Молокане

Духовные христиане

Пушкарева А. М.

Молокане! Возрождение, где оно?

Molokanism, Rebirth, - What Happened?

Август 1991 г. Статья под заглавием «Молоканство официально возрождается в СССР» вышла в свет в первой молоканской газете города Сан-Франциско. Молокане, живущие в Америке, с великой радостью узнали, что молокане объединяются, что на съезд, который состоялся в Москве в июне 1991 г., приехали молокане из всех республик СССР и из Америки, что создается союз молокан, что молоканами в Советской России издан первый журнал «Духовный Христианин». Прогремела эта новость по всем молоканским общинам в Америке, и началась работа: гуманитарная помощь, заботы, планирование… Описать не возможно. Радость, ликование, надежды, мечты, планы, которые охватили, как нас в Америке, так и вас в России. В июле 1992 г. состоялся второй съезд на Украине, где присутствовало около 700 человек.

Прошло время. Состоялось несколько съездов, длительные обсуждения, разговоры. Обвинения и оправдания, планы и перепланирование продолжаются до сих пор. Много мы мечтали, понастроили множество планов. Так почему же нет у нас, молокан, ни объединения, ни духовного возрождения, ни истинного духовного подвига? Такие вопросы постоянно возникают у тех, чьи сердца переполнены болью за Христианство, за Молоканство, за наших молодых и зрелых братьев и сестер. Хочется, как-то объяснить, оправдать это положение, этот застой, найти его причину, узнать, кто виновен. Но если взяться обвинять кого-либо, то каждому из нас надо начинать с себя, обратив прежде всего внимание на то, какова наша вина. В глубине сердца чувствуется, что где-то есть ответы на эти вопросы, и есть выход из создавшейся ситуации. И сердце переполняет жгучее желание разрешить и понять первопричину настоящего положения, определить, где его исток.

Чтобы разобраться и найти причину преткновения, полезно задавать вопросы на основе Слова Божия и искать ответы на них, опять же, в Слове Божием. Лишь тогда мы с полным основанием можем ответить на вопрос: есть ли спасение молоканству, и каково его будущее? Надо вернуться к анализу своих действий и определить, кем и чем был мотивирован первый порыв к возрождению, и на какой основе оно, это возрождение созидалось? К чему стремились и на кого надеялись? Почему нет сплоченности между нами? Почему Господь не благословил наши дела и планы? Как оценить прошедшую историю? Что делать и как быть в настоящее время и в будущем? Как узнать, наступит ли когда-нибудь возрождение?

Слово «возрождение» в словаре определяется как возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Однако Библия имеет своё объяснение тому процессу, который мы называем «возрождение». Словарём, определяющим библейские термины, для нас является сама Библия, да и вообще, ответы на духовные вопросы нам надо искать в Слове Божием, а не в догматах или человеческих преданиях. Итак, что говорит Библия относительно духовного подъёма и возрождения верующих?

Надо отметить следующее.

Во 2-й книге Паралипоменон, 29 гл. описывается великое возрождение народа Израильского во время царствования Езекии. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возникает возрождение и как определить наступление возрождения. Когда Езекия воцарился, ему было двадцать пять лет. Он увидел, что народ Израильский находится в бедственном духовном состоянии. Что же он тогда начал делать? Он начал с того, что делал «угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его» (2 ст.). Езекия, почувствовав свою ответственность перед Богом за себя и за свой народ, сделал то, что было угодно Господу: прежде всего он занялся персональным возрождением и посвящением себя Богу. Он знал, что каждый человек несет ответственность за свои действия и должен делать то, что угодно в очах Господних. Но так как он был царь, то ответственность привести народ к Богу он взял на себя. Возрождение наступило для Езекии, потому что он был верен и послушен Божиим Словам. Вот, что является персональной предпосылкой возрождения.

Первым шагом к возрождению общества верующих является персональное примирение с Богом каждого. Вторым шагом является примирение церкви с Богом. Так персональное возрождение ведет к коллективному возрождению. Езекия долго не ждал. «В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня и возобновил их» (3ст.). Возрождение не происходит внедрением радио, бизнеса, телевизора, литературы, или подобных новшеств, оно приходит посредством Духа Святого, действующего в Доме Божием. Царь, будучи сам возрожден Духом Божиим, призвал весь народ к возрождению. Но он прекрасно знал, что возрождение невозможно в союзе с беззаконием: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). Езекия очистил всю нечистоту, освятив как священников, так и весь Дом Божий. Израиль, как и мы, отошел далеко от Господа и нуждался в возрождении. И тогда Езекия объявил народу, что отцы их «поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа Бога:, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и оборотились спиною» (ст. 6). И тогда Езекия заявил им, что ему пришло «на сердце — заключить завет с Господом Богом Израилевым, [чтобы Бог отвратил от них]: пламень гнева Своего» (ст. 10). Когда Дух Божий управляет действием, тогда всё, что предопределено Им, совершается. Причем, последовательность та же, что и в возрождении каждого. Сначала «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих». И тогда Господь являет милость: «Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Паралипоменон 7:14). Возрождение происходит только от Духа Божия, когда Он нисходит на каждого из нас и на церковь в целом. Так было в древние времена, период действия Ветхого Завета, так было при вступлении в силу Нового Завета, так происходит и в наше время. Ибо «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5). Эта весть не нравиться враждебному отчаянному миру, ибо эта Весть говорит о том, что спасение полностью является действием и милостью Господа Бога. Она дается через веру в Божьего Сына Иисуса Христа и завершается посредством Святого Духа Божия. Итак, мы не можем хвалиться, что это мы — инициаторы возрождения, даже если мы трудились и желали этого, ибо перерождение приходит по милости Божией, а не по инициативе человека. Как спасение, так и возрождение не дается по наследству, по желанию или по делам, а только лишь по благодати и милости Бога нашего. Ибо: Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, (2 Фессалоникийцам 2:13–14).

Итак, если новое рождение дается Духом Святым, почему же мы позволяем себе думать, что возрождение может произойти по нашей инициативе, в результате наших действий, без содействия Святого Духа? Если перерождение является работой Святого Духа, если источник перерождения и возрождения — тоже работа Святого Духа, тогда нам нечем хвалиться. Просьбы верующих о спасении и возрождении постоянно поднимаются Духом Святым к Богу. На протяжении столетий возрождение народа Божия происходило под действием Духа Божия, Который нисходил на смиренных и сокрушенных духом.

Возрождение народа Божия дает Богу великую радость. Итак, Бог Отец Духом Святым оживляет и обновляет нас только тогда, когда мы прибегаем к Нему со смиренным духом и с сокрушенным сердцем. Именно эту картину мы встречаем в 29й главе 2 Паралипоменон. Царь хотел сделать то, что угодно Господу Богу. Он смирил себя, и с сокрушенным сердцем от своих грехов и от грехов, которые были сделаны до него, воззвал к Богу. И Бог услышал его и совершил Духом Святым великое возрождение.
Антонина Михайловна Пушкарева,
г. Сан-Франциско, 1999 г.

Опубликовано 30.06.2000 г.