Молокане

Духовные христиане

Попов В. А.

Песни жизни

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах жизни! Как хорошо приспосабливается он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божьими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, для воинов служит оружием, для победителей венцом, на похоронах утешением. Нет минуты жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний» — такую характеристику дал библейским псалмам известный богослов ранне-христианской Церкви Григорий Нисский.

В книгах Священного Писания Ветхого Завета Псалтирь занимает особое место. Это большое собрание духовно-лирических произведений, написанное примерно за тысячелетний период различными авторами, наибольшая часть которых принадлежит Израильскому царю Давиду. Весь сборник получил название «Псалтирь», что означает пение во славу Божию, сопровождаемое игрой на псалтири — струнном инструменте, похожем на древнерусские гусли.

Несмотря на ветхозаветное происхождение, Псалтирь быстро вошла в повседневный обиход христианской жизни. В римских катакомбах, где первые христиане вынуждены были проводить свои Богослужения, находят изображения поющих людей и рядом с ними начертания текстов псалмов. Апостолы Христовы также призывали верующих во время молитвенных собраний назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:19). Вдохновенные слова псалмов нередко звучали и в устах самого Христа. Спаситель и Его ученики пели псалмы после завершения Тайной Вечери (Мф. 26:30). Проповедуя учение о Царствии Божьем, Христос ссылался на Псалтирь (Лк. 24:44). И, наконец, переживая крестные муки, Иисус — Сын Божий возносит Отцу Небесному псалмовую молитву: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Чрезвычайная популярность и широкое распространение Псалтири определяются внутренними достоинствами этой книги, — её особой духовной окрылённостью, поэтической выразительностью и Богословской глубиной. Если иконопись, например, называют Богословием в красках, то духовная музыка и пение — это Богословие в звуках. «Малой Библией» именуют исследователи Псалтирь. Ведь эта книга языком молитвы говорит о творении мира, о создании человека, подробно прослеживает тысячелетние пути и судьбы народов. Вечный Бог открывается псалмопевцам во всём Своём могуществе, святости, мудрости, любви, правде и милосердии. Псалмопевцы рисуют яркие картины борьбы Добра и Зла, раскрывают психологию греховных деяний и усилий добродетели. Вся книга пронизана глубокими размышлениями о законе Господнем. Основа духовного преуспеяния, по мысли авторов, зависит от единения души с Богом, от всецелого предания себя в распоряжение благой и совершенной воли Господа. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, — гласит первый псалом. — Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:1-2). Содержание псалмов включает в себя почти все Истины Библейского Откровения, но древние поэты не ставили перед собою цель, сделать научную систематизацию и дать полное обобщение всей Библии. Псалмы помогают людям понять Священное Писание через постижение духа молитвы. Единство Псалтири определяет её молитвенный характер. Слова псалмов направлены от человека к Богу, в то время как слова других книг Библии идут от Бога к человеку. «Закон есть Пятикнижие Господа к народу, а Псалтирь есть Пятикнижие народа к Господу». Слова псалмов не обдумывались и не составлялись заблаговременно, они рождались по непосредственному вдохновению, спонтанно, во время самой молитвы. Авторы псалмов не помышляли писать молитвы для других и совершенно не предполагали, что их обращения к Богу, вызванные жизненными обстоятельствами, будут читать по всей земле и употреблять для церковных Богослужений. Псалмопевцы обладали большим молитвенным опытом и возвышались от суетной поверхностной жизни к вечному и нетленному. Их молитва не отягчена языческим многословием, они изливают Богу наболевшие чувства, скорбят о грехах, просят о помиловании, славословят Творца за благие деяния и долготерпение. Псалмопевцы очень любят молиться. Их душа ищет и жаждет Бога «как лань желает к потокам воды», они благоговеют в местах поклонения Богу и трепещут перед ослепительной красотой Божьей славы. Не менее проникновенно и пламенно звучат их ночные и утренние молитвы. Вспоминая свои ошибки, падения, они орошают ночное ложе слезами. Псалмопевцы называют Бога Крепостью, Прибежищем, Избавителем, Помощником, Заступником, Рогом спасения, Пастырем.

Библейские псалмы — это общая духовная сокровищница всех христиан. Верующие самых различных конфессий и традиций так или иначе используют Псалтирь в Богослужебной и личной молитвенной практике. В некоторых католических монастырях и поныне монахи каждую неделю поют все 150 псалмов. Основатель реформаторской Церкви Жан Кальвин называл Псалтирь анатомией человеческой души, утверждая, что «не бывает лучших песен, нежели псалмы, произносимые Святым Духом». Представитель лютеранской традиции, известный немецкий пастор и богослов Дитрих Бонхоффер советовал подходить к Псалтири как к учебному пособию, помогающему овладеть тайной глубокой молитвы.

Выходец из Голландии, современный американский художник и богослов Дон Постем написал восторженные строки о благотворном влиянии Библейских псалмов: «Это более чем книга, это живое существо, которое говорит, страдает, стонет и умирает, которое поднимается снова и говорит на пороге вечности; которое захватывает человека и уносит его и все века от начала до конца. Ни один человек, у которого слова псалмов на губах, а их смысл в сердце, человек, который позволяет ритму их картин захватывать его, а их основному тону эхом отражаться и заполнять всё его естество, — не может оставаться к ним равнодушным. Они могут захватывать, потрясать, вызывать чувство умиротворённости, увлекать за пределы самих себя. Псалмы обеспечивают нам встречу с Богом, без Которого мы не можем жить и Который преобразует всю нашу жизнь».

Особую любовь к Псалтири питали благочестивые слои русского народа. Во многих христианских домах держали три настольные книги: Евангелие, Жития святых и Псалтирь. Библейские псалмы заучивали наизусть, читая их и воспевая во всех случаях жизни. О знаменитом подвижнике Тихоне Задонском рассказывают, что «он в самую полночь выходил в переднюю келью, пел тихо и умилённо псалмы святые, никогда и никуда не ходил и не езжал он без Псалтири, но всегда при себе носил оную за пазухою, ибо она была маленькая, а, наконец, он всю наизусть читал».

Не только православный люд, но и русские верующие самобытных протестантских конфессий никогда не расставались с Псалтирью. Приверженцы протестантского течения, известные под названием «духовных христиан-молокан» в основу общественных и семейных Богослужений положили пение Библейских псалмов в старорусской народной манере. Поистине «сладкозвучная арфа царя Давида» отвечает внутренним запросам духа, чаяниям сердечным и поэтому пользуется непреходящей любовью у всего христианского мира. По замечанию русского богослова Филарета Дроздова «Псалтирь — это чистое зерцало духовного учения и жития; орган славословий, из которого каждый может извлечь свои звуки; кадило, которым может воскурять свою молитву».
Владимир Александрович Попов,
г. Тамбов.

Опубликовано 30.06.1995 г.

Другие публикации автора