстой дверью на небо, так ясно изображался в нем Христос (Гал. 4:19). По совету Сираха «Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра и пусть нога твоя истирает пороги дверей его» (Сир. 6:36), я стал по возможности часто встречаться с ним. Однажды вечером, беседуя с ним за столом, и, как обычно, много споря и не соглашаясь, я вынудил старца прибегнуть к следующей сцене: вдруг, схватившись за живот и обращаясь к своей жене, он говорит: «Катя, не знаю, рожу ли я к утру? Чувствую, начитаются схватки». Жена его говорит ему: «Петя, за столом и говоришь такое?» — «Ой, Катя, наверное к утру я все-таки рожу Виктора», — отвечает он ей. Он все-таки родил меня, но гораздо позже.

Сужу по себе, как велико искушение поставить дело так, чтобы обращать людей словами, проповедью, организовать миссионерство, издательство, делать многое, но только без мук рождения. «Ибо, хотя у вас тысяча наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15).

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19).

Не потому ли из нас много ВЕРУЮЩИХ, но мало РОЖДЕННЫХ, что некому было взять нас в свою молитву, мучаться в любви за нас, чтобы потом родить нас во Христе Иисусе. Соглашаюсь с тобой, С. П., что «жатвы много, но делателей мало». Так давайте все вместе станем молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою, как «агнцев среди волков». В древних молитвах, которыми молились тамбовские молокане, есть такие слова: «Ущедри Господи, ущедри посланниками Твоими святыми». Старцы понимали о чем надо просить Господа. Последуем и мы их примеру, возможно, Господь и умилостивится над нами. Верь, что Господь более всего силен совершить тогда, когда человек теряет всякую надежду на свои усилия. Аминь!
Виктор Васильевич Тикунов,
29 апреля 1992 г.

Опубликовано 30.06.1996 г.