Молокане

Духовные христиане

Балаканов К.

Община ДХМ г. Винница

Дорогие братья и сестры!

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Самого Себя за грехи наши, чтобы набавить пас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь.

Мы, молокане г. Винницы, со страниц нашего журнала шлем привет всем нашим духовным единоверцам. Благодарим редакцию за своевременную доставку журнала, который мы читаем всегда с огромным интересом. Надеемся, что наше послание найдет место на страницах журнала, который сможет донести информацию о молоканской общине г. Винница. Община наша малочисленна, около десяти человек, средний возраст до 35 лет. Это дети, потомки молокан прыгунов и постоянных. Предки наши, кто с Кавказа, кто с Поволжья, разными путями оказались в Виннице. Родители наши были отлучены от учения духовных христиан, некоторые были даже коммунистами, Теперь мы, их дети, восполняем утраченное, стараемся познать истоки молоканского учения. И поэтому наш журнал, будь-то «Слово веры», или «Добрый домостроитель», является тем связующим звеном, которое соединяет нас с нашими духовными братьями и сестрами, живущими далеко от нас. Журнал помогает нам глубже понять историю зарождения молоканского движения, тем более что других источников, позволяющих получить эти знания, практически нет. В нашей общине нет старцев — настоятелей, и без журнала невозможно было бы получить толкование Слова Божьего.

Первоначально наша община была несколько большей. Привлекательность заключалась в том, что, во-первых, молоканская обрядность — обрядность протестантская, которая последнее время набирает силу и привлекает в свои ряды православных и атеистов, а во-вторых, молоканство — учение по природе отечественное, возникшее на русской земле, а не завезенное откуда-то. Молоканство есть учение, где человек находится на более высоком уровне в деле общения с Богом. Здесь нет ни попов, ни церковной атрибутики, доставшейся православию еще от язычества.

Однако впоследствии, по разным причинам, от нашей общины отошло несколько человек. Были они не потомственные молокане, а люди, привлеченные лично мной для увеличения численности, что позволило официально зарегистрировать нашу общину. Всего в общине потомственных молокан четыре человека, столько же членов их семей. Остальные члены общины о своем выходе открыто не заявили, но и участия в работе общины не принимают. Очень трудно сказать что-то конкретное по поводу нашего будущего, известно одно: необходимо приложить много усилий, чтобы сохранить традиции молоканства среди молодежи, учиться у старцев. Как мировоззрение, молоканство формируется поколениями. Если дед был молокан, отец — тоже, то сын отца будет уже сознательным представителем этого духовного учения.

Впрочем, в условиях такого многотысячного города, как Винница, становится собрать членов общины на собрание с каждым разом все трудней. Изначально молоканство было как объединяющее начало среди жителей небольших поселений, объединенных общей целью выживания среди официального государственного православия, а в условиях Закавказья среди мусульманства. В современных условиях в понятие выживания входит сама проблема собрания. Хотелось бы узнать об опыте собраний больших городов России, где есть молоканские общины, например, Тамбова или Ставрополя.

Несмотря ни на что, хоть и редко, но мы собираемся в квартире, месте регистрации общины (ул. Шевченко, 7, кв. 12), иногда собираемся на природе у озера. Пьем чай из самовара, читаем и обсуждаем журнальные статьи. С чем-то соглашаемся, с чем-то нет. Явление нормальное. Любой раскол в среде молоканства будет многими из нас воспринят болезненно.

Однажды мы, а это были пять мужчин и три женщины, отстояли всенощную службу по случаю праздника Великого дня в баптистском храме. Мужчины были в традиционных молоканских косоворотках, женщины в белых платках. Точно так были одеты молокане г. Красносельска в Армении, которых мне довелось видеть в середине 1988 года вместе с В. Липчанским, нынешним ответственным по связям нашей общины.

Появиться в баптистском храме мы долго не решались, но явились и заявили о себе. Заявили о нас и в местной украинской прессе, правда, не верно информированные репортеры написали только то, что молокане пропагандируют культ молока. Но мы не в обиде за такое одиозное истолкование. Официальной прессе, и не только ей, следовало бы разобраться с украинским православием, которое не имеет единства и представляет собой три самостоятельные церкви, враждующих между собой.

Учась на чужом опыте, мы, молокане, должны быть противниками всякого рода расколов. Компромисс всегда можно найти. Ибо сказано в Писании: одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, чрез всех, и во всех нас. Кажцому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
С глубочайшим уважением,
пресвитер Винницкой общины Константин Балаканов.

Опубликовано 30.06.1998 г.