Молокане

Духовные христиане

Богданов Г. В.

Церковь Христова и её обязанности

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха,
стоящий и внимающий ему, радостью радуется,
слыша голос жениха.
Иоан. 3:29

Господь Иисус Христос сочетался с Невестой Своей — Церковью на Голгофе, и ныне она является Ему женой, чтобы рождать детей для Бога словом благовествования Христова. Для того, чтобы жена способна была рождать детей для Бога, она должна была законно сочетаться со Христом.

«Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). Как это может быть? Если человек стремиться прийти к Богу не посредством Его Слова, а своим разумом, или следуя преданиям человеческим, он не увенчивается со Христом. Тоже можно сказать и о церкви, если она находится в бесплодном состоянии, если она не способна рождать детей Богу.

Тимофею, испытанному ученику в вере, Апостол Павел поручает: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Некогда Ап. Павел возложил эту обязанность на Тимофея, он надеялся, что тот исполнит порученное ему дело Божие. Ныне Дух Святой поручает эту обязанность руководителям общин, которые ответственны за состояние дела Божия. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Итак, помните, братья, обязанности, которые возложил на нас Бог, а не человек. «Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:9-16).

Дорогие братья! Глубоко вникнем в смысл изреченных слов Ап. Павла, чтобы нам не увлечься заблуждением и не отпасть от нашего Спасителя и от надежды нашего спасения, чтобы не стать противниками воли Бога. Советую прочитать Прем. Соломона главу 6, заострив особое внимание на стихах 4, 5, 6 и 21. Почему так пишу? Да потому, что от нас, от того, как мы ведем дело Божие, зависит спасение Божие для людей.

Мы знаем, что когда женщина родит младенца, она имеет попечение о нем, много трудов возложено на нее, чтобы довести свое чадо до полного возраста. Так и духовная жена (Церковь) несет великую обязанность пред Богом. Она должна родить душу для Бога и довести ее до полного возраста Христова.

Дорогие вожди Церкви Христовой, а у нас как? Глубоко поразмыслите, на какой точке мы стоим с вами? На мертвой: на обрядовом служении, на преданиях человеческих, которые не угодны Богу. Пророк Давид в 118-м псалме говорит: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс. 118:113). Что нужно теперь нам? Дорогие братья! Нужно вернуться, начать сначала, иначе — крушение нашей веры. Не будем сверяться: было ли у наших предков так или не было. У нас сейчас плачевное состояние, об этом надо думать.

Итак, что должна делать Церковь, каковы ее обязанности?

Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15).
Дорогие братья! Семь пунктов обязанности Церкви Христовой совершенны для спасения, но чтобы это было узаконено, нужно начать с самих себя, нужно, чтобы каждый засвидетельствовал о себе пред церковью, что он совершил покаяние, что он имеет свидетельство, что Христос простил ему, и что он дает обещание Богу доброй совести до конца жизни (Пс. 115:3-10). После церковь совершает молитву, и таким образом обращенный становится членом церкви. Делается запись о том, что «такой-то» с «такого- то» числа стал членом церкви. Тогда мы будем знать, сколько у нас членов, а остальные — прихожане, но не члены. Члены церкви имеют полную ответственность перед церковью. При первом нарушении делается выговор, если не исправится, вторично делается предупреждение, а в третий раз, если продолжает грешить, отлучается до полного осознания и раскаяния (1Кор. 5:9-13, 2Фес. 3:14–15).

Нельзя молчать об этом! Церковь в ответственности пред Богом! Итак, обращаюсь ко всем руководящим братьям, в лице Тимофея В., как старшего пресвитера, на котором больше ответственности, глубоко, очень глубоко задумайтесь о том, в каком состоянии мы с вами находимся. Строгий предстоит нам суд, он не пройдет мимо нас, если мы не выйдем из этого тупика. Если мы имеем рождение свыше, Дух Святой не позволит нам оставаться равнодушными к такому нашему духовному состоянию, а если мы спокойны, значит мы не возрождены, значит мы мертвы. Обращаюсь к нашим благовестникам, которые пишут статьи: что вы думаете о таком состоянии нашего течения? По вашим статьям не видно, чтобы вы болели об этом, как-будто все ровно и гладко. Любовью Христа обращаюсь к вам; почему вы так равнодушны, почему спите? Пробудитесь! Есть хорошая народная пословица: «Один в поле не воин». Но если мы общими силами поднимем знамя Христа, тогда никакая сила не может устоять, мрак и черная мгла рассеется, откроется лучезарный свет нашего Спасителя. Тогда Сам Христос поведет нас на живые пажити и живые источники вод. Братья благовестники! От нас с вами зависит многое, и на нас с вами лежит большая обязанность. Если мы отнесемся ко всему так же равнодушно, все останется так же мертво, но за это взыщется с нас. Помните 6 гл. Прем. Сол. и не забывайте. То же относится и к руководящим братьям, мы все находимся как бы в одной рамке. Обращаюсь с сердечным призывом, обращаюсь ко всем любящим Христа, ведь Христос — наша сила и надежда славы нашей. Помощь Его не замедлит, как только мы обращаемся к Нему, Он с нами. И слово Его острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).
Григорий Васильевич Богданов,
ст. Александрийская, 25 ноября 1995 г.


От редакции. Из письма Петрова С. П. — Богданову Г. В.

Статья Ваша мне понравилась тем, что она проникнута болью за современное состояние молоканства, стремлением не молчать, что-то делать для его возрождения. Я полностью разделяю эти чувства. Согласен я и с Вашей оценкой современного состояния, и с Вашим предупреждением о нашей ответственности пред Богом, и с призывом пробудиться от сна.

Однако, есть в Вашей статье то, с чем я никак не могу согласиться. Это в основном касается того выхода из создавшегося положения, которое предлагаете Вы. Видимо, я не могу согласиться с Вами и в плане оценки причин падения молоканства, а также причин его плачевного состояния в настоящее время. В то же время я обязан напечатать ее. Будем готовить ее в 7-й номер. Пожалуйста, просмотрите повнимательней то, с чем я не согласен. Если я в чем ошибаюсь, укажите мне на мои ошибки. Если захотите поправить свою статью, поправьте. Если же у нас так и останутся разногласия, мы напечатаем Вашу статью с моим письмом и Вашим ответом, чтобы читатели были осведомлены о них. Таким образом мы дадим нашим читателям пищу для духовной работы.

Что я имею ввиду, когда говорю о своем несогласии с Вами?

Когда Вы говорите о Церкви Христовой, то, очевидно имеете ввиду Вселенскую Церковь, которая не является ни молоканским, ни баптистским, ни другим каким-либо течением, но собранием детей Божьих, созидающих из самих себя храм Божий. А в этом храме не может быть другого основания, кроме Христа (1Кор. 3:11), и нет другой главы, кроме Христа (Еф. 5:23). В Церкви не люди, а Сам Господь поставил одних Апостолами, других пророками, третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки (1Кор. 12:28). Наши же выборные пресвитеры общин и старшие пресвитеры Союзов общин избираются людьми, а не Богом. Поэтому я не согласен с Вами, что якобы они имеют особую ответственность перед Богом. Если Вы не согласны со мной, я могу привести Вам пример. Ученики Христа, правда тогда, когда еще не было на них Духа Святого, избрали из среды себя замену Иуде Искариоту (Деян. 1 гл.). С человеческой точки зрения они сделали все разумно, и даже на их пример, как на положительный, ссылаются. В самом деле. Они избрали не первого попавшегося, а того, кто находился с ними во все время, когда пребывал и общался с ними Господь Иисус. Они совершили молитву. Одно, и самое главное, сделали они неразумно: они сами избрали Апостола, а Богу посредством жребия предоставили выбирать одного из двух, не позаботившись спросить Его о третьем варианте — не избрать ни того ни другого, а того, кто угоден Его воле. И что же мы видим? Матфия (нельзя путать его с Апостолом Матфеем) они избрали, и он причислен к одиннадцати Апостолам. Возможно, что он был записан в какую-то книгу. Но, как поступил Христос? Он Сам, независимо от их выбора избрал Себе Апостолом Савла (Павла), человека, который никак по человеческим понятиям не подходил для этого. Он не был с Иисусом, когда Тот проповедовал и творил чудеса, и даже гнал последователей Христа, был по собственным словам извергом. Он недостоин был называться Апостолом (1Кор. 15:9), но именно ему Господь поручил быть Апостолом язычников, и благодать Божия, которая была на нем, совершила то, что Павел потрудился и приобрел даже больше, чем другие Апостолы. Современным христианам, особенно «пастырям», это не нравится. Будучи назначены людьми, они считают, что имеют особую ответственность, а следовательно (что для них наиболее важно) большие полномочия.

Итак, перед Богом, а не перед людьми ответственны не те, кого избрали люди, а кого избрал Господь, причем, кому мало дано, с того мало спросится, а кому много, с того и спросится много (Лук. 12:47–48). Кстати, Вы ссылаетесь на беседу Ап. Павла с пресвитерами Ефесской церкви (Деян. 20 гл.). Я убежден, что пресвитеры, о которых идет здесь речь, это не руководители общин, как принято считать сейчас, а старцы, которых Дух Святой, а не люди поставил блюстителями Церкви. На это указывает не только перевод с греческого слова «пресвитер», но и то что Ап. Павел говорит о пресвитерах Ефесской церкви, а не об одном пресвитере.

С самых истоков христианства люди взяли на себя то, что Бог не поручал им. Крещение, то есть погружение в Тело Христово, которое есть Церковь Его, Христос совершает Духом Святым (Мф. 3:11, 1Кор. 12:11). «Пастырям» это не нравится. Они сами, по своему произволу, избирают для себя различные формы присоединения (крещения) к Церкви Христовой, только, чтобы иметь власть самим совершать это, только, чтобы это было наглядно, видимо. А сколько различных обрядов изобрели еще люди! Причастие, покаяние пред церковью или «батюшкой», назначение руководящих лиц путем рукоположения — всего не перечислишь! Нет! наши старцы отвергли все это не по преданиям человеческим. Они хорошо знали Писание, и основываясь на нем, отвергали все показное как закваску фарисейскую.

Я вполне разделяю ваше отношение к преданиям человеческим. По-моему их можно уважать только как традиции, да и то только тогда, когда они разумны, что к сожалению далеко не всегда бывает. Но, когда преданиями человеческими заменяют заповеди Божьи, это не приближает, а отдаляет нас от Него. Однако боюсь, что вращаясь среди людей, преподносящих предания человеческие как заповеди Божьи, и Вы впадаете в ошибку.

Вы пишете: «Нужно, чтобы каждый засвидетельствовал о себе пред церковью, что он совершил покаяние, что он имеет свидетельство, что Христос простил ему, и что дает обещание Богу жить доброй совести до скончания жизни». Напишите, пожалуйста, на чем основаны эти заповеди? Разве это не заповеди человеческие, проникшие в молоканское течение из баптизма? В 1-м Послании Петра 3 гл. 21 ст. я читаю об обещании Богу доброй совести. А где я могу прочитать о том, что он должен обещать людям или перед людьми? Баптисты говорят: церковь должна быть свидетельницей. Но я не нахожу подтверждение тому в Писании. Церковь в муках рождает, а не свидетельствует! А дальше: «Его записывают в книгу». Но ведь мы не можем этой своей книгой заменить Книгу жизни, которая пишется на небесах (Откр. 3:5; Откр. 13:8; Откр. 17:8; Откр. 20:12–15; Откр. 21:27)? Я полагаю, что никакими человеческими книгами и записями мы не можем заменить Книги жизни. В своей книге мы можем вести только учет членов общины (но не членов Церкви). Ну, и что это нам даст? Многие превратно поняв слова Христа: «Что свяжете на земле, будет связано на небесах, и что разрешите на земле, будет разрешено на небесах» берут на себя смелость вершить суд на земле: кого записывать в Царство Небесное, а кого нет. Будто бы решение пресвитера или «батюшки» нуждается лишь в том, чтобы на небесах оно было зафиксировано. Следствием таких убеждений и является стремление создавать свой строгий учет. Но, надеюсь Вы то не разделяете такие убеждения!

Вы предлагаете делить посещающих собрание на членов церкви и прихожан. Допустим. Допустим также, что и те правила предупреждения и отлучения, которые Вы предлагаете, сыграют какую-то роль устрашения и видимого отделения людей ведущих добропорядочный образ жизни от посещающих собрания, но продолжающих вести греховный образ жизни. Но ведь корень то не здесь. Никакими внешними порядками нам не добиться того, что должно быть в церкви. По моему глубокому убеждению верующий христианин должны не столько названием отделяться от грешников, сколько своими делами. Поэтому, следуя тому, что сказал Христос, мы узнаем людей не по их благочестивым словам («свидетельствам») о себе, а по их плодам. Так и должны мы узнавать волков, приходящих в овечьей шкуре. Поэтому, то «засвидетельствование», о котором Вы говорите, не добавит духовности. Это видим мы на примере других течений, имеющих такой порядок.

Вы правильно пишете о том, что церковь должна родить и довести своих детей до совершенного возраста, до полного возраста Христова. И то, что Вы болеете за греховное состояние христиан, разве это не есть выход из создавшегося положения? Может быть Вы правы, мы слишком равнодушны. Но проявление этого равнодушия по моему убеждению не в том, что мы имеем плохие порядки, что мы не ведем учет членов церкви, или не отлучаем согрешивших от церкви, не в том, что мы языком не произнесли положенных слов в собрании, а в том, что мы не болеем за согрешающих. Короче говоря, ни какими нововведениями мы не заменим мук рождения и тяжелых трудов матери по воспитанию чад своих. Это труд, который не укладывается в рамки догматических правил, которые пытаетесь Вы установить. В едином организме болеет один член, страдают с ним и все члены. Так и в Теле Христовом духовная болезнь одного члена Тела приводит к мукам других. Грех каждого из нас — это наш грех. Мы должны носить бремена друг друга, и как согрешая, мы глубоко раскаиваемся, сожалеем, так подобная боль должна быть у нас тогда, когда согрешаем не мы, а брат наш, если только любовь наша к нему не на словах, а на деле.
Сергей Петрович Петров,
г. Тамбов

Ответ Богданова Г. В — Петрову С. П.

Письмо Ваше получил, сердечно благодарен Вашему ответу и сердечно благодарен за то, что Вы оценили мой труд на ниве Божией и оценили боль моего сердца, которою я болею многие годы жизни моей, поскольку не было возможности совершать этот труд, а ныне я благодарю Бога, за то, что Господь позволил мне все это.

А теперь ваше несогласие с некоторыми пунктами, на которые я буду отвечать, давать пояснения от любви Христовой.

  1. Вы пишете о Вселенской Церкви, в этом Вы вполне правы, но ведь все поместные церкви соединены Духом с Нею, и как можно разделить, это только Господь разделит, кто пять мудрых, а кто пять неразумных.

  2. А что Вы пишете, Ефесские пресвитеры избраны были Духом Святым, а нами человеками, а не Богом, значит Дух Христа не участвует с нами, а без Духа Христа мы жалкие и бедные, не можем мы совершать дело Божие? Христос сказал: «Без Меня ничего не можете делать» (Иоан. 15:5, о Духе: Рим. 8:14–16, Гал. 4:6-7, 2Тим. 2:20–21, Тит. 3:5-6). Бог не изменяется. Он вчера и сегодня и во веки Тот же. Без Духа Христова можем ли мы управлять Церковью Христовой? Никак нет! Вселенская Церковь будет собрана из искупленных детей Божьих, во что мы должны войти и сохранить до конца. В каком бы мы течении ни находились, мы под руководством Духа Христова. Все мы обязаны Богу, и несем ответственность пред Ним.

  3. Дорогой Сергей Петрович! Вас смущает то, что присоединение к церкви видимыми формами — это не по слову Божию. Осведомляю вас об этом. Человек вступает в завет с Господом при жертве (Пс. 49:5, Евр. 10:16). Завет — это договор человека с Богом, и обещание жить доброй совести. После этого он свидетельствует о себе пред церковью (Пс. 115:3-10, Пс. 21:26). Церковь является свидетельницей пред Богом. Вы пишите, что старцы наши отвергали это, и что они хорошо знали писание. Я не хочу быть судьей, знали они, или не знали, но знаю о том, что именно отсюда получилось жалкое состояние нашего течения. С Баптистами я во многом не согласен, но знаю о том что их течение сильно распространилось. С 1920 г. наше почти совсем умерло, они выдержали тяжелый натиск с 29 по 43 г., и ныне у них молодежь, у них благовестники, и церковь растет, потому что они ведут строгий учет. А теперь хочу сказать, что у нас. Я пишу одну статью, которую я вычитал из журнала ДХМ, Кудинова Н. Ф. . Один брат пишет с Дальнего Востока: «Дорогой Н. Ф., что нам делать? У нас есть такие братья, которые собрание не посещают, и пьют, и курят, пошли к одному, стали ему говорить, что на съезде утверждали, кто курит, к таким не ходить, а он нам говорит, я ни вашего союза не знаю, и вас не знаю, уходите отсюда, напиши, что нам с ним делать. Что писал им Кудинов не знаю. Вот это картина нашего братства, это и сейчас живет. Совершаются похороны отца, матери или детей, выходят на круг, или силой вынуждают выйти, называют братья и сестры, а сами порога дома молитвы знать не хотят, да и похуже есть. Боль сердца смотреть на все это. Привожу пример с земного. Любое государственное производство имеет назначение — прием на работу. При приеме объявляют порядок работы, порядок дисциплины, в случае нарушения принимают меры, и если не являешься членом этого общества, то какое имеешь отношение к нему? Еще одно, что важно. Православные крестят детей, а если другие так не делают, называют «некрести». Баптисты посредством крещения принимают в братство. Магометане посредством обрезания, и у всех остальных есть какая-то форма. Как было и у Израиля — Богом установленное. Посмотрим, а у нас как? У нас по плотскому рождению, то есть родился Молоканом, значит — Молокан. А теперь смотри, откуда падение нашего течения, не отсюда ли? Мы не имеем права, чтобы вписывать в книгу жизни на Небе, нам Бог не поручал это, а здесь на земле церковь имеет основоположение совершать дело Божие — отделять чистое от нечистого, то есть, какое общение у верного с неверным… (2Кор. 6:14–17). Итак, если человек не дал обещание Богу пред церковью, какое отношение имеет к нему церковь, и какие может предъявлять ему претензии?

Вот откуда получилась свобода и падение. Итак, Сергей Петрович, дорогой брат, все что написано в статье, изменению не подлежит.
Григорий Васильевич Богданов,
ст. Александрийская

Опубликовано 30.06.1996 г.