Молокане

Духовные христиане

Тикунов В. В.

О духовном возрождении

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Ин. 5:25.

В 16 номере (2002 г.) журнала «Добрый Домостроитель Благодати» Богданов Григорий Васильевич, в статье «Вероучение Духовных Христиан на твердом основании» подметил: «Прошло уже много лет, как мы имеем духовный Союз, собираем съезды, но изменений никаких нет, все остается в мертвости духа, и наши руководители равнодушно смотрят на все это. Как можно молчать?»

Давно уже «глас вопиющих в пустыне» разносится по нашему молоканскому Сиону, пережившему в течение столетий неимоверные гонения, репрессии и даже геноцид со стороны коммунистического режима прошлого века; молоканству, достигшему «последних времен» и…остановившемуся в своем развитии, так и хочется порой воскликнуть словами апостола к «несмысленным современным галатам»: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас» (Гал. 5:7).

Мне вспоминается случай из середины 80-х годов, когда мы с супругой посетили в Тбилиси находившегося в больнице одного выходца из молоканской среды, ушедшего в баптизм. Он, увидев нас, воскликнул: «Кого я вижу! Апостола умирающего молоканства». В ответ я сказал, что «если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но слова об умирающем молоканстве глубоко осели в моей душе.

В прошлом году, разговаривая с известным в среде духоборцев и молокан ученым этнографом, на мой вопрос, — почему она прекратила свои исследования и не появляется в среде молокан, она ответила, что, несмотря на все попытки возродить молоканство, она видит, что молоканство исчерпало себя и идет к своему концу, как в области религиозного развития, так и в области духовной культуры и растворяется в среде окружающих людей. Когда прекращается развитие, — наступает упадок и вырождение.

Мы должны быть благодарны Господу, что у нас есть журнал (я имею в виду «Добрый Домостроитель Благодати»), поднимающий голос за духовное возрождение молоканства. Статьи о духовном возрождении, публикуемые в журнале, находят отклик в душах людей, болеющих за судьбы молоканства. Но, увы, стоит кому-то поднять голос и указать на наши ошибки, как такой человек сразу же попадает в опалу, и на него выливаются потоки клеветы. Так получилось с Пушкаревой Антониной Михайловной, столь много потрудившейся в деле возрождения и становления Союза Общин молокан в России, организовавшей в США Комитет по Связям, занимавшейся поставками гуманитарной помощи молоканам России и материальному обеспечению Союза ДХМ.

Но стоило A. M. Пушкаревой не поддержать раскол в Союзе ДХМ и через журналы «Млечный Путь» и «Добрый Домостроитель Благодати»1 излить свою боль о духовном состоянии молоканства, как была она оклеветана и отстранена от участия в разделенном Союзе ДХМ. Так получилось с Петровым Петром Александровичем, поднявшим голос против политики Кочубеевского Союза ДХМ в отношении догматизации и единообразия молоканских общин и указавшего главе Союза на недопустимость искажения исторических фактов из молоканской истории для оправдания собственных путей. В ответ — оскорбление и полное игнорирование. И таких примеров уже множество.

Как близко к нам обличение Господнее, сказанное устами пророка Иеремии: «До сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих. И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят» (Иер. 7:25-27).

Богданов Г. В. пишет, что «мы имеем духовный Союз». Я не знаю, что подразумевает под этими словами Григорий Васильевич, но если Союз Общин ДХМ с центром в с. Кочубеевское, то я хотел бы тогда спросить у него, — может ли быть «духовным» Союз, построенный на греховном основании раскола и разделения? «ибо это не в углу происходило» (Деян. 26:26).

Хотелось бы вместе с вами, братья, поразмыслить об основаниях возрождения. Итак, на первом месте стоит покаяние. Давайте с него и начнем и вспомним одно событие, описанное во второй главе Деяния Апостолов. «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим… Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли… Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:14-38).

Мы видим, что покаянию предшествовала проповедь и обличение апостола, и реакцией на эту проповедь было «умиление сердцем» и стремление исправить пути свои, выразившееся в словах «что нам делать, мужи братия?» Давайте и мы приложим этот опыт к делу духовного возрождения в нашем братстве и посмотрим, как он применяется в нашем служении. Однажды я был свидетелем, когда один брат, начиная проповедь, сказал: «дорогие братья и сестры, я хочу вам почитать…», тут его обрывает другой брат и говорит: «ты себе читай, а не нам». Знаю случаи, когда возникали обиды и ссоры из-за того, что кто-то воспринял беседу как направленную именно против него, — это «он под меня читал».

Какой же должна быть правильная реакция в таких случаях?

Во-первых, мы должны помнить, что Церковь, как Тело Христово — единый организм и что дары, служения и действия Святого Духа в Церкви различны, но все сие производит Господь «для пользы». Что «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки… дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге». Этой теме посвящена 12 глава Первого послания к Коринфянам.

В 14 главе апостол советует: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо…кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. … Желаю, …чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками». Мы должны принять, что проповедь должна служить нам в назидание, увещание, утешение.

Порой для нашего спасения необходимо обличение, и Бог поставил в обязанность служителям применять и такой метод, как последнее средство, а может и самое первое, в деле спасения человеческой души. Необходимо только помнить тем, кому Господь дал такое право, что «цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5).

И, приходя на служение, мы должны быть готовы принять то, что услышим, независимо от того, кто беседует или читает Писание. Здесь не должно быть места для обид. Старец Шутов Петр Иванович часто говорил, что «писание должно быть за меня, но если Слово Божие принимается как обличение — тогда Писание против меня, и горе мне. Тогда мне необходимо каяться, а не обижаться».

Возьмем в пример великого мужа веры — царя Давида, о котором Господь сказал, что «я нашел мужа по сердцу Моему» (Деян. 13:22). В его жизни был момент, когда он отступился и глубоко упал. Господь посылает к нему пророка Нафана, который обличает его страшными словами: «итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот; Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» (2Цар. 12:10-12).

Какова же реакция Давида на такое обличение? Может быть, он в гневе прогнал Нафана? Или же затаил злобу и обиду на него? Нет, Давид признает свой грех и глубоко сокрушается. «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом». Теперь Давид стоит уже пред Господом, пред Его святым и справедливым судом ожидая милости. Способны ли мы как Давид принимать обличения, или нет? Если мы не способны принять справедливое обличение и вместо покаяния и сокрушения проявляем упорство, обиду, а порой и просто злобу, то можно уже предположить, как мы отреагируем на несправедливое поношение или на простой укор. В связи с этим, мне вспоминается рассказ об одном человеке, который на замечание о том, что он плохой человек, заявил, что у них в деревне есть люди еще хуже.

С покаяния должна начинаться духовная жизнь верующего и тем более это должно быть применимо и к тем, кто стал у руководства «духовного» Союза. Сколько обличений за эти годы прозвучало в адрес старшего служителя Союза2, но ни к одному он не прислушался, наоборот, в ответ упорство, ожесточение и взаимные обвинения, ложь и клевета. «Упорное сердце напоследок потерпит зло» — говорит Писание (Сир. 3:26).

«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис. 30:1), поэтому, в преддверии готовящегося большого праздника, было бы праведно раскаяться за содеянные грехи разделения братства и клевету в адрес тех, кто не шел в ногу с ним, смирить свое сердце пред Богом и примириться с теми, кого несправедливо обидели или оскорбили. Такой поступок послужил бы добрым примером для всего братства и открыл бы ворота для всеобщего покаяния. А не так, как в 1998 году на съезде в Кочубеевке, когда я показал Т. В. Щетинкину письмо с одной клеветой, разносимой им по братству, и попросил объяснения, то ответ он только цинично рассмеялся мне в лицо.

Духовная жизнь это не только знание Писания, умение петь псалмы и молиться по обряду; духовная жизнь это способность жить по Слову Божию, которую Бог дает сокрушенным и кротким сердцам. И если, производя разделение в братстве и добиваясь власти, Щетинкин Т. В. оправдывался тем, что Александров И. Г. человек не духовный и не возрожденный, то насколько большую духовность следует показать теперь ему самому и быть не главным администратором в Союзе, издающим постановления и решения, а лучшим и добрым примером для всех.

Но если этого не последует? Тогда мы должны поступить так, как этого требует Писание: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17-18). Ни для кого не секрет, что многие общины с опытными и духовными пресвитерами именно по этой причине не вошли в Союз общин ДХМ, что Союз, призванный объединить молоканское братство, в итоге произвел разделение на тех, кто вошел в него и тех, кто оказался вне, и «все остается в мертвости духа», как пишет брат Богданов Г. В..

Вот такие мысли родила во мне статья Богданова Г. В. об основаниях нашего вероисповедания и боль за духовный союз.

Аминь.
Виктор Васильевич Тикунов,
Слободка Тульской обл., 2003 г.


  1. Статьи A. M. Пушкаревой: «Млечный Путь» № 3-1998; «Добрый Домостроитель Благодати» № 11-1998, № 14-2000. 

  2. «Открытое письмо пресвитерам общин Духовных Христиан молокан» С. П. Петрова, июль 1998 г., «Размышления после 3-го съезда» В. В. Тикунов, 1994 г., и др. 

Опубликовано 30.12.2005 г.

Другие публикации автора

Доступ ограничен!

Рассматриваются только подробные письма по исследуемой Вами родословной или интересующей Вас проблеме!