Молокане

Духовные христиане

Аринин А. П.

Об умерших мы обязаны молиться

Дорогие братья и сестры во Христе, Господе нашем. Истинно Духовные Христиане молокане (постоянные). Мир вам и обильные благословения! Мой вам братский привет с пожеланиями всяких благ в вашей жизни, особенно духовной.

Получив журнал «Слово веры» № 7, и прочитав в нем статью Богданова Григория Васильевича «О молитве за умерших», обращаюсь ко всем церквам нашим и прошу убедительно: подумайте, глубоко вникнув в Писание, чтобы утвердиться не на заблуждении, а на истине.

Пишу по Слову Священного Писания, на которое ссылается догмат Анфимова (Н. М. Анфимова «Изложение догматов и молитвенник ИСТИННЫХ ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН МОЛОКАН (секты, именуемой «старопостоянными молоканами»), Тифлис, 1912 г.). Но прежде чем писать, мы должны знать, что догмат (догма) происходит от греческого слова и означает учение, принимаемое за веру, за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах, не подлежащее критике. Таков догмат имеем мы, Духовные Христиане молокане, постоянные.

«Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово. Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих» (Сирах. 5:12-14) «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петра 3:15). Погребение умершего.

«Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастью, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его» (Сирах. 38:16).

Погребение умершего считаем последним для него благодеянием (Тов. 1:16-17) и благотворительностью (Тов. 12:13), дабы и умершего не лишить милости (Сирах. 7:35). Посему, лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира. Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья (Екклес. 7:1-4), как и говорит о сем Господь, что «мертвых, где найдешь, запечатлев, (под печатью мы разумеем призвание Духа Святого; сравни Ефес. 1:12, Ефес. 4:30, 2Тимоф. 2:19, Откр. 7:3) предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении» (3Ездры 2:23, Товит. 12:13). Подобно тому, как Стефана погребали мужи благоговейные (Деян. 8:2), у нас погребение совершается мужами благоговейными и с благоговением, то есть с пением псалмов и молитвами (Второз. 34:8, Деян. 8:2), я не ослиным погребением (Иерем. 22:18-19). Так как Бог не есть Бог мертвых, но живых (Матф. 22:32, Исх. 3:15), ибо у Него все живы (Лук. 20:38), то совершая моление за всех человеков (1Тимоф. 2:1), мы молимся также и за умерших (2Макк. 12:44-45, 3Ездры 7:36-41), дабы не лишить их милости (Сирах. 7:36, Товит 1.2), и запечатлеть Духом Святым (3Ездры 2:23, Ефес. 1:13, 4:30, 2 Тимоф. 2:19). Посему мы молимся, чтобы Господь не помянул нам грехов наших предков (Пс. 78:8), услышал молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Ним (Варух. 3:4, 3Ездры 7:36-41).

Итак, эта истина написана в нашем догмате Духовных Христиан молокан — постоянных нашими предками.

Братья и сестры! Будьте тверды в вере в Иисуса Христа, нашего Спасителя. Ничто и никто да не совратит вас с правого и праведного пути. Будем, как сказано в Писании, совершать погребение умерших только с молитвой и с жертвоприношением от трудов усопших.

Тот же Богданов Григорий Васильевич пишет: «Мы смотрим на наших отцов, дедов и прадедов, основываясь на том, что они совершали так. Мы знаем то, что они были малограмотные. Библия была на славянском языке, они могли об этом не разуметь».

Прежде, чем осуждать старцев: прадедов, дедов и отцов, нужно знать историю молоканства. Знаем ли мы о тех, кто был организатор, кто писал прошение о даровании свободы отделения от православия и добился просимого? Знаем ли мы о столетнем съезде, который проводился в селе Воронцовка, о чем там говорилось?

Вот, например, что говорит о молоканах Ф. В. Ливанов: «Богдан Иванов был ученый наставник молоканский и, видимо, обладал теологией… Огромная библия в его руках перелистывалась как азбука: так знаком был ему каждый лист священной книги» (Ф. В. Ливанов «Молоканский поп», очерк из книги «Раскольники и острожники»). Так ли малограмотны были наши прадеды, деды и отцы, как представляет Богданов? Так ли не разумели они Библию, которая была на славянском языке? На съезде в Воронцовке старец из того же села Степан Карпович Жабин произнес речь. Он прочитал 2 Послание Петра 1 гл. 11 ст., где говорится: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Этим он имел главную цель предостеречь всех нас, в особенности проповедников, чтобы в проповедях ли, в составлении ли избранных молитв и духовных песен мы не уклонялись от правила: строго держаться слова Божия, отнюдь, не вносить чего-либо своего, человеческого, чуждого духу Библии. Ибо все, что не имеет основанием Слово Божие, что построено на человеческом предании, противно Духу Божию и кроме зла ничего принести не может. Как не вспомнить слова, написанные в 5-й Книге Моисея в 32 главе, стих 7: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе». Поэтому нам, настоящему поколению, надо внимательно читать и изучать Библию, следовать ее указаниям, любить все написанное в ней, исполнять заповеди Божий и повиноваться старшим.
Алексей Петрович Аринин,
г. Нальчик.

Опубликовано 30.12.1997 г.

Другие публикации автора