Молокане

Духовные христиане

Петров П. А.

Да будет воля Твоя!

Когда Иисус Христос учил Своих учеников молиться, Он не случайно повелевал им просить Отца Небесного: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Миллионы людей, молясь этими словами, или проповедуя их, не задумываются над их значением, их холодные сердца совсем не желают, чтобы слова эти исполнялись, скорее наоборот, они желают того, чтобы исполнялась воля молящегося, а не Божия. Таково истинное желание людей, начиная от учеников Иисуса Христа.

Евангелист Марк повествует: «При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Марк. 9:38). У учеников не возникла даже мысль, спросить своего Учителя: какова будет воля Его по отношению к этому человеку. Они увидели в нем конкурента-чудотворца себе и своему Учителю и, как чужому, запретили делать тоже, что делали они и их Учитель, чтобы не делить славы чудотворцев с кем-либо, кто не ходил за ними. «Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня, — а чтобы они не боялись конкуренции, добавил, — ибо, кто не против вас, тот за вас» (Марк. 9:39-40). Как видим: воля учеников, была противопо­ложна воле их учителя, и они учли преподанный им урок, что видно из повествования Евангелиста Луки: «И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самаринское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Луки 9:52-55). Итак, к концу своего пребывания с Учителем, ученики научились, прежде чем осуществить свою волю, узнать волю своего Учителя и действовать в соответствии с Его волей.

С тех пор прошло уже две тысячи лет. Миллионы людей повторяют, или, по крайней мере, знают молитву Господню «Отче наш», но мало, очень мало тех, чьи желания и чья жизнь соответствует словам этой молитвы: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Воля Отца Небесного и Сына Его Иисуса Христа в отношении всего человечества была выражена Иисусом, когда перед крестными страданиями Он молился в Гефсимании: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоанн. 17:21). Но люди, обольщенные сатаною, который «просил, чтобы сеять [их] как пшеницу» (Луки. 22:31), не только не стремятся по воле Божией к единству, но наоборот, по каждому поводу, а иногда и без повода, разделяются на множество течений, подчас враждующих между собою.

Наиболее частым поводом для разделений являются различные обряды, «относящиеся до плоти», установленные Ветхим Заветом. При Ветхом Завете богослужение совершалось в скинии или в храме. И скиния, и храм были разделены на две части: «в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. (Евр. 9:6-10). Наиболее часто исполняемым и строго соблюдаемым, являлся обряд «омовения». Омывались руки, ноги, одежда и все тело, о чем неоднократно указано в книге Числа и других книгах Пятикнижия, при этом всякий раз указывается, что омываться нужно водою. Например: «Очищаемый омоет одеж­ды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист… В седьмый день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет; и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист» (Левит.14:8-9).

Обратим внимание на то, с какими подробностями описывается этот обряд очищения, «относящийся до плоти». Однако, всё равно, при исполнении его возникали многие неясности, которые потребовали разъяснении «мудрецов». Того же требовали и другие обряды. Так появились у Евреев, Талмуд и Сидур, в которых давались точные указания: как исполнять обряды, в том числе обряд омовения. Например: в законе написано: «Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды: и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть» (Исх. 30:18-20). К этому в Сидуре дается пояснение: «Особая заповедь для священников — перед Храмовой службой омывать руки и ноги. Такое ритуальное омовение (не имеющее отношения к гигиене) можно было совершить только на территории Храма и только из Храмового сосуда» (Сидур. стр. 28). Омывая руки, следует трижды полить водой из сосуда попеременно на правую, а затем на левую кисти рук. Затем произнести благословение: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук» (Сидур. Врата Молитвы стр. 4. Иерусалим — Москва 5754 г./1993 г./). Несмотря на столь подробную инструкцию, Евреи не избежали разногласий. Некоторые считали, что «не следует проходить (после сна) четыре шага до омовения рук»; другие считают, что в данном вопросе в понятие «четырех шагов» включается вся комната, или даже вся квартира, и, таким образом, они разрешают дойти до умывальника» (Там же, стр. 4). Вот вам и повод для разделения.

В Новом Завете обряды, относящиеся до плоти не имеют никакого значения (Евр. 6:9-10). Служение Богу в Новом Завете определено словами Иисуса Христа в беседе с Самарянкой: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн. 4:23-24). А ученикам Своим Иисус добавил: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало: слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн, 6:63). Поэтому в Новом Завете мы нигде не находим заповеди о каком-либо обряде, относящимся до плоти, и, тем более, подробно­го описания порядка и условий совершения каких-либо обрядов. О них имеются лишь упо­минания в связи с тем, что различные обряды иудействующие христиане продолжали исполнять и после прекращения действия Старого Завета. Например, в Деяниях Апостолов описан следующий случай. Апостол Павел, который ради превосходства познания Христа Иисуса почитал тщетою свое преимущество от непорочности по правде законной, который для Христа от всего отказался и все почитал за сор, чтобы приобресть Его (Филип.3:8), придя в Иерусалим, услышал от Иерусалимских пресвитеров: «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет (назорейства, примечание автора), взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтоб остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо.… Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения» (Деян.21:23-24 и 26). В этом случае, в Писании Нового Завета, лишь упоминается об исполнении обряда назорейства. Подробное же описание всего, что должно исполнять при этом, было описано в книге Числа 6 гл. с 2-го по 21 стих. Как видим, Апостол Павел, под давлением нескольких «тысяч уверовавших Иудеев» (Деян. 21:20) «ревнителей закона», вынужден был исполнить обряд Ветхого Закона о назорействе. И не только это, но и Тимофея, спутника своего, обрезал ради Иудеев (Деян. 16:3). Не удивительно поэтому, что многие христиане принимают и переносят в Новый Завет исполнение некоторых ветхозаветных обрядов. Когда они читают в Новом Завете либо упоминание о ветхозаветных обрядах, либо о том, что кто-то из первых христиан, как указывалось в примере, исполнял какой-либо ветхозаветный обряд, то принимают это как повеление Нового Завета, как обязательное для себя и для братьев и сестёр по вере священнодействие. При этом неудивительно то великое множество разногласий по форме исполнения обрядов, потому что в Новом Завете нет подробного описания исполнения их. Достаточно сказать, например, о водном крещении. Сколько течений имеется в Христианстве, столько и различных форм исполнения этого обряда. Здесь и различия в словах, произносимых как крестителем, так и тем, кого крестят, здесь и различие в так называемой «формуле при крещении», здесь и письменное обязательство «обещания Богу доброй совести» (1-е Петр. 3:21). И это при том, что в Новом Завете мы имеем, по словам Ап. Павла «одно крещение» (Ефес.4:5): «все мы одним Духом крестились в одно тело»… «и вы — тело Христово, а порознь — члены» (1-е Коринф. 12:13 и 27); и «Креститель» у нас один — Христос, Который, по словам Иоанна Крестителя, «будет крестить вас Духом Святым» (Матф. 3:11). Казалось бы, предельно кратко и предельно ясно. Но человеческая воля так усложнила этот вопрос, что многие люди не могут в нем разобраться и спорят, и делятся между собой, забывая о воле Божией.

Некоторые вопросы, целиком находящиеся в воле Божией и никак не зависящие от воли человеческой, с такой же ясностью и краткостью описываются в Новом Завете, но некоторые, стремящиеся показать свою мудрость, пытаются толковать эти места по-своему, производя бесконечные споры и разделения. К таким вопросам относятся: вопрос о втором пришествии Христа, о «тысячелетнем царстве» и тому подобное. Например, спор о втором пришествии длится уже более ста лет. В журнале «Духовный Христианин», который издавал некогда А. С. Проханов, за 1907 год помещено шесть статей противоположного направления о втором пришествии. Тоже самое мы имеем и теперь. В журнале «Добрый домостроитель благодати» № 14 помещены две статьи противоположного направления о тысячелетием царстве, и о втором пришествии.
Спор все еще продолжается, хотя прошло почти сто лет. За это время никто из спорящих не вспомнил, что ни воскресение мертвых, ни второе пришествие Иисуса Христа, ни тысячелетнее царство не зависят от воли человеческой, что все это Бог положил в Своей воле. Но с упорством, достойным лучшего применения, продолжают утверждать свое. Одни утверждают, что «воскресение мертвых уже было» (2-е Тим. 2:18), что второе пришествие уже было при Апостолах, или «при разрушении Иерусалима и храма Иерусалимского» (А. С. Степанов «По учению и откровению старцев Духовных Христиан Тамбовского толка», «Духовный Христианин» №  2 за 1907 г.). Другие доказывают обратное: «Как и все верующие, мы ожидаем второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, и с Его пришествием наступление тысячелетнего царства» (И. Ф. Федоров «Вестник ДХМ» №  5 1935 г., Сан-Франциско).

При чтении тех и других статей невольно бросается в глаза, что противники берут из Писания те места, которые служат подтверждением их мнения, и пропускают места, которые противоречат ему. Примером тому может служить статья в журнале «Добрый домостроитель благодати: «Тысячелетнее царство и его значение». В доказательство первого, «духовного» воскресения автор приводит цитату из Откровения 6-й главы, сразу с 6-го стиха, пропуская первые стихи, из которых 4-й не подтверждает, а опровергает мнение автора, о чем вполне справедливо сделано редакторское замечание.
Журналы Духовных Христиан Молокан, начиная от «Духовного Христианина», издававшегося в начале 20-го века, и кончая «Добрым домостроителем благодати», издающегося в наше время, своим принципом ставили свободу «для выражения мнения по любому духовному вопросу» («Добрый домостроитель благодати» № 14 стр. 1). В этом нет ничего предосудительного. Но авторам, пишущим критику на противоположные мнения необходимо следить, чтобы не сделать самому более грубой и противоречащей Писанию ошибки, как это и получилось у автора вышеуказанной статьи. Согласно приведенной автором цитаты и тем заключением, который он делает на ее основе, в число «оживших духовно из мертвых к упованию живому», а, следовательно, тех, кто были до воскресения «мертв по преступлениям и грехам» (Ефес. 2:1) попадает и Иоанн Креститель, обезглавленный Иродом за свидетельство Иисуса и за слово Божие, и о котором Ангел Господень предсказал, что он Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Луки. 1:15).

И все же, главное не в ошибках, главное в результатах этих опоров. Блаженной памяти Семён Матвеевич Уклеен, по вопросу о суде и воскресении мертвых учил: «По заслугам Сына Божия можем получить вечное спасение» (Духовный Христианин» № 6 за 1907 год), и с этой благой вестью шёл к людям, обращая их ко Христу целыми деревнями и селами. В результате, он один, с помощью Божией собрал в России великое «стадо» поклонников Богу в духе и истине. Но последующие «пастухи», своими бесконечными спорами и попытками навязать свою волю и своим противникам, и Самому Богу, получили результат обратный, как об этом сказал Бог чрез пророка Иеремию: «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью, — сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу» (Иерем. 12:10-11). В некоторых деревнях; селах и городах прежде были многочисленные общины Духовных Христиан Молокан, а теперь не осталось никого или единицы и собраний некому проводить. Так случитесь в городе о Балашове и в селах бывшего Балашовского уезда: Ромашовке. Выселках, Котоврасе; так сейчас в г. Мичуринске Тамбовской области; в селах Пески, Макарове Воронежской области. Поэтому вопрос, заданный дорогой нашей сестрой по вере, Антониной Михайловной Пушкаревой в статье «Молокане! Возрождение, где оно?» («Добрый домостроитель благодати» № 14) звучит как «глас вопиющего в пустыне» (Матф. 3:3), ибо во многих селениях нашей России не осталось никого, кто мог бы услышать этот вопрос и дать на него ответ. Права сестра в том, что надежда наша лишь на Господа, на Его помощь. Но как помогать тем, которые, сами ничего не делают для созидания Церкви Божией? Ответ на это дал Сам Иисус Христос говоря: «лукавый раб и ленивый!..негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 25:26 и 30). Не этот ли страшный приговор ожидает нас за наше поведение? Дорогие братья и сестры! Не пора ли нам, пишущим в журналы, проповедующим в собраниях или в народе, пасть пред Богом в прахе и пепле с раскаянием и мольбою о прощении, с молитвою, которой учил Иисус Христос: «да будет воля Твоя» и «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Не пора ли нам забыть свою «мудрость», свое тщеславие, и взяться за работу на ниве Божией, стараться познать, что есть «Воля Божия» (Ефес. 5:17); прислушаемся к Апостолу Павлу, который умолял в послании к Римлянам: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть Воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). Трудно ли выполнить это? Думаю — нет, потому что в Писании предельно кратко и четко дается ответ: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего, не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоанн. 6:39). Так сказал Господь наш Иисус Христос. «Воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4:3), — написал Апостол Павел.

По милости Господа общество Духовных Христиан Молокан издает три журнала, с помощью которых имеем возможность нести людям весть о спасении, о воле Божией. Но как прежде «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Луки. 7:30), так и теперь, некоторые считают себя в праве закрыть все журналы, кроме одного (Решения 5-го съезда пресвитеров ДХМ). Вместо того чтобы сказать: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:9) и приложить все старание:

  1. Чтобы изданные и разосланные по общинам журналы не лежали бы в шкафах и не выбрасывались на свалку, а читались всеми в общине, и не только «своими», молоканами, но и окружающими людьми, независимо от их вероисповедания.
  2. Чтобы статьи во всех журналах были назидательны для читателей с любыми убеждениями; чтобы каждый журнал выполнял, независимо от названия, «волю Божию, … заграждая уста невежеству безумных людей» (1-е Петр. 2:15); чтобы ни один, даже самый ярый противник нашего упования, не мог ничего худого сказать о Духовных Христианах Молоканах, об издаваемых ими журналах и того, что в этих журналах пишется.

Итак, если мы все, начиная с пресвитеров, авторов статей, редакторов и всех читающих или получающих журналы будем выполнять волю Божию о каждом из нас, тогда и Бог, благословит и поможет нам, «ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое, утро; велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:22-23), и Сам Бог даст ответ на вопрос, заданный сестрой А. М. Пушкаревой: «Молокане! Возрождение, где оно?», ибо по воле Божией возрождение станет реальностью! И мы, в великой радости, можем вслед за Иисусом Христом, повторять:

«да будет воля Твоя
и на земле,
как на небе!»

Аминь!
Старец Петр Александрович Петров,
г. Воронеж, 2000 г.

Опубликовано 30.06.2001 г.

Другие публикации автора

Доступ ограничен!

Рассматриваются только подробные письма по исследуемой Вами родословной или интересующей Вас проблеме!