Молокане

Духовные христиане

Редакция. Не снова представляем себя вам

Поскольку журнал называется теперь по-другому, подведем итоги его работы с прежним названием и определим цели и методы работы в будущем.

Журнал был основан в 1994-м году. Его созданию предшествовал раскол Союза общин. Средств на выпуск профессионального многотиражного журнала не было, и тогда было предложено выпускать журнал малым тиражом, хотя бы по одному экземпляру на каждую общину. Надо было любой ценой не дать умереть издательскому делу. После телефонных переговоров и обмена письмами мы собрались в Москве, обсудили цели создания журнала, принципы и план работы. Мы были тогда единодушны в стремлении приложить все силы для сохранения издательского дела. Петров С. предложил назвать журнал «Слово веры», чтобы возродить название журнала, который выпускался в Воронеже в начале 60-х годов на печатной машинке. Это предложение было поддержано всеми.

То, о чем мы договорились, частично отражено в первом номере журнала «Слово веры». Советуем перечитать первый номер «Слова веры», чтобы понять, каким мы представляли себе будущий журнал. Уместно привести некоторые выдержки из статей Р. Немакина «Будем знакомы» и С. Петрова «Обращение к единоверцам».

Выдержки из статьи «Будем знакомы»:

…Думаем, что общинам, не имеющим сильных проповедников, братьям и сестрам, находящимся в начале тернистого пути служения, интересно будет прочесть в нашем журнале проповеди опытных проповедников нашего упования, объясняющих на основании Слова основополагающие принципы нашей молоканской Церкви.
…Мы обязательно на страницах журнала будем стараться ответить на вопрос — почему наши деды и прадеды были так сильны, что сами шли к Богу и вели за собой великое множество желающих поклоняться по Слову, т. е. «в духе и истине» (Иоанн.4:24), а мы с вами так ослабли.
…Вопросов у нас много. Господь поможет нам ответить на них через Свое Слово и Дух, если и мы потрудимся.
…Еще одной задачей нашего журнала является изучение и распространение духовного наследия нашего упования.
…Хотелось бы, чтобы наш журнал помог в деле знакомства общин и их членов друг с другом, способствовал обмену опытом.
…Думаем, что нам не следует устанавливать универсальные образцы общин и внедрять их повсеместно. Задача объединения молоканства, создания Союза не в этом, а в том, как нам кажется, чтобы мы лучше узнали друг друга, вышли из изоляции и обособленности, соединились в любви к Богу и друг другу, помогали, заботились и поддерживали общины, братьев и сестер.
…Мы будем стараться довести любую точку зрения, основанную на Слове, даже если она не совпадает с другими.
…Мы задумали наш журнал как чисто духовный, мы не будем печатать в нем материалы, касающиеся плотских дел нашего братства. На страницах его вы не прочтете о временно имеющих место в нашем братстве недоразумениях, противоречиях, разногласиях между отдельными общинами и братьями. Поэтому просим вас, не присылайте нам материалы, которые касались бы кого-либо из наших братьев и сестер лично или оценки их деятельности. Наш журнал — не для обличения или возвеличивания чьего-либо имени, но только и только для прославления Бога и проповеди Его слова.
…Наш журнал будет издаваться не вместо «Духовного христианина», мы надеемся и будем рады выходу его новых номеров и будем прилагать усилия к его возрождению и изданию.
…Уважаемые старцы и старицы! …
…Мы очень надеемся на ваши молитвы и вашу действенную помощь нам. Просим вас — не оставляйте нас в наших трудах.
…Проповедуйте на страницах нашего журнала.
…Предостерегайте молодежь от ошибок.
…Будьте снисходительны к нашим ошибкам, исправляйте их.
…Присылайте магнитофонные ленты с вашими проповедями и толкованиями Слова или продиктуйте кому-нибудь письма, а мы откорректируем их для печати и опубликуем только после того, как вы прочтете и одобрите, только с вашего согласия.
…Многие из вас жили и встречались с известными молоканскими деятелями, «столпами» нашего упования — всем будет интересно прочесть ваши воспоминания о них.
…Дорогие братья и сестры!
…У нашего журнала нет главного редактора, редактор — это мы с вами.
…Если вы считаете направления, которые мы предлагаем для журнала, неверными или вы хотите что-то добавить, пожалуйста, все будет сделано для общего блага.
…Какими будем мы, как отнесемся к журналу, таков он и будет.
…Мы особенно надеемся на участие в дальнейшем издании братьев и сестер «ближнего» зарубежья. Приглашаем к сотрудничеству всех живущих и исповедующих молоканское упование в «дальнем» зарубежье.
…Трудно начинать новое дело, не имея специальных знаний и достаточного опыта в деле издания журнала. У нас обязательно будут ошибки и промахи, возможны недоразумения. Заранее просим прощения. Мы будем стараться, надеяться на Бога и вашу помощь. Верим, что у молокан будет свой журнал, которым они будут гордиться. Мы искренне верим, что Бог был, есть и будет с нами во всех наших делах и заботах к Его прославлению. Он пошлет нам водителя — Духа Своего Святого, Который укрепит нас, исправит пути наши пред Собою, даст нам силы. Сам решит наши проблемы, устранит трудности и научит. Мы верим, что исполнятся слова Господа нашего Иисуса Христа, обещавшего нам через Апостола Иоанна (гл.14:26): «Утешитель же. Дух Святым, Которого пошлет Отец во имя Мое. научит вас всему и напомнит вам все. что Я говорил вам». Об этом только Его просим и молим, на Него уповаем, слава Ему во веки!

Выдержки из статьи «Обращение к единоверцам»:

…Первая и главная цель — проповедь Евангелия ради спасения и укрепления в вере всех людей.
…Вторая — объединение общин путем письменного общения через журнал.
…Третья — вовлечение в труд евангелизации тех христиан, которые по различным причинам не могут работать в этом направлении.
…Другие цели надо отбросить, они могут только повредить достижению главных целей. Ни получение прибыли, даже для восполнения нужд Союза общин, ни объединение общин за счет подавления их самобытности, ни попытка пропаганды только одного понятия, выработанного одним лицом или группой лиц, — ничто это не будет способствовать достижению первых трех целей. Если при создании журнала мы не познаем воли Божьей и не будем стремиться сообразовывать с ней свои действия, нас постигнет либо неудача, либо, что хуже, удача, но удача, нужная не Богу, а дьяволу.
…Идеологически редакция должна быть подчинена только Богу; ни один человек, какую бы работу он ни выполнял в Церкви, в редакции, не может диктовать свои условия (Деян. 4.19), быть цензором, не допускать к печати статьи, за исключением случаев, о которых скажу ниже.
…Журнал должен обеспечивать свободу слова. Цензура недопустима. Разумеется, если материал содержит оскорбление кого-либо, распространения сведении личного, интимного характера о ком-либо или о чем-либо, и тому подобное, редакция может отказаться от печатания такого материала, но обязательно устно или письменно вопрос должен быть согласован с теми, кто подал материал. Нельзя задерживать материал без объяснения подавшему причин его задержки.
…Ни одно исправление не делается без ведома автора. Ни одна запятая не может быть поставлена в статью или убрана из нее, если об этом не оповещен автор и не получено его согласие. Так же недопустимо без ведома автора печатать часть статьи, печатать статью в сокращенном виде. Все это можно делать только с согласия автора или в случае, когда делается ссылка на статью, которую читатель может где-то прочитать целиком. Более того, если в некоторой статье печатается выдержка из личного письма или письма в редакцию, нельзя делать этого без ведома автора письма.
…Надо избегать подбора материала соответственно убеждению редакции. Если редакция не согласна с автором, она должна напечатать материал, либо сделав примечание редакции, либо напечатать другую статью с опровержением ошибочных, по мнению редакции, взглядов автора.
…Я предвижу, что с принципами этими не все будут согласны, особенно те, кто являются противниками христианской свободы, и кто эту свободу привык подавлять своей властью. Но я надеюсь, духовные принципы управления в Церкви Христовой не вполне забыты и утрачены, и я хочу употребить все усилия, чтобы этим принципам придерживаться и в деле издания журнала.
Выполнили ли мы свою задачу? Соответствовал ли журнал тому, каким мы его планировали? Все ли мы делали так, как следовало? На эти вопросы можете ответить вы, читатели. Мы глубоко благодарны тем, кто пишет нам, кто помогает в работе, кто поддерживает нас похвалой и указывает на наши недостатки. Мы просили вас, о поддержке, и она была, просили благословения у Господа, и Господь благословил.

К сожалению, в работе были ошибки, иногда весьма существенные. Нет слов, чтобы выразить ту благодарность, которую мы испытываем к тем, кто в духе кротости, а не суда указывал нам на наши промахи. Благодарны и тому, кто судит нас, ибо и это предостерегает нас от ошибок. Одной из ошибок было то, что глава «Переселенцы» из книги В. А. Попова была напечатана полностью. Автор сам советовал мне (С. Петрову) убрать из главы то, что может показаться оскорбительным для молокан. Однако я пренебрег его советом. Те, кто общаются с баптистами, нередко слышат от них, что молокане, вышедши из православия, сделали большой шаг, а баптисты, совершив видимое покаяние и водное крещение, пошли дальше. Поэтому я надеялся, что подобным утверждениям читатели противопоставят основанные на Слове Божьем учения о крещениях, покаянии возрождении, и этим укрепят веру слабых. Для этого перед главой я поместил свое вступление. Однако я упустил из виду то, что не все воспримут помещенный материал так, как я ожидал. Отрицательные отзывы читателей на публикацию главы свидетельствуют о моей ошибке, прошу простить меня.

Были ошибки при редактировании. В статье Тикунова В. В. «Юродство проповеди» были неверно донесены до читателей некоторые оттенки мысли автора. Наверное, ошибкой моей было и то, что я пропустил в печать высказывание Богданова Г.В. о старцах, которое некоторыми читателями было воспринято как оскорбительное.

Были организационные ошибки. Я просил Петрова П. А. сделать изменения в одной из глав «Вероучения Духовных Христиан», а когда он сделал, потерял изменения. Потерял я и одну из статей Богданова Г. В.. А ведь я знаю, как трудно ему писать. Да, работу нашу нельзя считать идеальной. Но когда нам указывали на ошибки, или мы сами видели их, то раскаивались и старались не оступаться снова, поэтому надеемся на снисхождение Божье и ваше.

Вместе с тем мы получаем положительные отзывы. Журнал стал живым, темы, которые мы обсуждаем, небезразличны читателям, заставляют их задумываться, некоторые дают отзывы на опубликованный материал. Радует и то, что нам стали помогать больше, чем тогда, когда мы начинали свою деятельность.

Почему-то наибольшее оживление было вокруг темы молитвы за умерших. Как сторонники молитвы за умерших, так и противники призывали к тому, чтобы печатать лишь то, что основано на Слове. Причем каждый подразумевал, что именно его убеждение основано на Слове, а мнение оппонентов на преданиях человеческих. Может быть, не стоило ничего печатать на эту тему ни с той, ни с другой стороны? Или поддержать только одну сторону, а о другой лишь упомянуть, как об ошибочной? Не знаю, как вы, но я почерпнул из статей братьев многое. Ведь аргументы в пользу какого-то понимания Писания совсем не обязательно слепо принимать. Мы делимся познанием Слова, а не издаем директивы. Когда мы вполне понимаем это, чтение различных точек зрения не смущают нас и не запутывают, но заставляют задумываться, обогащают.

Но в настоящее время полемика начинает превращается в пустое словопрение. Наблюдается повторение уже приводимых раньше аргументов. Нередко вместо того, чтобы дать отчет в своем уповании с кротостью и благоговением (1Петр. 3:15) — стремление доказать свою правоту и обвинение противной стороны. Иногда проскальзывают бездоказательные утверждения. Как мне кажется, эту тему надо закрыть. Пишите тогда, когда есть написать что-то новое. Чтобы не повторяться, перед тем, как написать статью, прочитайте то, что было напечатано раньше.

Приводим список публикаций на тему молитвы за умерших:

Наш журнал независимый. Под этим мы подразумеваем административную независимость, потому что духовная независимость невозможна и не нужна. Мы стремимся следовать всем советам, и признаем всякую критику. Вместе с тем мы не выполняем безусловно требований ни одного человека, тем более, если оно противоречит Слову Божьему, здравому смыслу или моральным принципам.

Если мы публикуем материал, это вовсе не означает, что редакция полностью согласна с автором. Но нельзя упускать из виду, что редактор разделяет с автором ответственность за публикуемый материал. Поэтому просим вас, старайтесь присылать материал свободный от гордости, сварливости и любви к словопрениям.

Братья и сестры! Апостол Петр пишет: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:15). Когда во исполнение этих слов мы пишем в журнал, необходимо отличать стремление поделиться познанием Слова, от любви к словопрениям, от желания похвалиться или возвыситься знанием. Тогда статьи наши, проникнутые благоговейным трепетом пред бездной богатства премудрости и ведения Божия, проникнутые осознанием ничтожности наших знаний в сравнении с Премудростью, не будут соблазном для неутвержденных, даже если мы в чем-то ошибаемся.

В 1997 году в Слободке Тульской области начал издаваться журнал «Млечный путь». Мы хотим сотрудничать с редакцией «Млечного пути», начали обмениваться материалом. Наш журнал будет ориентироваться больше на духовные статьи, а «Млечный путь» на печать исторического, литературного материала, вопросов молоканского быта, и т. п. Просим вас поддерживать как наше издание, так и издание «Млечного пути». Оба журнала нужны нашему братству.
Редакция.

Опубликовано 30.12.1997 г.