Молокане

Духовные христиане

Петров П. А.

О молитве

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» (Мф. 6:5-7). «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).

Из этих двух мест Священного Писания видно, что молитва может быть двух родов: личная, каждого отдельного человека, и групповая, или общественная в собрании.

О личной молитве Иисус сказал, что она должна быть «втайне», т. е. она есть обращение человека к Богу и слушателем её является один Бог, а не люди. Тайность личной молитвы соблюдается, если молящийся либо войдёт в комнату и затворит дверь, либо молится мысленно, а не вслух.

Молитва должна быть такой, чтобы Бог услышал её. Почему Бог может не слышать молитву, поясняет пророк Исаия: «…беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:1-2). В Писании мы находим примеры услышанных молитв и по этим примерам можем понять, когда Бог слышит молитвы. «Взывают праведные, и Господь слышит» (Пс. 33:18). Он услышал Давида, который свидетельствует: «услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою» (Пс. 6:9-10). Господь слышит молитвы кающихся грешников. Он услышал грешного мытаря, который молился: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18:13). Он услышал разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте, и сказал ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).

Личная молитва не может быть ограничена никакими правилами или установлениями человеческими. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес. 6:18), — писал Ап. Павел.

Лицемеров такая «тайная молитва» не может удовлетворить, потому что не позволяет «показаться пред людьми». Поэтому книжники-лицемеры установили множество правил в Талмуде для Евреев: как им молиться, в какое время, в каком месте, в какой позе, какими словами, и т. п. Предписывается молиться: на «омовение рук», на «надевание одежды с кистями — цицит», при входе в синагогу и, даже, «после посещения туалета». Молиться рекомендуется на иврите, потому что молитва на иврите в течении веков «служила одним из важнейших факторов сохранения Святого языка»[1].

Подобно еврейским книжникам-лицемерам в некоторых Молоканских общинах тоже установлены различные правила молитвы: молиться вслух при входе в помещение, где собирается собрание; молиться только словами из Священного Писания или из особого «молитвенника», разработанного «старцами»; молиться на славянском языке, и тому подобное. Безусловно, каждая община вольна устанавливать у себя то или иное правило или порядок. Плохо то, что эти порядки стремятся распространить на другие общины и установить порядок единый и обязательный для всех.

Пример личной молитвы показал Сам Иисус Христос. Для молитвы Он удалялся «в пустынное место и там молился» (Марк. 1:35).

Общественная молитва должна выражать общую просьбу двух или большего количества молящихся. В народе Израильском общественная молитва иногда произносилась всеобщим воплем. О такой молитве написано в книге Маккавейской 5 гл. 4 ст. Пример такой же молитвы имеем и в Новом Завете, в Деяниях Апостолов (Деян. 4:24–30). Такая общественная молитва, если её принять, как правило, будет нарушать принцип: «всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40).

Имеются и другие примеры общественной молитвы. Так Тирские ученики провожали Ап. Павла «все с жёнами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колена, помолились» (Деян. 21:5). Здесь всё происходило «благопристойно и чинно».

Когда Ап. Павел расставался с пресвитерами в Ефесе, то «он преклонил колена свои и со всеми ими ПОМОЛИЛСЯ» (Деян. 20:36). Очевидно, что Ап. Павел молился вслух, а остальные — мысленно, так что всё было «благопристойно и чинно».

Такой порядок молитвы в собрании принят во многих общинах ДХМ. Общественная молитва не должна быть чрезмерно краткой, чтобы все присутствующие могли мысленно высказать свои личные нужды. Но она не должна быть и чрезмерно длительной, чтобы не быть «как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им» (Мф. 6:7-8). Этот совет Христа в некоторых общинах Молокан оставлен без внимания. Моление в них совершается по «Молитвеннику», составленному Н. М. Анфимовым, который содержит тринадцать псалмов, а также двенадцать молитв из других мест Писания, Православного «Молитвослова» и «избранных» — всё это вместе с девятью коленопреклонениями, входит в общую молитву, совершаемую в собрании. По количеству слов эта молитва в два раза превышает самую большую молитву из Библии — 118-й псалом. Если такая молитва не многословна, то какая же будет многословной?

В обосновании девятикратного коленопреклонения говорится, что мы «поклоняемся с девятью силами небесными, которые суть: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, престолы, господства, начальства, власти и силы». Однако, понятие «Ангелы» включает в себя Архангелов и все остальные силы. Поэтому, поклонившись с Ангелами, мы тем самым уже поклонились и со всеми остальными силами. Следовательно, обоснование, приводимое Н. М. Анфимовым, несостоятельно. Для числа коленопреклонений мы имеем пример Христа, Который молясь пред Своими крестными страданиями не девять раз, а однажды «пал на лице Своё, молился» (Мф. 26:39, Марк. 14:35, Лук. 22:41). В остальных двух случаях не говорится: пал на лице, или преклонил колена, но даже если и преклонял, то только три раза. В приведённых выше примерах из Деяний Апостолов 20:36, и 21:5 сообщается, что Христиане того времени ОДИН раз преклоняли колена при молитве. Так было при мученической смерти Стефана, «который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой, и преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:59–60).

Из всего сказанного следует, что в молитве, как и во всей жизни Духовных Христиан, главное — не в форме, не в обрядах, не в количестве коленопреклонений, не язык, на котором произносится молитва, не в многословии молитвы, а в тех чувствах, с которыми мы обращаемся к Богу, и с какими чувствами мы относимся к окружающим людям. О главном и сказал Иисус Христос: «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в ДУХЕ И ИСТИНЕ, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в ДУХЕ И ИСТИНЕ (Иоан. 4:23–24). «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

Внешние обряды в молитве, как и вообще всякие обряды, вызывают разделения и споры в среде Молокан. Много споров ведётся также и по вопросу молитвы за умерших.

Существуют два убеждения. Одно состоит в том, что необходимо молиться за умерших, во всё время до второго пришествия и суда Божия. Другое убеждение состоит в том, что молиться за умерших бесполезно, если не вредно.

В обоснование первого убеждения приводят следующие аргументы. Иаков пишет: «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16). По словам Христа, Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук. 20:38), поэтому, молясь друг за друга, необходимо молиться и за умерших. «Все мы много согрешаем» (Иак.3:2), и «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан. 1:8). Так как Бог наш есть Бог «прощающий беззаконие и не вменяющий преступления» (Мих. 7:18), необходимо молиться и ходатайствовать пред Богом о прощении грехов умершему до времени суда, после которого уже «никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего» (3Езд. 7:45). Первым «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1Иоан. 2:1), а поэтому и мы, по примеру Христа, должны молиться и ходатайствовать за умерших.

На первый взгляд все рассуждения правильны и основаны на Писании. При более внимательном же рассмотрении обнаруживается, что не учитывается очень важная разница между живым и умершим человеком. У Бога все живы — это истина; но не все «во всей целости» (1Фес. 5:23). Живой человек находится «во всей целости». Его «дух и душа и тело» составляют одно неразрывное целое. У умершего же человеческий дух «рассеялся как жидкий воздух», дух жизни возвратился к Богу, Который дал его; душа ушла в «хранилище», а тело возвращается в землю, из которой взято. Причём по смерти не все души идут в одно хранилище. В зависимости от того, что душа избрала при жизни в теле, она устремляется в одно из двух хранилищ, между которыми утверждена великая пропасть, как сказал Авраам: «…И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16:26). Раз это так, то молиться о прощении грехов умершему совершенно бесполезно, ибо это равносильно прошению о переводе души из одного хранилища в другое.

Иисус Христос является Ходатаем — это истина. Но Он ходатайствует при одном непременном и обязательном условии: «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1Иоан. 1:9). Исповедовать же грехи может только живой человек: мёртвый лишён этой возможности, потому что «в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). В Писании не говорится ни об одном человеке, который бы исповедовал грехи свои после смерти. «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). С этим повелением Бог обращается к живым людям, а не к мёртвым.

В доказательство необходимости молитвы за умерших приводятся слова, записанные в 3-й книге Ездры 7:36–41. Рассмотрим все, указанные Ездрой, молитвы.

«Авраам первый молился о Содомлянах» (3Езд. 7:36). Прочитав Бытие 18:23–32 нетрудно понять, что Авраам молился о живых Содомлянах, когда Бог только ещё шёл погубить их, а не за мёртвых, когда Бог погубил их.

«Моисей — за отцов, согрешивших в пустыне» (3Езд. 7:36). Прочитаем Исход 32:31–32. И здесь, Моисей молился за живых, ибо Бог сказал: «итак иди, веди народ сей» (Исх. 32:34). Вести можно только живых, а не мёртвых.

«Иисус после него — за Израиля во дни Ахана» (3Езд. 7:37). Прочитаем Иисуса Навина 7:7-9. И здесь Иисус Навин молился за живых, а не за тех, которые пали в сражении. Грех сделал один Ахан, а гнев Господень возгорелся на сынов Израиля» (Нав. 7:1). «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои» (Нав. 7:6). Сыны Израилевы раскаялись, и Бог услышал молитву их.

Подобный случай произошёл и с войском Иуды Маккавея (2Мак. 12:27–45). Чтобы «гнев Господень» не возгорелся на всех Иудеев, Иуда и все «обратились в молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех» (2Мак. 12:42). Чтобы Бог не вменил греха остальным Иудеям, и не лишил «уготованной превосходной награды скончавшимся в благочестии». Иуда собрал деньги и послал в Иерусалим, чтобы принести положенную жертву умилостивления. О павших же в сражении нельзя сказать, что они «скончались в благочестии». Они скончались в грехе своём и не раскаялись в нём.

«Самуил и Давид — за погубляемых» (3Езд. 7:38). Читая книги 1-я Царств 12:19–23 и 2-я царств 24:17, ясно видим, что в обоих случаях и Самуил, и Давид молились о живых, а не о мёртвых.

«Соломон — за тех, которые пришли на освящение» (3Езд. 7:38). В этом случае уже само слово «пришли» говорит о том, что Соломон молился о живых, а не о мёртвых.

«Илия — за тех, которые приняли дождь» (3Езд. 7:39). Мёртвому безразлично: засуха ли, дождь ли. Дождь могли принять лишь живые.

«И за мертвеца, чтобы он ожил» (3Езд. 7:39). Подобные молитвы совершали: пророк Елисей (4Цар. 4:32–35) и Иисус Христос (Иоан. 11:41–42). Во всех трёх случаях молитвы были направлены не на изменение участи душ умерших, а на возвращение их в тело, покинутое ими. Илия молился: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ея?» (3Цар. 17:20). Из этого видно, что молитва Илии, а равно и Елисея, с просьбой о возвращении души в тело имела целью утешить горе матери. Подобно и Иисус воскресил Лазаря для утешения его сестёр (Иоанн.11:38). Но воскрешение Лазаря имело и более высокую цель: «Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы ПОВЕРИЛИ, что Ты послал Меня» (Иоан. 11:41–42). Молитва Иисуса была о народе, стоящем здесь, чтобы поверили, а не о мёртвом Лазаре.

«Езекия — за народ во дни Сеннахирима» (3Езд. 7:40). Читаем 4-я Царств 19:15–19. Как видим, и здесь молитва была о спасении живых, а не мёртвых.

Заканчивая, Ездра говорит: «и многие — за многих. Итак, если тогда, когда усилилось растление, и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне?» (3Езд. 40-41). Действительно, не только в Ветхом Завете, но и в Новом, были, есть и будут молитвы «многих за многих». Апостол Иаков советовал молиться за больных (Иак. 5:14–16); Апостол Павел молился за Ефесян (Еф. 3:14–19) и Коринфян (2Кор. 13:7). Он просил, чтобы верующие в разных церквах молились о нём (Кол. 4:3, 1Фес. 5:25) и за всех святых (Еф. 6:18–20). Ап. Павел просил также совершать молитвы за всех человеков, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:1-4). Но мёртвые не могут «достичь познания истины», так как в день смерти их «исчезают все помышления» (Пс. 145:4).

Последним аргументом в пользу молитвы за умерших служат слова: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сирах. 7:36). При этом считается, что милостью к умершему является молитва за него. Что же говорит по этому поводу Писание? Когда жители Иависа Галаадского похоронили кости Саула, Давид послал сказать им: «благословенны вы у Господа за то, что ОКАЗАЛИ ЭТУ МИЛОСТЬ господину своему Саулу, помазаннику Господню, и ПОГРЕБЛИ его» (2Цар. 2:5). Итак, милость к умершему была в ПОГРЕБЕНИИ его. Такую же милость творил и Товит (Тов. 14:2), который, «если кого из племени (своего) видел УМЕРШИМ и выброшенным за стену Ниневии, ПОГРЕБАЛ ЕГО» (Тов. 1:16–18). Об этой же милости говорится и в 3-й книге Ездры: «мёртвых, где найдёшь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моём воскресении» (3Езд. 2:20–23). И ещё: «Сын мой! над умершим пролей слёзы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач, ПРИЛИЧНО ОБЛЕКИ тело его и НЕ ПРЕНЕБРЕГИ ПОГРЕБЕНИЕМ его» (Сир. 38:16).

Самую большую милость к умершему Иосифу оказали Израильтяне, когда после его смерти «набальзамировали его и положили в ковчег» (Быт. 50:26). По прошествии 359 лет после смерти Иосифа при выходе из Египта, «взял Моисей с собою кости Иосифа» (Исх. 13:19), и сорок лет носили их Израильтяне по пустыне, пока не пришли в землю обетованную. Тогда «кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, и которое досталось в удел сынам Иосифовым» (Нав. 24:32).

Итак, ясно, что милость к умершему заключается в том, чтобы ОПЛАКАТЬ его, ПРИЛИЧНО ОБЛЕЧЬ тело его и НЕ ПРЕНЕБРЕЧЬ ПОГРЕБЕНИЕМ его. Это было в Ветхом Завете, это осталось и в Новом Завете. «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нём (Деян. 8:2). А о том, что молитва за мёртвого или за живого является милостью, в Писании ничего не сказано.

Чтобы развеять всякую надежду на то, что живые молитвами могут облегчить участь умерших, Христос даёт пример богача и Лазаря. (Лук. 16:19–31) и показывает, что после смерти переменить место нахождения души невозможно.

Итак, дорогой читатель, пока есть время услышь призыв Христа. «Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдёт гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения» (Сирах. 5:8-9).
Петр Александрович Петров,
г. Воронеж, Март 1995 г.


  1. Врата молитвы. — Иерусалим-Москва, 1993. — С. 29

Опубликовано 30.06.1995 г.

Другие публикации автора